Гамлет — мажор, психопат или все-таки ребенок: три театральные премьеры по Шекспиру
В Театре Моссовета у режиссера Евгения Марчелли в спектакле «ШекспирГамлет» Клавдий с Гертрудой влюблены друг в друга, по-настоящему бушует плоть и здравый смысл вступает в борьбу с природой. Клавдий (Сергей Юшкевич) и Гертруда (Евгения Крюкова) ходят, завернувшись в одеяло, а истеричный парень Гамлет, слетевший с катушек, в рваных джинсах и кедах (Кирилл Быркин), мешает их счастью. Мать можно понять. А тут еще по замку бродит старый хрыч (Александр Филиппенко в роли умершего мужа).
В только что открывшемся «Театре Мастерских», где теперь будут показывать работы выпускников театральных вузов, Гамлет молодого режиссера Егора Трухина не может смириться, что дядя увел у него маму. Призрак папы — продукт его больного воображения, результат нервного срыва из-за потери отца.
Только у Константина Богомолова в «Гамлет in Moscow» в Театре на Бронной герой прекрасно взаимодействует с папой, который по ночам вылезает из могилы, чтобы хорошо поесть и сексуально развлечься. И вообще этого Гамлета ничего не терзает, кроме творческих амбиций снять фильм про свою семью и поставить на колени Каннский кинофестиваль.
Быть или не быть
Монолог «Быть или не быть?» во всех трех спектаклях тоже разный. У Константина Богомолова он радостно, с московским цинизмом превращен в «Дать или не дать?». А у Евгения Марчелли Гамлет, как тонко заметил его дядя Клавдий, понаблюдав за биполяркой пасынка, «перестал быть или не быть», а попросту сошел с ума.
Но самым парадоксальным интерпретатором сюжета показал себя Егор Трухин. По мнению режиссера, монолог вообще не актуален для молодого поколения, это только «слова, слова, слова».
Его Гамлет (Эдуард Миллер) — внутри ребенок в вязаной шапочке, ему, такому маленькому, страшно остаться без отца, он пукает от страха и говорит мультяшным голосом. Объяснение с мамой Гертрудой идет под крик новорожденного как напоминание о ее материнских обязанностях. У каждого персонажа свои трогательные семейные переживания, даже у Полония. Он пьет чай с мягкими игрушками, лошадкой Лаэртом и собачкой Офелией, еще одна чашка остается нетронутой. Жена Полония умерла. Он, отец-одиночка, воспитывает детей.
Гамлет с Офелией не конфликтуют, а прижимаются друг к другу, как брошенные на обочине щенки, оставшиеся без родителей. И весь спектакль идет под детское мурлыканье, хруст букетов засохших цветов и звуки разорванных в клочья писем школьника Гамлета к Офелии, где все буквы крупные как в букваре. «Гамлет» Трухина — спектакль про то, что волнует его поколение, — уход отца из семьи и эгоизм детей, которые не дают жить взрослым.
Три семьи Гамлета
Три «Гамлета» выглядят по-разному. У Богомолова (художник Лариса Ломакина) это зажиточная еврейская семья Гамлетманов и ее узбекская обслуга, костюмы adidas как домашняя одежда. На Офелии и ее папе-узбеке Полонии — тюбетейки. Они — гастарбайтеры с метлами. А мажор Гамлет вернулся из Лондона, где всерьез подзабыл русский язык.
У Марчелли (художник Анастасия Бугаева) — сногсшибательная роскошь королевского двора, практически Неделя моды в Париже, сплошь Balenciaga и тапочки Gucci. Спектакль идет с невероятной озвучкой с голосами потревоженных птиц, стуками, колокольчиками, ударами грома и барабанов (звук — Анна Богачева, Андрей Митрофанов). Сценическое движение выстроено как пробеги и длинные проходы по пустой черной сцене. Так создается таинственная и ужасная атмосфера огромного замка, где все ждет трагической развязки.
И только Егор Трухин работает на минимализме — в черно-белой гамме, где черный стол и выкрашенные белым лица (художники по свету — Сергей Тонышев и Александра-Виктория Чаян).
Тексты
Все три режиссера полностью игнорируют классические переводы. Марчелли до примитива хочет быть понятен зрителю, в большинстве не читавшему Шекспира и вообще не читающему книг. Поэтому режиссер делает ставку на прозаический перевод Михаила Морозова и много добавляет от себя.
Трухин пересказывает текст Шекспира своими словами, поэтому укладывается в час сценического действия. Богомолов и сам метит в Шекспиры нового времени. У него классика всегда то, что осталось после его вторжения в текст и от чего автор перевернется в гробу.
Сексуальная активность героев
И наконец про волнующее. Поскольку Гамлет в новых спектаклях только молодеет, становится важной сексуальная активность главного героя. Так было что-то или не было между Гамлетом и Офелией? И что значат слова из сцены ее безумия: «Пускал он деву в дом, не деву отпускал?» И еще более неловкое продолжение: «Ты меня пока не смял, хотел женой назвать»?
Эту задачу Шекспира режиссеры решают тремя разными способами. У Богомолова — однозначно «было», и как бы между делом, как это происходит с обслугой. Но с серьезными последствиями для всей семьи. Так узбечка Офелия, уборщица в доме евреев Гамлетманов, за счет родившегося от Гамлета ребенка отожмет семейное наследство.
Марчелли вроде тоже склоняется к сексу. Психопат Гамлет в одних трусах бежит в спальню к Офелии, откуда девушка выбегает потрясенной. Правда, дает пощечину. У Трухина в силу несовершеннолетия героя секс невозможен.
Лучшая Офелия — в театре им. Моссовета. Ее играет комедийная актриса Анна Галинова. Смешная деталь — на Офелии белое платье из органзы, под которым виден необъятных размеров черный лифчик. В финале эта цветущая рыжеволосая хохотушка закатывает настоящую трагедию: сходит с ума под звук веретена. Жужжание постепенно усиливается до безумия, выводит зал из себя и заканчивается аплодисментами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции