Работы Бэнкси на Украине и битва розовых бриллиантов на торгах: новости арт-рынка
Бэнкси и Фонд Гетти поддерживают Украину
Фонд Гетти пообещал выделить $1 млн на сохранение культурного наследия Украины. Средства будут перечислены на счета Международного альянса защиты наследия в зонах конфликтов (ALIPH). В заявлении фонда подчеркивается, что деньги должны будут расходоваться не на вывоз культурных ценностей из страны, а на их безопасное хранение на родине, то есть на закупку оборудования для обустройства более безопасных хранилищ с системами климат-контроля и на оплату работы профильных специалистов.
Бэнкси подтвердил изданию The Art Newspaper авторство семи своих работ, появившихся за последнее время на стенах Киева и других украинских городов. В Бородянке обнаружено изображение мальчика в кимоно, который опрокидывает своего взрослого соперника на лопатки. Там же можно увидеть гимнастку, словно балансирующую на камне у фундамента разрушенного здания. Киевский рисунок представляет собой изображение двух детей, качающихся на противотанковом еже.
Предстоящие аукционы: кубистический Пикассо и памятные вещи Бродского
Одним из топ-лотов торгов Christie’s, которые пройдут в ближайший четверг, станет картина Пабло Пикассо «Буффало Билл». Оценка этой кубистической композиции, датированной 1911 годом, составляет $10-15 млн. Ее появление на рынке удачно совпало с проходящей сейчас в Метрополитен-музее масштабной выставкой «Искусство кубизма и картины-обманки». Первым владельцем картины был Даниэль-Анри Канвейлер, знаменитый французский маршан, покровитель Пикассо, Брака и других кубистов. Портрет Канвейлера кисти Пикассо находится в собрании Чикагского института искусств. Нынешний владелец «Буффало Билла» приобрел его на лондонских торгах Sotheby’s в 1986 году.
В 1986 году Киту Харингу предложили сотрудничество с больничным комплексом Маунт-Синай в Нью-Йорке. Сначала Харинг работал как приглашенный художник в детском крыле, чуть позже он попросил руководство дать ему возможность расписать одну из стен на втором этаже. Результатом стал масштабный (порядка 4,5 метра в длину) мурал, который будет выставлен на дневные торги Sotheby’s 17 ноября. Само здание было разрушено в 1989 году при реновации больничного комплекса, но так как мурал был выполнен поверх обоев, его удалось сохранить, после чего работа пылилась в архивах Маунт-Синай более 30 лет. Оценочная стоимость лота составляет $500 000-700 000.
Аукционный дом «Литфонд» и санкт-петербургский музей «Полторы комнаты» анонсировали благотворительный аукцион, в ходе которого на продажу будут выставлены редкие книги, автографы, фотографии, плакаты и памятные вещи, связанные с жизнью и творчеством Иосифа Бродского. Торги намечены на 8 декабря. Часть выручки будет передана музею. Прием лотов продлится до 22 ноября. Уже известно, что на торгах будет кассета с записью выступления поэта в Сорбонне зимой 1990 года.
Прошедшие аукционы: самая дорогая в мире коллекция и борьба розовых бриллиантов
Коллекция сооснователя Microsoft Пола Аллена стала самым дорогим собранием в аукционной истории. Выручка по итогам двухдневных торгов Christie’s составила $1,62 млрд. Своих новых владельцев нашли все 155 выставленных на продажу лотов. Особую активность проявляли клиенты из Азии, подтверждает присутствовавший в зале галерист Ларри Гагосян. К ним ушла четверть работ, включая топ-лот — картину Жоржа Сера «Вместе. Позы (Малая версия)» ($149 млн). Кроме нее знаковую отметку в $100 млн превысили четыре других лота. Было установлено 20 ценовых рекордов, в том числе на произведения Сера, Сезанна ($137 млн), Ван Гога ($117 млн), Гогена ($105 млн) и Климта ($104 млн).
На фоне этой эпохальной распродажи результаты посвященных искусству ХХ века торгов Sotheby’s, включавших в себя подборку работ из коллекции Дэвида Солинджера, бывшего президента Музея Уитни, выглядят заметно скромнее. Суммарная выручка составила $391 мл, зато почти половина лотов продалась с заметным превышением эстимейтов. Главным событием аукциона стал рекорд Пита Мондриана, чья «Композиции № 2», датированная 1930 годом, ушла за $51 млн. Скульптура Ханса Арпа из розового известняка под названием «Несъедобный фрукт» была продана в четыре раза дороже эстимейта при цене молотка в $2,5 млн.
