К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мысли о будущем арктических городов: как в Норильске показывают современное искусство

Ростан Тавасиев. Из проекта «Планетарные туманности»
Ростан Тавасиев. Из проекта «Планетарные туманности»
В Норильске открылась первая международная биеннале «Искусство будущего» — восемь работ приехали из Москвы, из экспозиции в музее МАММ, а три созданы художниками — участниками арт-резиденции PolArt. Forbes Life выяснил, как при приближении к Северному полюсу повышается градус актуальности современного искусства

Первая международная биеннале «Искусство будущего», созданная музеем МАММ, отправилась в гастрольный тур по России. Первая точка на маршрутной карте выставки — Норильск. Выбор логичен и по праву партнера («Норникель» — многолетний корпоративный попечитель музей МАММ), и по содержанию выставки. Вряд ли какой-либо другой город России может сравниться с Норильском с его исторической, маниакальной устремленностью в будущее. 

В темноте полярной ночи детали сталинской архитектуры почти невидны. Особая гордость строителей Норильска — архитектурный комплекс Октябрьской площади, выстроенный в конце 1940-х — начале 1950-х с ризолитами с многоярусными портиками. Вся эта многоэтажная ажурность выстроена на вечной мерзлоте без подъемных кранов и с многометровыми котлованами, вырытыми вручную силами строителей-заключенных Норильлага.

Зато сквозь частокол опушенных толстым слоем снега кустарников светятся, как космические корабли пришельцев, параллелепипеды автобусных остановок. Этой зимой Норильск начали оборудовать новыми павильонами автобусных остановок, где подогревается и сама кабинка, и скамейка внутри. Газета «Норильск сегодня» сообщает об установке 20 таких кабинок — за зиму их обещают открыть 35, а всего запланировано больше ста теплых павильонов.

 

С началом полярной ночи в Норильске открылась Первая международная биеннале «Искусство будущего». Год назад выставка дебютировала в Москве, в музее МАММ, корпоративным попечителем которого уже много лет выступает «Норильский никель». И вот первый гастрольный город на карте новой биеннале — Норильск, столица империи «Норникеля».

Расположенный в 2400 км от Северного полюса, на юге полуострова Таймыр, Норильск вместе с Мурманском, Хаммерфестом, Анкориджем и Рованиеми входит в пятерку самых крупных городов Заполярья. За девять месяцев зимы с морозами до -56 градусов Цельсия на каждого жителя города в среднем выпадает по 10 т снега. С 30 ноября до 13 января в Норильске стоит полярная ночь.

 

Однако первый русский форпост в этих местах — Магназея, где выплавляли медь из норильской руды, —появился уже в начале XVII века. Во второй половине XIX века купцы Сотниковы основали в этих местах медеплавильный завод. Однако свою официальную историю Норильск отсчитывает от экспедиции геолога Николая Урванцева 1920 года, во время которой были разведаны медно-никелевые месторождения и угольные пласты. Так в 1935 году «для успешного освоения Норильского никелевого и угольного месторождений и строительства комбината» Совнарком СССР обязал Главное управление лагерями Наркомата внутренних дел организовать специальный лагерь в Норильске. Летом 1935 года по Енисею в Норильск была отправлена первая партия заключенных — 1200 человек. Все, начиная от железных дорог до бараков, заключенные построили вручную. Так впервые в мире на Крайнем севере возник промышленный комбинат с полным циклом производства: от добычи руды до получения чистого никеля, меди и кобальта. О том, чего стоило достижение этой цели, сегодня рассказывает экспозиция в музее Норильска и мемориальный комплекс «Норильская Голгофа», открытый в начале 2000-х на месте первой лагерной общей могилы.

В 1954 году горный лагерь был ликвидирован. В 1956 году комбинат перешел на вольнонаемную рабочую силу: за год в Норильск прибыли 6500 комсомольцев-добровольцев. Тогда же в обиход вошло выражение «болельщики Норильска», определяющее людей, готовых ценой своей жизни создавать город и производство за полярным кругом.

