К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Большие торги в Москве: почему коллекционеры массово продают свои собрания

Картина Виталия Ситникова (Фото Bonhams)
Картина Виталия Ситникова (Фото Bonhams)
Осенняя неделя русских торгов, которая традиционно проходила в Лондоне в конце ноября, отменена, на международные аукционы не регистрируют покупателей, связанных с Россией. Пока мировые аукционные дома думают, как теперь продавать русских художников в международном контексте, в Москве идет большая распродажа. В роли аукционистов выступают частные арт-дилеры, среди лотов — работы Машкова, Гончаровой, Пуни, Лентулова

На границе: официальная картина

Как сообщили Forbes Life в таможенной службе РФ, с момента объявления о частичной мобилизации 21 сентября в Россию было ввезено 77 предметов, представляющих культурную ценность, и 42 произведения вывезено. Всего в пассажирских таможенных декларациях, поданных с начала года в таможенные органы, значатся пять антикварных предметов возрастом более 250 лет, 8 произведений антиквариата старше 100 лет, 451 картина, рисунок и пастель, десять подлинников скульптур и статуэток из любых материалов.

По мнению экспертов по культурным ценностям Министерства культуры, антикварных дилеров и аналитиков арт-рынка, с которыми поговорил Forbes Life, эти цифры подтверждают: арт-рынок в России живет по своим теневым законам.

Вне России: русские покупатели отменены, но русское искусство продается

16 ноября на торгах Bonhams «Экспрессионизм: Германия, Австрия и не только» портрет «Женщины в красном на голубом фоне» Хаима Сутина 1928 года был продан за £1 842 300. (Аукционный рекорд на работы художника — £16,2 млн.) 8 ноября в Париже на торгах Bonhams «Бунтарский дух», посвященных советским нонконформистам, были проданы работы Оскара Рабина, Олега Целкова, Ильи Кабакова, Виталия Ситникова. Из выставленных 72 лотов ушло чуть больше половины. «Аукцион в Париже собрал  €322 421. Конечно, по сравнению с тем, что еще недавно мы собирали миллионы, это очень скромный результат, — рассказывает глава отдела русского искусства Bonhams Дарья Христова. — Но в нынешних условиях это хороший знак для русского рынка».  

 
«Женщина в красном на голубом фоне», 1928, Хаим Сутин (Фото Bonhams)

Традиционная неделя русских торгов, которая с 2005 года проходила дважды в год в Лондоне, в этом году была отменена. Весной 2022 года аукционные дома Christie’s, Sotheby’s,  Bonhams и MacDougalls до последнего хранили молчание, а потом заявили о переносе торгов на неопределенное время. К осенним торгам, которые проходили в ноябре, стало ясно, что русская неделя больше не состоится. Лондонский антиквар и арт-дилер Андрей Ружников написал на своем сайте, что аукционный рынок русского искусства больше не существует. 25 августа в Москве умер основатель аукционного дома MacDougalls, Вильям Макдугалл. По информации Ружникова, руководство Christie’s решило расформировать отдел русского искусства. Глава департамента русского искусства Алексей Тизенгаузен переходит на позицию консультанта в аукционном доме. Информацию о том, что международный директор департамента Сара Менсфилд покинула компанию, Forbes Life подтвердила директор по коммуникациям Christie’s Александра Киндерманн.

«Хотя в настоящий момент торги, посвященные русскому искусству, приостановлены, — сообщила Александра Киндерманн, — Christie’s выставляет эти произведения на других тематических торгах и проводит частные продажи с соблюдением всех необходимых стандартов юридической экспертизы».  

 

Бывший глава департамента русского искусства Sotheby’s Рето Барметтлер теперь руководит отделением  в Цюрихе, как указано на сайте аукционного дома. Что присходит с русским отделом,  представители Sotheby’s на запрос Forbes Life не ответили. Глава российского отделения Sotheby’s Ирина Степанова сообщила, что аукцион не проводит ни русских торгов, ни частных сделок с русским искусством. 

Аукционный дом Bonhams ищет новые форматы работы с русским искусством. Теперь лоты подбираются не по национально-географическому принципу, а по тематическому. «Парижская школа», нонконформисты, работы на бумаге. «Живопись Харламова, Поленова, Айвазовского, Зоммера продают на аукционах искусства XIX века. На аукционе бумажных работ: Гончарова, Бенуа, Бакст, — рассказывает Дарья Христова, глава отдела русского искусства Bonhams. — Были опасения, что покупатели не будут замечать русские вещи на аукционах. Но прошедшие торги показывают: замечают». Пока движение началось в низком ценовом сегменте. Небольшие работы нонконформистов, например, как показал аукцион в Париже, европейские коллекционеры охотно покупают по €10 000-15 000.

