Мысли о будущем арктических городов: как в Норильске показывают современное искусство
Первая международная биеннале «Искусство будущего», созданная музеем МАММ, отправилась в гастрольный тур по России. Первая точка на маршрутной карте выставки — Норильск. Выбор логичен и по праву партнера («Норникель» — многолетний корпоративный попечитель музей МАММ), и по содержанию выставки. Вряд ли какой-либо другой город России может сравниться с Норильском с его исторической, маниакальной устремленностью в будущее.
В темноте полярной ночи детали сталинской архитектуры почти невидны. Особая гордость строителей Норильска — архитектурный комплекс Октябрьской площади, выстроенный в конце 1940-х — начале 1950-х с ризолитами с многоярусными портиками. Вся эта многоэтажная ажурность выстроена на вечной мерзлоте без подъемных кранов и с многометровыми котлованами, вырытыми вручную силами строителей-заключенных Норильлага.
Зато сквозь частокол опушенных толстым слоем снега кустарников светятся, как космические корабли пришельцев, параллелепипеды автобусных остановок. Этой зимой Норильск начали оборудовать новыми павильонами автобусных остановок, где подогревается и сама кабинка, и скамейка внутри. Газета «Норильск сегодня» сообщает об установке 20 таких кабинок — за зиму их обещают открыть 35, а всего запланировано больше ста теплых павильонов.
С началом полярной ночи в Норильске открылась Первая международная биеннале «Искусство будущего». Год назад выставка дебютировала в Москве, в музее МАММ, корпоративным попечителем которого уже много лет выступает «Норильский никель». И вот первый гастрольный город на карте новой биеннале — Норильск, столица империи «Норникеля».
Расположенный в 2400 км от Северного полюса, на юге полуострова Таймыр, Норильск вместе с Мурманском, Хаммерфестом, Анкориджем и Рованиеми входит в пятерку самых крупных городов Заполярья. За девять месяцев зимы с морозами до -56 градусов Цельсия на каждого жителя города в среднем выпадает по 10 т снега. С 30 ноября до 13 января в Норильске стоит полярная ночь.
Однако первый русский форпост в этих местах — Магназея, где выплавляли медь из норильской руды, —появился уже в начале XVII века. Во второй половине XIX века купцы Сотниковы основали в этих местах медеплавильный завод. Однако свою официальную историю Норильск отсчитывает от экспедиции геолога Николая Урванцева 1920 года, во время которой были разведаны медно-никелевые месторождения и угольные пласты. Так в 1935 году «для успешного освоения Норильского никелевого и угольного месторождений и строительства комбината» Совнарком СССР обязал Главное управление лагерями Наркомата внутренних дел организовать специальный лагерь в Норильске. Летом 1935 года по Енисею в Норильск была отправлена первая партия заключенных — 1200 человек. Все, начиная от железных дорог до бараков, заключенные построили вручную. Так впервые в мире на Крайнем севере возник промышленный комбинат с полным циклом производства: от добычи руды до получения чистого никеля, меди и кобальта. О том, чего стоило достижение этой цели, сегодня рассказывает экспозиция в музее Норильска и мемориальный комплекс «Норильская Голгофа», открытый в начале 2000-х на месте первой лагерной общей могилы.
В 1954 году горный лагерь был ликвидирован. В 1956 году комбинат перешел на вольнонаемную рабочую силу: за год в Норильск прибыли 6500 комсомольцев-добровольцев. Тогда же в обиход вошло выражение «болельщики Норильска», определяющее людей, готовых ценой своей жизни создавать город и производство за полярным кругом.
Трагическая история города парадоксальным образом заложила мощные культурные традиции. В Норильском заполярном театре драмы играли Георгий Жженов, Эдда Урусова, Иннокентий Смоктуновский. В городе исторически сильны джазовые традиции. Музей Норильска, начинавшийся как подразделение геологического отдела Норильскстроя в 1939 году, сегодня в статусе государственного объединяет художественную галерею, этнографический музей, первый дом Норильска (в котором зимовала экспедиция Урванцева в 1921 году) и арт-резиденцию PolArt. В планах музея — новое пространство AMMA (аббревиатура от Arctic Museum of Modern Art. — Forbes Life) в реконструированном и приспособленном здании бывшего магазина. Уже готов проект, разработанный архитектурным бюро Nowadays общей площадью 8500 кв. м. Новый музей должен открыться в 2026 году. Его создание финансирует «Норникель».
В Музее Норильска с 2016 года открыта PolArt, резиденция для художников. Каждый год работают здесь 5-7 художников, по результатам работ которых устраивают выставки. По условиям резиденции Музей Норильска не оплачивает вывоз работ художникам — поэтому авторы часто оставляют в музее не одно произведение, как определено контрактом, а большую часть созданного в заполярной мастерской. Все они пополняют формирующуюся коллекцию современного искусства музея.
Три проекта, созданных художниками PolArt, вошли в экспозицию выставки «Искусство будущего» в Норильске. «Они добавят событию еще и норильских смыслов, и новизны, и размышлений о будущем арктических городов», — говорит директор Музея Норильска, куратор PolArt резиденции Наталья Федянина.
На биеннале «Искусство будущего» были представлены 60 проектов российских и зарубежных участников, созданных на основе новейших технологий Индустрии 4 (нейросети, 3D-анимация, виртуальная и дополненная реальность). Выставка шла одновременно в залах музея и онлайн-форматах. Помимо 300 000 зрителей, пришедших в музей, мероприятия на специально созданной платформе Artforthefuture.art посетили 7 млн пользователей.
По мнению директора МАММ Ольги Свибловой, искусство, всегда жадное до новых технологий и научных изобретений, в XXI веке особенно остро ощущает «растущее влияние Индустрии 4.0. Ускорение ритмов жизни приводят к акцентированию внимания искусства на проблеме будущего, созданию его утопических моделей, зависящих от вызовов нашего времени: экологических проблем, цифровизации реальности, повсеместного внедрения нейросетей». Наталья Федянина, директор Музея Норильска, добавляет, что «сегодня как никогда в своих размышлениях о будущем мы нуждаемся в проектах, пространствах, событиях, дающих возможность это наше будущее разглядеть в тумане неопределенности и тревоги».