Судебная драма «Аргентина, 1985»: как Латинская Америка победила военную хунту
В 1976 году в Аргентине умер законно избранный президент Хуан Доминго Перон. Воспользовавшись переходным периодом, власть захватили военные. Они провозгласили «третий путь» — новую стратегию развития, отходящую в сторону от капитализма и коммунизма. Управляли страной три военачальника: генерал Хорхе Рафаэль Видела, адмирал Эмилио Эдуардо Массера и бригадный генерал Орландо Рамон Агости (армия, флот и ВВС), которые использовали самые жестокие методы управления и уничтожения несогласных, в том числе похищения, пытки и убийства. Власть военной хунты продлилась до 1983 года: армия окончательно лишилась поддержки населения и была вынуждена уступить народу, доведенному до предела.
Хунта передала власть переизбранному правительству. Новый президент Рауль Альфонсин сократил военные расходы и сделал армию подконтрольной правительству. Все члены военной хунты через некоторое время были арестованы и пребывали под стражей в ожидании суда.
Главным действующим лицом фильма «Аргентина, 1985» становится прокурор Хулио Штрассера (Рикардо Дарин). Он даже не предполагает, что ему выпал шанс войти в историю — выступить государственным обвинителем и посадить военных преступников, жертвами которых стали десятки тысяч ни в чем не виновных сограждан. Некоторое время он сомневается: дело сложное, необходимо тщательно выверенные доказательства, свидетельства преступлений и огромное количество данных.
Одной из линий фильма становятся взаимоотношения в семье Штрассеры. Его дочь-подросток встречается с незнакомым отцу бойфрендом, которого прокурор подозревает в работе на спецслужбу. Чтобы выяснить, так ли это, он подсылает следить за ней ее родного брата, который учится в школе. Атмосфера недоверия довлеет над происходящим в кадре — как внутри семьи, так и в стране глобально.
Правление военной хунты — одна из самых страшных страниц в истории Аргентины. Страх проник в коллективное бессознательное граждан страны, из него произросла неуверенность и паранойя. Получив назначение на это дело, Штрассера до последнего отмахивается от него. Прокурор не может поверить в демократию, ростки которой едва начали давать плоды. Человек, принадлежащий системе и помнящий о предыдущих попытках противостоять хунте, в ходе работы над сбором доказательств обретает веру и силы, чтобы продолжать правое дело.
«Аргентина, 1985» — кино крайне неторопливое. Однако внушительного хронометража (140 минут) опасаться не стоит, у режиссера явно не было цели как-либо запутать зрителя или ввести его в ступор. Как и многие судебные драмы (например, «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина), фильм большую часть времени «проходит» в залах суда. Все действующие лица оказываются в дворце правосудия со своими доводами, аргументами, стратегией защиты и «нападения».
Помогают Штрассере заместитель прокурора Луис Морено Окампо (Питер Ланзани), а также группа молодых и неравнодушных стажеров. Над их возрастом и неопытностью не раз будут подшучивать адвокаты военных преступников; эйджизм — самое мягкое давление из представленных в кадре. Суд над военной хунтой не на шутку разбередил социальные раны аргентинского общества. Как и во многих странах, переживших диктатуру и авторитаризм, общество оказалось разделено: кто-то считает, что все действия хунты были продиктованы обстоятельствами, а кто-то называет это неописуемым беззаконием.
Режиссер не проходит мимо непосредственной опасности, которой подвергается сама судебная система. В первый же день слушаний кто-то позвонил и предупредил о заложенной в здании бомбе. После длительного совещания заседание было решено не переносить.
Еще одна примечательная деталь этого судебного процесса: военных преступников судит не военный трибунал, как в других случаях, а система гражданской юстиции. Так что, помимо сбора доказательной базы и попыток не поддаваться панике, когда в твой дом звонят с угрозами убийства, Штрассера должен был найти способ легитимизации гражданского суда.
«Аргентина, 1985» местами кажется глянцевой сказкой об идеальной справедливости. Это экранизация эталонной работы прокурора, до которой, как правило, нельзя «дотянуться» в реальности. Финальная речь прокурора, содержащая знаковый вердикт, который впоследствии цитировали все газеты страны («Больше никогда»), по канонам судебной драматургии выбивает в зрителе эмоции. Но в то же время не оставляет его с обыденным хеппи-эндом: работа по доказательству и виновности военных преступников в период правления хунты продолжается в Аргентине до сих пор, осуждены на разные сроки более 1000 человек.
Несмотря на сложную тему, фильм Сантьяго Митре не пересекает границу дозволенного и не перегибает палку с эмоциональным фоном. Да, зрители услышат многочисленные детали из свидетельских показаний жертв. Однако режиссер не скатывается в столь притягательную эмоциональную «яму» и не превращает кино в откровенную манипуляцию, сохраняя кинематографическую дистанцию. Таким образом, «Аргентина, 1985» встает в один ряд с классическими судебными драмами, такими как «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера и «Народ против Ларри Флинта» Милоша Формана.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции