К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему «режим гоблина», пермакризис и газлайтинг сопровождают нас весь 2022 год

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Словами года, по версии разных словарей, в 2022 году стали «режим гоблина» (goblin mode), «пермакризис» — от permanent («постоянный») и crisis («кризис») — и «газлайтинг» (gaslighting). Практикующий психолог Валентин Оськин объясняет, почему именно эти термины так точно отражают все, что мы пережили за последние 12 месяцев

Пермакризис как крах взаимосвязанных систем

Выражение «режим гоблина» «Оксфордский словарь английского языка» выбрал словосочетанием года. По версии словаря Collins словом года стал «пермакризис» , а издатели американского толкового словаря Merriam-Webster назвали посчитали таковым понятие «газлайтинг». Почему именно они?

Последние три года привычная реальность перестраивается. Происходит это резко, трудно и болезненно. Глобальные перемены затрагивают как отдельного человека, так и все человечество. Пермакризис — одно из значимых слов в этом году, фактически означает перманентный, постоянный, хронический кризис, происходящий во многих сферах жизни всего человечества.

Концепция пермакризиса происходит из современной теории систем, где утверждается, что однажды кризис может стать настолько сложным, что его течение и финал будут непредсказуемы. Французский философ Эдгар Морен, в своей книге 2008 года «On Complexity» утверждает, следующее: человечество достигло такого уровня глобализации процессов, а ее поддерживающие системы стали настолько сложны и взаимосвязаны друг с другом, что выход из строя одной из них влечет за собой немедленное разрушение и перестройку всех остальных.

 

Книга была издана более десяти лет назад, и говорилось в ней о поликризисе, т.е. множественном кризисе связанных систем. А уже в этом году факт комплексного и длительного кризиса стал признаваться на разных уровнях — европейский политический центр пишет о пермакризисе в Европе, ВОЗ  признает усиливающийся, несмотря на все меры, кризис в как здравоохранении, так и в других областях жизни — связанный как с пандемией, так и с иными глобальными процессами. Пожалуй, это то, что делает поликризис пермакризисом — длительность, неуправляемость, непредсказуемость.  И текущий кризис заставляет задуматься о новой реальности — с чем человечеству придется сталкиваться, к чему стремиться, чего достигать.

Но что чувствует человек находясь в такой изменчивой, непостоянной, все более хаотичной среде? Постоянная тревога из-за неизвестности, неопределенности даже самого ближайшего будущего, злость от бессилия перед обстоятельствами, и от того не имеющая выхода — вот что обычно чувствуют люди, рассказывающие психотерапевту о своем отношении к происходящему в последние три года. Оказавшийся в такой ситуации человек обычно нуждается в поддержке, в ясности, что и для чего делать, в понимании того, как будут развиваться события и его собственная жизнь. Самый простой способ получить такую ясность — не искать самостоятельно, а обратиться к другим людям, к авторитетам, к уважаемым источникам информации, в конце концов к кому то кто выглядит и говорит уверенно и четко.

 

 Газлайтинг как глобальный процесс

Газлайтинг — один из видов насилия, где основные методы — это убеждение жертвы в собственной неадекватности, сумасшествии, а цель — тотальный контроль насильника над жертвой. За последнее десятилетие этот термин стал астрономически популярным, и стал словом 2022 года. Во многом этому помог успех движения #MeToo, которое показало, как жертвы самого разнообразного насилия систематически осуждаются, не находят поддержки, встречаются с дискредитацией, стыжением и недоверием. Термин «газлайтинг» стал популярным среди множества людей, интересующихся вопросами психического здоровья, писателей политиков, исследователей культуры, философов и психологов.

