Издательство АСТ
Мало кто может так быстро — за пару фраз — перенести читателя в небольшую армянскую деревню и сделать частью тамошней жизни, как Наринэ Абгарян. Неважно, читаешь ли ты «Манюню», «Зулали», «Симона», книгу «С неба упали три яблока», которая принесла Абгарян премию «Ясная Поляна», или просто пост Наринэ в социальных сетях, ты уже готов ехать в Берд к ее непростым, упрямым и характерным, но очень человечным и житейски мудрым героям. И это не просто фигура речи, как в анекдоте про старушку, которая собралась ехать в Санта-Барбару, — после книг Абгарян в Берд и правда зачастили экскурсии.
Проза Наринэ Абгарян пропитана ароматами пряных трав и свежего хлеба, нагретой солнцем земли и вольного ветра, искренними, порой бьющими через край, эмоциями героев и безграничной любовью внимательного, чуткого к слову рассказчика. Герои ее новой книги — Левон и Астхик, Анания и Саломэ, Карина и Эва, Мариам и сама Наринэ, распахнувшая сердце читателям в Петербурге, городе, который, несомненно, умеет любить — все они просто живут, то пререкаясь, то благодаря, то наблюдая.
У семилетнего Левона особое восприятие красок — каждый цвет накрепко связан с цифрами. Разволновавшись, Левон легко может их перепутать и сказать, что уже половина коричневого, а не половина шестого. Впрочем, дома его поймут — все уже выучили числа цветов, а старший брат Гево, особенный мальчик, спрятавшийся от остальных за аутизмом, как за стеной, как оказалось, вообще чувствует цвет точно так же. Для братьев это их собственный язык любви, где молчанию отведена особая роль.
«Жестокость мира не от Бога, а от нас, взрослых. Потому, может, Он нам и не полагается. Быть может, Бог только для детей»,— протянул в тот день задумчиво тер Тадеос, чем окончательно подкупил деда, ценящего в людях умение сомневаться.
— Король оранжевое лето,— поет Левон, доедая солнечную оладью, и думает о том, что Бог, скорее всего, для всех. Но не все взрослые пока об этом догадываются».
Пересказывать истории Наринэ Абгарян — только отнимать у других счастье погружения в мир, который она открывает, мир, где все переплетено: любовь и потери, нежность и ненависть, надежды и страдания. «Откуда-то знала, что созидательной силой обладают не только счастливые события. Несчастливые иногда учат большему. Астхик училась у них смирению и принятию».
Наринэ пишет о том, как стремительно и необратимо меняется мир прямо сейчас и какими простыми в сущности остаются самые важные вещи. Читать «Молчание цвета» невозможно без слез, которые все равно брызнут, как ни сдерживайся, но невозможно и без улыбки и той особой радости узнавания, которая заставляет внутренне кивать «да-да, так оно и бывает», а еще без осознания того, насколько хрупка и бесценна человеческая жизнь.
У прозы Наринэ Абгарян есть свойство напоминать, что самые дорогие вещи в жизни вовсе не вещи, и оставлять в душе свет и надежду. Важнейшее, мне кажется, свойство, особенно в нынешние непростые времена.