С двумя лотами случился скандал: на прошлой неделе стало известно, что работы Эгона Шиле, по всей видимости, были изъяты нацистами у законных владельцев во время Второй мировой войны. В итоге «Автопортрет» (1910) остался непроданным, а «Портрет девушки в белом белье» (1911) ушел ниже эстимейта, за $1,6 млн.
Зато Sotheby’s обошел Christie’s по итогам ювелирных торгов. На прошлой неделе бриллиант грушевидной огранки под названием «Розовая удача» весом 18,18 карата был продан на Christie’s покупателю из Азии за $28,8 млн. А за месяц до этого Sotheby’s продал за рекордные $57,7 млн «Розовую звезду Уильямсона» (11,15 карата).
Архив Уорхола и собрание владельца Sotheby’s стоимостью $750 млн
Обширный архив связанных с Энди Уорхолом фотографий и документов, принадлежавший знаменитому арт-дилеру Томасу Амманну, будет передан в дар The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts. Томас Амманн познакомился с Уорхолом в начале 1970-х, а в 1977 году он вместе с сестрой открыл в Цюрихе галерею Thomas Ammann Fine Art, которая работала с произведениями импрессионистов, модернистов, послевоенных и современных художников. В том же 1977 году он начал трудиться над подготовкой каталога-резоне Уорхола, который был закончен и опубликован десятилетие спустя.
В процессе подготовки этого издания Амманн собрал массу уникальных материалов, часть которых теперь будет доступна широкой публике. В мае этого года на торгах Christie’s 35 работ из собрания Томаса и Дорис Амманн в сумме принесли $318 млн.
В открытый доступ утекли сведения о коллекции франко-израильского миллиардера, владельца аукционного дома Sotheby’s Патрика Драи (№702 в глобальном рейтинге Forbes, $4 млрд). Предположительно принадлежащие ему 200 произведений искусства оцениваются в сумме приблизительно в $750 млн. Согласно новым данным, частью в собрании Драи — картина Пабло Пикассо «Женщина в турецком наряде» ($28 млн), «Портрет Жанны Эбютерн, сидящей в кресле» кисти Амедео Модильяни ($72 млн) и «Триптих, вдохновленный «Орестеей» Эсхила» Фрэнсиса Бэкона, купленный два года назад на торгах Sotheby’s за $84,6 млн.
В начале этого года СМИ публиковали информацию о том, что Драи проводит консультации с представителями Goldman Sachs и Morgan Stanley о возможном выводе принадлежащего ему аукционного дома на биржу. Он приобрел Sotheby’s в 2019 году за $3,7 млрд.
Экоактивисты в музеях: нападение на Климта и полиция в мадридском музее
Экоактивисты продолжают атаковать мировые музеи. Во вторник члены австрийского отделения движения Letzte Generation облили черной краской картину Густава Климта «Смерть и жизнь» в венском Музее Леопольда, а затем приклеили себя к защитному стеклу. Специалисты музея в настоящее время проверяют состояние полотна. Представители Letzte Generation официально заявили, что акция была направлена против дальнейшей разработки нефтяных и газовых месторождений, которая, по их словам, является «смертельным приговором для всего человечества».
На прошлой неделе члены Международного совета музеев (ICOM) выступили с совместным заявлением, которое подписали 92 представителя крупнейших культурных институций мира, включая Лувр, Прадо, Маурицхейс и многих других. В документе говорится, что «активисты сильно недооценивают хрупкость шедевров, которые являются частью нашего общего культурного наследия», при этом ICOM признает, что «музеи — это площадки, на которых представители самых разных слоев общества могут осуществлять диалог друг с другом и, следовательно, способствовать выстраиванию социального дискурса».
На днях пресс-служба мадридского Центра искусств королевы Софии заявила о намерении усилить меры безопасности. К их числу относится присутствие на территории музея сотрудников полиции, работающих под прикрытием, которые должны будут предотвращать возможные нападения на экспонаты.