Исходя из описания термина, может сложиться ложное понимание, что газлайтинг — это явление, возникающее между двумя людьми, в паре, в отношениях, преимущественно романтических. Такое восприятие возникает из-за того, что на локальных примерах (отношения в конкретной паре, между конкретными людьми), проще увидеть этот феномен. На деле же все обстоит гораздо сложнее и глобальнее. Так в своей статье «Racial Gaslighting» Дэвис и Эрнст определяют расовый газлайтинг как «политический, социальный, экономический и культурный процесс, который увековечивает и нормализует реальность сторонников превосходства белой расы, патологизируя тех, кто сопротивляется». Газлайтинг может даже повлиять на политический процесс. Политики или политические организации нередко используют газлайтинг в качестве тактики, чтобы склонить общественное мнение в нужную им сторону. Так, дополнительную популярность термин приобрел в США в период президентства Дональда Трампа, когда его прямо обвиняли в газлайтинге граждан свой собственной страны. Стратегия влияния на граждан строится на манипулятивном использовании информации с целью ввести в заблуждение, дестабилизировать и дезориентировать общественное мнение по политическим вопросам», — пишет Фарах Латиф, эксперт по коммуникациям из Университета Джорджа Вашингтона.

Дезориентация и отрицание — вот две основных стратегии манипулятора-газлайтера. Они становятся особенно эффективными, если происходят в контексте изоляции. Для манипулятора это важно, потому что изоляция не позволяет жертвам услышать контраргументы к тому, что происходит в их взаимоотношениях.

 

 В свою очередь изоляция может быть организована двумя путями: прямым отчуждением человека или группы от всего остального мира, и более изощренным — созданием такого большого объема одинаковой и нужной манипулятору информации, что иная информация просто не будет видна. В этом случае, номинально никакой изоляции нет, все вместе, все рядом, все видят и слышат одно и тоже и за счет этого даже если приходит какая то альтернативная, отличающаяся информация, то она не воспринимается как правдивая, ведь вокруг есть гораздо больше другой информации с которой согласны все. Изоляция — питательная среда для газлайтинга. 

Длительное нахождение в такой атмосфере приводит к тотальной эмоциональной перегрузке. Люди чувствуют себя подавленно, неуверенно, тревожно, беспомощно, разочарованно и истощенно. Эти чувства не способствуют психическому здоровью, и продуцируют выгорание, депрессию, неконструктивный гнев, что ведет к еще большему увеличению социальной изоляции. Но глобальные процессы, кризис, продолжаются, только увеличиваясь в масштабах, что еще больше усиливает давление на отдельно взятого человека. У каждого есть свой предел, и в какой-то момент может наступить сенсорная и информационная перегрузка — так называется состояние, когда мозг получает слишком много ощущений от внешних раздражителей, например от света, звуков, прикосновений или информации. Такая перегрузка может вызвать сначала острую, а затем хроническую стрессовую реакцию, которая переводит тело и психику в режим «бей или беги», всякий раз когда кризис делает очередной виток, а понимание происходящего вновь рассыпается. Такая стрессовая реакция проявляется в следующих симптомах:

  • Тревога и страх, как будто без особых причин
  •  Беспокойство буквально обо всем
  • Постоянно присутствующая раздражительность
  • Немотивированный, неконтролируемый гнев
  • Телесное и эмоциональное перевозбуждение
  • Постоянное мышечное напряжение, невозможность расслабиться
  • Странное учащение пульса и быстрое дыхание без причин
  • Экстремальное потоотделение в ситуациях не связанных с физическими нагрузками и высокими температурами
  • Избегание контакта с людьми, даже с теми кто близок
  • Самоповреждающее поведение

В тяжелых случаях мозг буквально способен «отключать» наиболее перегруженную систему или орган. Этот эффект называется shutdown, и особенно известен у людей с РАС (расстройством аутистического спектра), однако может проявляться и у нейротипичных людей.  Стоит отметить, что исследования о последствиях социальной изоляции показывают, что длительное отчуждение приводит к похожим симптомам.

Режим гоблина: усталость и отказ от социальных норм

Последние несколько лет большинство людей находилось в изоляции, более того, часть продолжает быть в ней и сейчас. Одновременно люди переполнены непрекращающимся потоком информации о всевозможных глобальных кризисах, проблемах приведших к ним, последствиях и грядущих трудностях. Все это создает эмоциональное напряжение и стресс, о котором говорилось выше. Но любому напряжению нужен выход, психика всегда стремится избавиться от лишнего стресса. Поэтому нет ничего удивительного что термин «режим гоблина/goblin mode» стал так популярен,  что стал третьим словом 2022 года по версии Оксфордского словаря.  Непривычная и странная фраза, возникшая в начале 2010-х годов, больше как шутка, изначально описывала чье-то возмутительное, неприятно удивляющее поведение, почти исчезла в недрах Twitter. Однако благодаря нескольким медиа-скандалам, пандемии, изоляции и всеобщей усталости это выражение стало популярно в наши дни.

