К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Борьба музеев с экоактивистами и фейки о русских торгах: новости арт-рынка

Картина Питера Пауля Рубенса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (Фото Sotheby’s)
Картина Питера Пауля Рубенса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (Фото Sotheby’s)
В Женеве показывают Фаберже, «Саломея» Рубенса появилась на рынке после 200-летнего отсутствия, на торги выставляют фотографии ню Федора Шаляпина. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Предстоящие аукционы: обнаженный Шаляпин и Рубенс за $35 млн 

На 22 ноября Christie’s запланировал торги, посвященные коллекции лорда и леди Вайнсток. На продажу выставят порядка 300 лотов, включая картины старых мастеров, антикварную мебель и драгоценности. В 1967 году промышленный магнат и финансист Вайнсток вместе с женой купил имение Боуден-Парк в графстве Уилтшир, которое надо было чем-то обставить. Вкусы у пары были довольно традиционные, поэтому на стенах, не загороженных викторианскими секретерами, наряду с зеркалами в массивных позолоченных рамах вскоре появились картины с изображением морских баталий и скачек.

Топ-лотом аукциона обещает стать сцена старта королевского Гудвудского кубка 1831 года кисти Джона Фредерика Херринга (€250 000-350 000). Принадлежавшее леди Вайнсток бриллиантовое колье «Ривьера» с оценкой в  550 000-750 000 швейцарских франков выставят на женевские ювелирные торги уже 8 ноября. А для лондонского аукциона «Искусство старых мастеров», намеченного на 8 декабря, Christie’s приберег картину Жана-Франсуа де Труа «Чтение вслух» (£2-3 млн).

Принадлежавшее леди Вайнсток бриллиантовое колье «Ривьера» (Фото Sotheby’s)

Sotheby’s анонсировал продажу картины Питера Пауля Рубенса «Саломея с головой Иоанна Крестителя». С эстимейтом в $25 -35 млн ее выставят на торги в январе следующего года. На протяжении двух столетий «Саломея» считалась утраченной. И тут она нашлась вместе с девятью другими шедеврами старых мастеров в собрании американского девелопера Марка Фиша, попечителя Метрополитен-музея. С начала этого года продолжается его бракоразводный процесс и раздел коллекции, которую Фиш собирал вместе c женой. «Саломея» датирована 1609 годом. Тогда же Рубенс написал два других своих шедевра на библейские сюжеты: «Самсона и Далилу» (в собрании Национальной галереи Лондона) и картину «Избиение младенцев» — в 2002 году она была продана на Sotheby’s за $76,5 млн и стала на тот момент самым дорогим лотом английского аукционного рынка.

 

Через две недели Sotheby’s проведет вечерние торги, посвященные современному искусству. Главной жемчужиной предстоящей распродажи станет шелкография Уорхола «Белая катастрофа (автомобильная авария, повторенная 19 раз)». Работа оценена примерно в $80 млн (точный эстимейт лота не называется). Одним из ее владельцев был арт-дилер, коллекционер, основатель Dia Art Foundation Хайнер Фридрих. В последний раз шелкография появлялась на торгах в 1987 году (тогда цена составила всего $660 000). Самой дорогой шелкографией Уорхола с изображением искореженных машин сегодня считается «Серебряная автомобильная авария (двойная катастрофа)». В 2013 году она ушла с молотка за рекордные $105,4 млн.

Шелкография Уорхола «Белая катастрофа (автомобильная авария, повторенная 19 раз)» (Фото Sotheby’s)

Немецкий аукционный рынок замер в предвкушении нового ценового рекорда. На 1 декабря намечены торги берлинского дома Grisebach, топ-лотом которых станет «Автопортрет в желто-розовых тонах» Макса Бекмана. Эстимейт написанной в 1943 году картины составляет рекордную как для работ художника, так и для всего местного арт-рынка сумму в $20-30 млн. Произведения Бекмана этого периода пользуются у коллекционеров особым спросом: 21 год назад его «Автопортрет с трубой» (1938) был продан на Sotheby’s за $22,5 млн, превысив оценочную стоимость более чем в два раза.

 

На следующей неделе пройдут русские торги аукционного дома «12-й стул», на которые выставлены редкие печатные издания, фотографии, автографы, образцы раннесоветского авангарда. Сборник избранных стихотворений Анны Ахматовой 1943 года с дарственной надписью автора (стартовая цена: 600 000 рублей), сигнальный экземпляр уничтоженного издания «Бесов» Достоевского (550 000 рублей) и ранее неизвестная пара фотографий ню Федора Шаляпина, сделанных в Плесе в начале XX века (550 000 рублей).

