К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гамлет — мажор, психопат или все-таки ребенок: три театральные премьеры по Шекспиру

«Гамлет» режиссера Егора Трухина в «Театре Мастерских» (фото Ольги Стрелец)
«Гамлет» режиссера Егора Трухина в «Театре Мастерских» (фото Ольги Стрелец)
В Москве идут три премьерных «Гамлета», среди них — ни одного классического. Все три абсолютно оригинальные, неожиданные, у каждого — свой Шекспир. Но есть интересный поворот: современные режиссеры начали подозревать, что Гамлет — источник всех бед в королевской семье

В Театре Моссовета у режиссера Евгения Марчелли в спектакле «ШекспирГамлет» Клавдий с Гертрудой влюблены друг в друга, по-настоящему бушует плоть и здравый смысл вступает в борьбу с природой. Клавдий (Сергей Юшкевич) и Гертруда (Евгения Крюкова)  ходят, завернувшись в одеяло, а истеричный парень Гамлет, слетевший с катушек, в рваных джинсах и кедах (Кирилл Быркин), мешает их счастью. Мать можно понять. А тут еще по замку бродит старый хрыч (Александр Филиппенко в роли умершего мужа). 

В только что открывшемся  «Театре Мастерских», где теперь будут показывать работы выпускников театральных вузов, Гамлет молодого режиссера Егора Трухина не может смириться, что дядя увел у него маму. Призрак папы — продукт его больного воображения, результат нервного срыва из-за потери отца. 

Только у Константина Богомолова в «Гамлет in Moscow» в Театре на Бронной герой прекрасно взаимодействует с папой, который по ночам вылезает из могилы, чтобы хорошо поесть и сексуально развлечься. И вообще этого Гамлета ничего не терзает, кроме творческих амбиций снять фильм про свою семью и поставить на колени Каннский кинофестиваль.

 

Быть или не быть

Монолог «Быть или не быть?» во всех трех спектаклях тоже разный. У Константина Богомолова он радостно, с московским цинизмом превращен в «Дать или не дать?».  А у Евгения Марчелли Гамлет, как тонко заметил его дядя Клавдий, понаблюдав за биполяркой пасынка, «перестал быть или не быть», а попросту сошел с ума. 

«ШекспирГамлет» Евгения Марчелли в Театре им. Моссовета (Фото DR)

Но самым парадоксальным интерпретатором сюжета показал себя Егор Трухин. По мнению режиссера, монолог вообще не актуален для молодого поколения, это только «слова, слова, слова».

 

Его Гамлет (Эдуард Миллер) — внутри ребенок в вязаной шапочке, ему, такому маленькому, страшно остаться без отца, он пукает от страха и говорит  мультяшным голосом. Объяснение с мамой Гертрудой идет под крик новорожденного как напоминание о ее материнских обязанностях. У каждого персонажа свои трогательные семейные переживания, даже у Полония. Он пьет чай с мягкими игрушками, лошадкой Лаэртом и собачкой Офелией, еще одна чашка остается нетронутой. Жена Полония умерла. Он, отец-одиночка, воспитывает детей.

Гамлет с Офелией не конфликтуют, а прижимаются друг к другу, как брошенные на обочине щенки, оставшиеся без родителей. И весь спектакль идет под детское мурлыканье, хруст букетов засохших цветов и звуки разорванных в клочья писем школьника Гамлета к Офелии, где все буквы крупные как в букваре. «Гамлет» Трухина — спектакль про то, что волнует его поколение, — уход отца из семьи и эгоизм детей, которые не дают жить взрослым. 

Три семьи Гамлета

Три «Гамлета» выглядят по-разному. У Богомолова (художник Лариса Ломакина) это зажиточная еврейская семья Гамлетманов и ее узбекская обслуга, костюмы adidas как домашняя одежда. На Офелии и ее папе-узбеке Полонии — тюбетейки. Они — гастарбайтеры с метлами. А мажор Гамлет вернулся из Лондона, где всерьез подзабыл русский язык. 

 

У Марчелли (художник Анастасия Бугаева) — сногсшибательная роскошь королевского двора, практически Неделя моды в Париже, сплошь Balenciaga и тапочки Gucci. Спектакль идет с невероятной озвучкой с голосами потревоженных птиц, стуками, колокольчиками, ударами грома и барабанов (звук — Анна Богачева, Андрей Митрофанов). Сценическое движение выстроено как пробеги и длинные проходы по пустой черной сцене. Так создается таинственная и ужасная атмосфера огромного замка, где все ждет трагической развязки. 

И только Егор Трухин работает на минимализме — в черно-белой гамме, где черный стол и выкрашенные белым лица (художники по свету — Сергей Тонышев и Александра-Виктория Чаян). 

«Гамлет in Moscow» Константина Богомолова в Театре на Бронной (Фото DR)

Тексты

Все три режиссера полностью игнорируют классические переводы. Марчелли до примитива хочет быть понятен зрителю, в большинстве не читавшему Шекспира и вообще не читающему книг. Поэтому режиссер делает ставку на прозаический перевод Михаила Морозова и много добавляет от себя. 

Трухин пересказывает текст Шекспира своими словами, поэтому укладывается в час сценического действия. Богомолов и сам метит в Шекспиры нового времени. У него классика всегда то, что осталось после его вторжения в текст и от чего автор перевернется в гробу. 

Сексуальная активность героев

И наконец про волнующее. Поскольку Гамлет в новых спектаклях только молодеет, становится важной сексуальная активность главного героя. Так было что-то или не было между Гамлетом и Офелией? И что значат слова из сцены ее безумия: «Пускал он деву в дом, не деву отпускал?» И еще более неловкое продолжение: «Ты меня пока не смял, хотел женой назвать»? 

 

Эту задачу Шекспира режиссеры решают тремя разными способами. У Богомолова — однозначно «было», и как бы между делом, как это происходит с обслугой. Но с серьезными последствиями для всей семьи. Так узбечка Офелия, уборщица в доме евреев Гамлетманов, за счет родившегося от Гамлета ребенка отожмет семейное наследство. 

«Гамлет», «Театр Мастерских» (Фото Ольги Стрелец)

Марчелли вроде тоже склоняется к сексу. Психопат Гамлет в одних трусах бежит в спальню к Офелии, откуда девушка выбегает потрясенной. Правда, дает пощечину. У Трухина в силу несовершеннолетия героя секс невозможен. 

Лучшая Офелия — в театре им. Моссовета. Ее играет комедийная актриса Анна Галинова. Смешная деталь — на Офелии белое платье из органзы, под которым виден необъятных размеров черный лифчик. В финале эта цветущая рыжеволосая хохотушка закатывает настоящую трагедию: сходит с ума под звук веретена. Жужжание постепенно усиливается до безумия, выводит зал из себя и заканчивается аплодисментами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+