 Оксфордский словарь определяет «режим гоблина» как ленивое, неряшливое, снисходительное поведение человека, который таким образом отвергает социальные нормы и ожидания. Если вчитаться в твиты, можно заметить, что этот термин используют люди, трудно переживающие пандемию, изоляцию и стресс, связанный с остальными событиями в мире, либо уставшие от социальных норм, правил, ограничений и запретов. Складывается впечатление что «режим гоблина» позволяет, отринув общественные нормы, хоть как-то почувствовать себя живым, свободным, настоящим. 

 

Почему так происходит? Длящийся хронический кризис, социальная изоляция, информационная перегрузка медленно, но, верно, создают внутри людей невыносимое напряжение вызывающее срабатывание shutdown эффекта. Только вместо отключения когнитивных функций или органов чувств, здесь частично отключаются функции психики, отвечающие за соответствие социальным ролям, стандартам, шаблонам. Большое количество данных свидетельствует о том, что во время пандемии люди стали отказываться от привычных стандартов внешности, презентабельности и социального поведения, поскольку внезапно это перестало быть настолько необходимо. Можно сказать, что «режим гоблина» сейчас отражает настроение преобладающего количества людей, так или иначе отвергающих идею возвращения к «нормальной жизни» ко все более недостижимым эстетическим стандартам, вечному бегству к идеалу и лучшей версии себя.

С другой стороны, твит «you’re not «going goblin mode» you have clinical depression (вы не «переходите в режим гоблина», у вас клиническая депрессия)», демонстрирует другую проблему — в очередной раз вполне конкретные симптомы расстройств и заболеваний ментального здоровья описываются каким либо новым словом, имеющим мало отношения к реальности, как это происходит с понятием «синдром самозванца». Такое отношение во многом вредит качеству и доступности лечения, потому что «режим гоблина» подразумевает что-то интересное, необычное, возможно, даже звучит как собственный выбор. Он совсем не похож на депрессию, тревожное расстройство и социофобию. Кроме того, такое отношение может приводить к стигматизации людей, которые все же решают обратиться за помощью. Социальная изоляция, неряшливость, отсутствие личной гигиены, раздражительность, апатия и безразличное отношение к себе и другим — вот то, что сейчас прячется под «режимом гоблина». Важно понимать что часто симптомы могли существовать и раньше, и усилиться с возникновением все большего количества напряжения, либо появиться в результате происходящих событий. И часто это вовсе не попытка вернуть себе свою идентичность, отринуть строги навязанные нормы. Это может оказаться реальной проблемой ментального здоровья, симптомами выгорания, депрессии и тревожного расстройства.

Неожиданно случившаяся пандемия, изоляция и дальнейшие изменения в мире создают все продолжающийся хаос событий, перманентный и плохо контролируемый кризис. Одновременно с этим, как параллельный процесс, так и процесс, существующий внутри кризиса, разворачивается глобальный газлайтинг, проявляющийся в непереносимых объемах информации — противоречивой, неточной, пугающей, сбивающей с толку и заставляющей терять чувство адекватности. Такое «комбо» закономерно приводит к эмоциональной перегрузке, выражающейся в самых разнообразных неприятных и опасных психических и физических симптомах. А один из возможных путей преодоления этого напряжения — уход в «режим гоблина», отключение части тех функций, где психического напряжения больше всего, а именно — следование социальным ролям, установкам и ожиданиям.

С одной стороны, все это свидетельствует о глобальной усталости людей от происходящего хаоса. С другой — показывает, насколько сильно мы связаны с окружающим нас миром, как сильно мы уязвимы перед ним, и дает возможность задуматься о том, как много и что именно каждый из нас может контролировать в своей жизни.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+