Запечатленный навеки: что такое импринтинг и как он влияет на характер и поведение
Импринты определяют наши реакции и зачастую заставляют верить в то, что не соответствует действительности. Это связано с тем, что импринтинг влияет на наше поведение из прошлого, хотя он никак не связан с текущей реальностью. В результате человек неосознанно действует по одним и тем же шаблонам, что нередко мешает его личностному росту. Импринтинг в психологии не связан с геномным импринтингом, известным из курса школьной биологии, и не обозначает дежавю или флешбэки, хотя процессы этих психических явлений довольно похожи.
Например, два человека идут ночью по неосвещенной улице. Оба в одинаковой степени подвержены риску. Один из них чувствует себя в безопасности, другой уверен в неизбежности какой-нибудь неприятной ситуации. Они воспринимают окружающую обстановку и действуют под влиянием импринтов, которые сформировались в детские годы или из-за травмирующей ситуации. Импринтинг определяет, как человек справляется с жизненными трудностями, как оценивает собственные силы и возможности, а также как выстраивает взаимоотношения с окружающими. Разберемся, можно ли заставить механизм импринтинга работать себе на пользу.
Импринтинг и выживание
В психологии импринтинг (от английского imprinting — запечатление) означает почти то же, что и в этологии — науке о поведении животных, которая впервые предложила этот термин. Под импринтингом понимают специфическую форму обучения у птиц и млекопитающих, когда в памяти формируются или изменяются реакции на разные объекты.
Такой механизм в большей степени свойственен животным, детеныши которых с рождения приспособлены к жизни. Импринтинг у животных напрямую связан с их выживанием. Например, если утятам с момента вылупления показать любой, даже неодушевленный предмет, они примут его за родителя и будут следовать за ним, игнорируя кряканье матери-утки. Если у козы забрать новорожденного козленка на полтора часа, она не будет признавать его и кормить.
Импринтинг у человека несколько отличается. Он связан как с врожденным поведением, так и с практиками социализации. С помощью импринтинга человек запоминает определенные образы и поведенческие ответы на них в виде индивидуальных реакций, а также формирует систему ценностей. «Импринтинг в основном происходит в самый ранний период жизни, сразу после рождения, а также в кризисные этапы развития организма, — считает психолог, гештальт-терапевт Валентин Оськин. — То есть свойства объектов, которые воспринимаются сразу после рождения (например, забота матери, ее личностные качества), запечатлеваются в памяти как первые импринты. На них психика будет ориентироваться в дальнейшем развитии».
Наш мозг повторяет модели реакции на определенные стимулы, будто впечатывает их. Благодаря импринтингу формируются не только особенности поведения, но и черты личности. В этом процессе не участвует сознательное, он не поддается рационализации, физиология в этом практически не участвует. Поведение, предписанное импринтингом, крайне сложно скорректировать. Как правило, чтобы не тратить много энергии, человеческий мозг стремится многократно воспроизводить первый опыт, если он оказался успешным. Яркое переживание может резко изменить реакции человека и его поведение, причем не всегда в лучшую сторону.
Неуживчивый характер, проблемы с формированием личных связей, склонность к самобичеванию, отсутствие карьерных амбиций или, наоборот, избыточный трудоголизм — разные поведенческие крайности либо закладываются в раннем детстве и подростковом возрасте, либо становятся следствием психологической травмы. В этих случаях механизм импринтинга фиксирует реакции на раздражители как условную норму. «Особенно восприимчивы к импринтингу дети в возрасте до пяти лет, когда у них еще формируются характер, самооценка, восприятие мира, себя и окружающих людей. В психологии также считается, что особенно сильные потрясения в жизни человека могут создавать новые импринты», — утверждает Валентин Оськин.
Когда ребенок только начинает знакомство с миром, он еще не осознает, что такое опасность — образ и реакция на нее во многом формируется родителями. Импринтинг опасности в дальнейшем влияет на развитие у ребенка различных черт личности и структуры характера — от этого зависит, вырастет ли он лидером, экстравертом, оптимистом и т. д.
За впечатлением — запечатление
Хотя импринтинг в наибольшей степени характерен для детей, запечатление может происходить и во взрослом возрасте. Часто это связано с получением ярких переживаний (первая любовь) или нового опыта (первое трудоустройство). С каждым импринтом ваша реакция на собственные чувства будет меняться, а взаимодействие с ними будет усложняться. В психологии существует почти десяток видов импринтинга, среди которых базовых всего три, считает Валентин Оськин.
- Сыновний импринтинг. Проявляется и происходит сразу после рождения и в первые дни жизни человека. Благодаря детскому импринтингу ребенок запечатлевает образ матери, ее голос, движения и т. д. Этот импринтинг является частью механизма создания мощнейшей привязанности ребенка к матери (значение которой трудно переоценить), что в дальнейшем влияет на его развитие. На основе этого импринта в дальнейшем психика ребенка будет строить более сложные формы обучения, например подражание родителю или иным значимым фигурам.