«Русская провинция. Плес», 1900-1910-е годы, Алексей Степанов (Фото антикварного салона «Русскiй модернъ»)

По мнению сотрудников Bonhams, объем русского рынка сократился в несколько раз. Уменьшилось не только количество покупателей — клиентов из России не регистрируют на торги, — но и число продавцов работ. Сократились и аукционные продажи, и частные сделки. Сегодня продают по необходимости, когда не могут больше сохранить произведение искусства в своих руках, а не для того, чтобы заработать. 

 

В России: передел коллекций

«Люди испытывают смешанные чувства и совершают такие же нелогичные, противоречивые поступки, — говорит Ирина Дмитриевич, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ. — Весной основной поток произведений искусства шел из России, но кто-то вез в Россию. Сейчас почти все вывозят за границу». 

«Больше всего запросов поступает на оформление сертификата на вывоз произведений, созданных в период с 1970 по 2022 год, — рассказывает эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ Марианна Гнездилова. —  Реже запрашивают документы на работы с 1946 по 1972 год. По закону о культурных ценностях работы этого периода можно вывозить из страны, заплатив пошлину в размере 5% от их стоимости». 

Этот исторический отрезок — период активной работы художников-нонконформистов, которые на сегодняшний день оказались самым ликвидным сегментом русского рынка. 

Арт-дилер Александр Хочинский, владелец антикварного салона «Богема», известный специалист по подбору подарков для бизнесменов и чиновников высшего ранга, рассказал Forbes Life, что если раньше они с женой привозили из-за границы около сотни работ за один раз, то этой осенью привезли только четыре картины. 

«Букет в пейзаже в Лианозово», 1957, Оскар Рабин (Фото Bonhams)

«Политическая ситуация диктует: сюда ничего не ввозить, отсюда не вывозить», — говорит Александр Хочинский.

 

Среди привезенных Хочинскими осенью четырех работ — два полотна Рихарда-Карла Зоммера азиатской тематики по заказам из Узбекистана и Казахстана. И одна работа Оскара Рабина. Как выразился Александр Хочинский, вкусы его заказчиков меняются. Теперь это не только хрестоматийный XIX век, но и художники-шестидесятники. «Рабина теперь любит не только интеллигенция», — заметил арт-дилер. 

Пока таможенные службы фиксируют единицы ввезенных и вывезенных предметов, внутри страны на художественном рынке идет активное движение. «Сейчас очень хорошее время покупать, — говорит галерист Наталья Спивак, владелица салона «Русский модерн». — Первые имена русских художников пока держатся. Шишкин, Айвазовский, Левитан не падают в цене. А вот на художников второго ряда — на Туржанского, Петровичева, Степанова — мы делаем скидки до 30%. Как правило, владельцам срочно нужны деньги и они готовы уступить в цене». 

«Люди, которые не уезжают из России, сейчас активно покупают работы у тех, кто уезжает, — рассказывает Екатерина Бахметьева, владелица консалтингового агентства Arts Wanted. — Роль аукционов-посредников при перепродаже работ взяли на себя дилеры. Дилеры ищут тех коллекционеров, кто уезжает и не может увезти с собой свои собрания». По словам арт-дилера, лишь немногие из коллекционеров отваживаются увозить работы через Казахстан и Армению. Или оставляют ключи от домов, квартир, офисов и просят следить за коллекцией, соблюдать температурно-влажностный режим, или срочно продают. 

Екатерина Бахметьева рассказывает, что среди ее клиентов немало людей, кто отчаялся вернуть свои  работы из аукционных домов. Сделки по продажам отменены, контракты расторгнуты по настоянию юридических отделов. «Подвисшие» работы уходят с большим дисконтом новым владельцам, которые готовы побороться за то, чтобы вернуть их себе. 

 

Сейчас в Москве частным образом переходят из рук в руки работы Машкова, Гончаровой, Пуни, Лентулова. «Еще год назад  эти вещи украшали бы обложки каталогов русских торгов Sotheby’s и Christie’s, — говорит Екатерина Бахметьева. — Сейчас они уходят в режиме частных продаж. Сделки ведут дилеры».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+