К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ведьма, кухарка и неумная мать: женские роли, которые традиционно играют мужчины

Фея Карабос, «Спящая красавица» (Фото Руслана Шамукова / ИТАР-ТАСС)
Фея Карабос, «Спящая красавица» (Фото Руслана Шамукова / ИТАР-ТАСС)
В новосибирском «Первом театре» остановлены показы спектакля «Принцесса и людоед» — беспокойство вызвал образ Принцессы, роль которой исполнял актер с усами. При этом многовековая традиция исполнения женских образов мужчинами характерна и для азиатской, и для европейской культуры. Вспоминаем знаковые роли в кино и театре

В ноябре в Новосибирском молодежном «Первом театре» отменили показ детского спектакля «Принцесса и Людоед». По данным режиссера спектакля Полины Кардымон, в областное Министерство культуры «поступили обращения от зрителей, которых возмутил мужчина с усами, играющий принцессу». Затем была проведена проверка постановки на предмет пропаганды ЛГБТ, в ходе которой, как сообщает ТАСС, эксперты из сферы культуры и искусства не нашли нарушений. Однако театр все равно принял решение снять премьеру «Принцессы и Людоеда», заявив, что «не хотят быть предметом разногласий в обществе, ведь искусство призвано объединять людей, дарить приятные эмоции и говорить о важном». 

Однако традиция исполнения мужчинами женских ролей — неотъемлемая часть истории театра, начиная с Древней Греции. До сих пор идут споры, разрешено ли тогда было женщине смотреть представления, не говоря уже о том, чтобы в них участвовать.

Вплоть до XVII-XVIII века отсутствие женщины на профессиональной сцене определялось представлениями о морали и нравственности: церковь не позволяла. Хотя исключения, безусловно, были.

 

Так, в шекспировском театре «Глобус» женские роли играли молодые артисты, иногда подростки, старух же доверяли опытным. К слову, театр до сих пор отдает дань этой традиции и в некоторых постановках отдает главные женские роли актеру-мужчине. В 1722 году на сцене римского Teatro Alibert состоялась премьера оперы итальянского композитора Луки Антонио Предиери «Софонисба», главную роль в которой исполнил певец-кастрат Фаринелли. Исполнение кастратами женских партий было обычным делом в Италии, где церковь запрещала женщине выходить на сцену. Впрочем, запрет этот нарушали уже создатели первых опер, а к концу века он и вовсе был забыт.

Примечательно, что японский театр кабуки был основан женщиной: первое представление устроила в 1603 году служительница храма в Киото. Но кабуки запретили за безнравственность, после чего все женские роли исполняют юноши.

 

На русской сцене женщина появилась только в середине XVIII века, в царствование Елизаветы Петровны.

Советский кинематограф одевал мужчин-артистов в женское платье по двум соображениям: комическим и демоническим. Так, в роли главной Бабы-яги СССР в историю кино вошел Георгий Милляр, игравший старух в фильмах Александра Роу. А  Александр Калягин в роли тетушки Чарли в «Здравствуйте, я ваша тетя» и Олег Табаков в роли мисс Эндрю в «Мэри Поппинс, до свидания» — пожалуй, самые известные  комические явления мужчин в женских ролях в советском кино.  

Forbes Life напоминает еще о нескольких ролях в театре, где мужчины по-прежнему выходят на сцену в женских платьях.

 
Кухарка, «Любовь к трем апельсинам», опера Сергея Прокофьева
Самарский академический театр оперы и балета

Кухарка, «Любовь к трем апельсинам», опера Сергея Прокофьева

Заветные три апельсина в опере Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (1919) по сказке Карла Гоцци охраняет страшная Кухарка. По замыслу композитора это комедийный персонаж: Кухарка поет «хриплым басом», а ее лейтмотив в оркестре играет туба — один из самых низких и неповоротливых инструментов.

Симона, балет «Тщетная предосторожность»
Михайловский театр

Симона, балет «Тщетная предосторожность»

По традиции партию Симоны, матери главной героини, которая «недосмотрела» за своей легкомысленной дочерью, исполняет мужчина. В Михайловском театре в Санкт-Петербурге, например, в этой партии можно увидеть Николая Цискаридзе.

Фея Карабос, «Спящая красавица», Петр Чайковский
Руслан Шамуков·ИТАР-ТАСС

Фея Карабос, «Спящая красавица», Петр Чайковский

Для исполнения разгневанной Феи Карабос в балете «Спящая красавица» (1890) Мариус Петипа выбрал итальянца Энрико Чекетти, который в этом же спектакле танцевал и виртуозную партию Голубой птицы. С тех пор Фея Карабос в России — традиционно мужская партия.

Ведьма, опера «Гензель и Гретель» на музыку Энгельберта Хумпердинка
Д. Кочетков

Ведьма, опера «Гензель и Гретель» на музыку Энгельберта Хумпердинка

Опера «Гензель и Гретель» по либретто сказки братьев Гримм (1893) — яркий пример немецкого музыкального романтизма, где драматизм сюжета усиливает еще и мистически-жутковатая ведьма. Для полноты впечатления ее партию обычно отдают мужчине.

Старуха, балет «Сильфида» Жана Шнейцхоффера
Карина Житкова

Старуха, балет «Сильфида» Жана Шнейцхоффера

Неизвестно, когда партию старухи Мэдж в балете «Сильфида» (1832) впервые исполнил мужчина, но в двадцатом веке это стало традицией. Причем каждый артист создает особый образ колдуньи — зловещий, мстительный, аристократический.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+