К числу топ-лотов намеченных на 5 ноября торгов аукционного дома «Литфонд», посвященных живописи, графике и предметам декоративно-прикладного искусства, относятся: работа художника-концептуалиста Евгения Семенова Crisis из цикла «Живая математика» (лидирующая ставка: 300 000 рублей), «Натюрморт с гранатом» Евгения Чубарова, написанный задолго до того, как художник полностью переключился на абстракции (85 000 рублей), и небольшой «Горный пейзаж» Бориса Кустодиева, созданный, по всей видимости, в Швейцарии, где художник периодически проходил лечение (95 000 рублей).

Прошедшие торги: предсмертный Пьер Сулаж и много Уорхола

Отдельные торги, целиком посвященные частной коллекции тиражных шелкографий Уорхола, провела команда нью-йоркского отделения Sotheby’s в конце прошлой недели. С молотка пустили три десятка работ, которые в сумме принесли $21,4 млн. Топ-лотом предсказуемо стал сет из 10 разноцветных портретов Мэрилин Монро. Но если он был продан за $3,4 млн, порядочно не дотянув до верхней планки эстимейта в $4,5 млн, то полный комплект серии «Вымирающие виды» продался гораздо выше предакционной оценки ($3 млн при оценке до $2,2 млн).

 
Мохаммед Али, Энди Уорхол (Фото Sotheby’s)

За день до смерти классика французского абстракционизма Пьера Сулажа (умер на юге Франции 26 октября этого года в возрасте 102 лет) на Sotheby’s за €5,9 млн была продана его «Картина 162 x 130 см, 2 мая 1963 года». Это наглядное выражение творческого кредо художника — он считал, что «живопись является всего лишь комбинацией формы и цвета, которую человек способен как наделять смыслом, так и лишать его». Черно-белое полотно стало самым дорогим лотом посвященных модернизму торгов, собравших в общей сложности €21,9 млн. На второй строчке в списке топ-лотов оказалась «Женская голова» кисти Пабло Пикассо (€3 млн). При этом покупателей не нашлось почти на треть лотов, включая произведения Родена, Модильяни и Ренуара.

Русский след: Фаберже в Женеве и фейки о русских торгах

С 3 по 6 ноября в Женеве пройдет выставка GemGenève, которая с 2018 года собирает на одной площадке ведущих ювелиров, продавцов и коллекционеров драгоценностей. Частью программы станет отдельный проект Фонда Игоря Карла Фаберже. Свой собственный ювелирный дом внук основателя фирмы «Фаберже» открыл в Женеве в 1974 году. К этому времени он получил право на использование фирменного клейма с двуглавым орлом. В 1982 году дом был преобразован в фонд, который и отмечает сегодня свое 40-летие. По случаю юбилея в рамках GemGenève покажут подборку выдающихся украшений. Например, брошь «Снежинку» и ряд драгоценностей со стилизованным изображением двуглавого орла.

Канал Euronews официально опроверг свою причастность к распространявшемуся на прошлой неделе в интернете видеоанонсу русских торгов. В ролике сообщалось, что для предстоящих торгов немецкий аукционный дом Bolland & Marotz собирает произведения живописи, рукописи и предметы антиквариата, проводит символическую распродажу, лоты уничтожает, а средства направляет в пользу Украины. Euronews заявляет, что, несмотря на использование в ролике логотипа и графики канала, он не имеет никакого отношения к видео. Аналогичное заявление сделали и представители Bolland & Marotz. Ведущие аукционные дома временно отказались от проведения русских торгов в марте этого года.

Последняя капля крови на Тулуз-Лотреке: музеи защищаются от экоактивистов

С весны этого года крупнейшие музеи по всему миру неоднократно подвергались атакам со стороны экоактивистов, которые обливали произведения искусства самыми разными жидкостями (от краски до консервированных супов и пюре) и приклеивали себя к рамам. Нападки совершались на «Мону Лизу» Леонардо, «Весну» Боттичелли, «Подсолнечники» Ван Гога, «Стога сена» Моне и многие другие шедевры. Буквально на днях висящего в Старой национальной галерее Берлина «Клоуна» Анри де Тулуз-Лотрека облили бутафорской кровью.

Активисты приклеили себя к картине Боттичелли «Весна» (Фото UltimaGenerazi1·Twitter)

Во всех случаях руководство музеев заявляет, что если экспонатам и нанесен какой-то ущерб, то он минимален: все они находились за защитными экранами, поэтому основные «удары» приходились на рамы и ограждения. При этом институции все чаще выступают с планами ужесточить требования к безопасности. В конце прошлой недели охранникам парижского Орсе удалось превентивно задержать активистку движения Just Stop Oil, жертвой которой, судя по всему, должна была стать картина Гогена.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+