- Социальный импринтинг. Связан с процессом социализации и подразумевает принятие ценностей, норм, правил, законов и других особенностей, которые характерны для определенного общества или микрогруппы, в которой воспитывается ребенок. Также механизмы социального импринтинга нередко эксплуатируют маркетологи, когда продвигают товар или услугу с помощью лидеров мнения, их рекомендаций в социальных медиа. Отношение социально значимых персон к разным явлениям и аспектам жизни становятся социальными импринтами для остального большинства. Общественное сознание склонно подражать шаблонам поведения тех, кто является примером в какой-либо сфере деятельности.
- Половой импринтинг. Формируется в течение первых лет жизни и укрепляется в подростковом возрасте. Он участвует в формировании гендерной идентичности человека, влияя на его восприятие и отношение к людям противоположного пола, формы привязанности и романтическое поведение. Поскольку для детей крайне важен образ матери и отца, они нередко склонны выбирать себе партнера, который напоминает внешними признаками или внутренними качествами родителя противоположного пола. Поскольку импринтинг происходит на подсознательном уровне, нам сложно рационально объяснить, почему мы выбираем в партнеры того или иного человека. Первая любовь может скорректировать детский импринтинг: если во время влюбленности человек был отвергнут или испытывал чувство вины, он подсознательно будет выбирать себе партнеров, с которыми такой паттерн поведения будет повторяться вновь.
Психологи также выделяют ряд других видов импринтинга со схожим механизмом действия. Примеры импринтинга могут быть разнообразными. Так, синдром утенка подразумевает особенную предрасположенность человека к определенным объектам — вероятно, в прошлом они вызвали взрыв положительных впечатлений, и в настоящем человек не сможет от них отказаться, даже если появится лучшая альтернатива. Феномен Вестермарка — это запечатление между детьми, которые растут вместе: исследованиями было подтверждено, что такой механизм защищает их от дальнейшего кровосмешения. Предубеждения тоже связаны с импринтингом и формируются под влиянием первых впечатлений от человека, предмета или опыта — такой механизм в психологии называют эффектом ореола. Происходит даже запечатление на лингвистическом уровне: психолог Жо Годфруа писал, что младенцы в первый год жизни могут воспроизводить почти все фонемы, характерные для распространенных языков, однако в дальнейшем эта способность редуцируется.
Проблемы и возможности
Импринтинг нередко становится причиной когнитивных искажений — ошибок мышления, основанных на убеждениях с нарушением причинно-следственной связи. Травматические события, как и периоды эмоциональной уязвимости или влияния сильного стресса, также нередко служат причиной импринтинга и создают паттерны поведения, которые могут разрушать личную и общественную жизнь человека. Для бессознательного нет разделения на плохое и хорошее, социально одобряемое и порицаемое — оно лишь считывает похожие стимулы, на которые нужно будет отвечать определенным привычным поведением.
Нарушения, связанные с механизмом импринтинга, могут привести к диссоциативному расстройству идентичности — это когда в человеке уживается будто несколько личностей и он склонен поступать в несвойственной ему манере или чувствовать себя сторонним наблюдателем своих действий. Это результат влияния травмы прошлого, которую человек даже не осознает. Поскольку альтернативная личность проявляется непроизвольно и будто управляет действиями человека, в этом случае не обойтись без помощи психолога или психотерапевта, который назначит соответствующее лечение.
При незначительных нарушениях часто достаточно когнитивно-поведенческой терапии. Вместе с психологом человек выявит причину негативного паттерна поведения, воссоздаст травмирующую ситуацию и проживет ее с конструктивным завершением, как бы перезаписав свою реакцию на этот стимул. Это изменит привычный шаблон поведения, и через какое-то время человек сможет выстраивать свою жизнь и взаимоотношения с окружающими иначе.
Мгновенных результатов ждать не следует: «Стойкость импринта может мешать, когда необходимо изменить свои взгляды на жизнь, поведение или переработать травматические переживания. Большинство импринтов приобретается в довербальном возрасте, и это часто может осложнять психотерапевтическую работу или же просто осознавание причин проблем, происходящих уже во взрослой жизни», — считает Валентин Оськин.
Импринтинг может оказывать и положительное влияние на развитие человека, хотя предсказать, как работает механизм импринтинга у каждого отдельного человека и что он воспримет как значимый объект для запечатления, совершенно невозможно. «Если говорить об очевидных плюсах импринтинга — это скорость и стойкость запоминаемого. Возможно, однажды ученые разберутся, как именно работает этот механизм, и тогда мы сможем получить высокоскоростное обучение, например, как в кинофильме «Матрица», — замечает Валентин Оськин.