Трагическая история города парадоксальным образом заложила мощные культурные традиции. В Норильском заполярном театре драмы играли Георгий Жженов, Эдда Урусова, Иннокентий Смоктуновский. В городе исторически сильны джазовые традиции. Музей Норильска, начинавшийся как подразделение геологического отдела Норильскстроя в 1939 году, сегодня в статусе государственного объединяет художественную галерею, этнографический музей, первый дом Норильска (в котором зимовала экспедиция Урванцева в 1921 году) и арт-резиденцию PolArt. В планах музея — новое пространство AMMA (аббревиатура от Arctic Museum of Modern Art. — Forbes Life) в реконструированном и приспособленном здании бывшего магазина. Уже готов проект, разработанный архитектурным бюро Nowadays общей площадью 8500 кв. м. Новый музей должен открыться в 2026 году. Его создание финансирует «Норникель».

 

В Музее Норильска с 2016 года открыта PolArt, резиденция для художников. Каждый год работают здесь 5-7 художников, по результатам работ которых устраивают выставки. По условиям резиденции Музей Норильска не оплачивает вывоз работ художникам — поэтому авторы часто оставляют в музее не одно произведение, как определено контрактом, а большую часть созданного в заполярной мастерской. Все они пополняют формирующуюся коллекцию современного искусства музея.

Три проекта, созданных художниками PolArt, вошли в экспозицию выставки «Искусство будущего» в Норильске. «Они добавят событию еще и норильских смыслов, и новизны, и размышлений о будущем арктических городов», — говорит директор Музея Норильска, куратор PolArt резиденции Наталья Федянина.

На биеннале «Искусство будущего» были представлены 60 проектов российских и зарубежных участников, созданных на основе новейших технологий Индустрии 4 (нейросети, 3D-анимация, виртуальная и дополненная реальность). Выставка шла одновременно в залах музея и онлайн-форматах. Помимо 300 000 зрителей, пришедших в музей, мероприятия на специально созданной платформе Artforthefuture.art посетили 7 млн пользователей.

По мнению директора МАММ Ольги Свибловой, искусство, всегда жадное до новых технологий и научных изобретений, в XXI веке особенно остро ощущает «растущее влияние Индустрии 4.0. Ускорение ритмов жизни приводят к акцентированию внимания искусства на проблеме будущего, созданию его утопических моделей, зависящих от вызовов нашего времени: экологических проблем, цифровизации реальности, повсеместного внедрения нейросетей». Наталья Федянина, директор Музея Норильска, добавляет, что «сегодня как никогда в своих размышлениях о будущем мы нуждаемся в проектах, пространствах, событиях, дающих возможность это наше будущее разглядеть в тумане неопределенности и тревоги».

Павел Чекулаев. «Новости». Кадр из видео. 2021

Павел Чекулаев. «Новости». Кадр из видео. 2021

Одна из тем выставки — слияние цифровой и материальной реальности. Павел Чекулаев объединяет пространство видеоигр с телевизионными новостями, наблюдая, как вымышленная реальность на глазах зрителя вытесняет событийную.

Дмитрий Кавка. «Натюрморт с бургером, летучей мышью и девятью зубами». 2021

Дмитрий Кавка. «Натюрморт с бургером, летучей мышью и девятью зубами». 2021

Свои натюрморты художник Дмитрий Кавка пишет в традиционной манере. Однако составляет композиции алгоритм, выбирая из базы данных Google images, управляемый музыкальным треком.

Ростан Тавасиев. Из проекта «Планетарные туманности». 2020–2021

Ростан Тавасиев. Из проекта «Планетарные туманности». 2020–2021

Проект художника Ростана Тавасиева создан в сотрудничестве с астрофизиком Сергеем Поповым. В качестве рабочего материала художник использует планетарные туманности. «Наполняя космос искусством, мы можем сделать его человечнее, ближе и «теплее», — говорит Тавасиев. Образом, транслируемым в туманности, художник выбрал силуэт зайца.

Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко). «Сны машины». Кадр из видео. 2021

Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко). «Сны машины». Кадр из видео. 2021

Группа Grey Cake продуцирует искусственные сновидения, загрузив в базу данных набор готовых текстов и изображений. В отличие от человеческих сны машины воспроизводятся в любом объеме и длительности.

Анна Толкачева. «ЦветНор»

Анна Толкачева. «ЦветНор»

Интерактивная инсталляция, управляемая пультом с четырьмя цветными кнопками, позволяет увидеть пейзажи Норильска в выбранном цвете: красном, желтом, синем. Если нажать комбинацию кнопок, то инсталляция смешает кадры разных цветов и выдаст цветовой коктейль.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+