Грязь от Balenciaga, спорный Вермеер и нелегальный Боттичелли: новости арт-рынка
Молодежь как двигатель арт-рынка
Портал Artprice выпустил отчет, посвященный положению дел на рынке искусства, созданного художниками моложе 40 лет. По подсчетам экспертов, объем молодежного рынка составляет примерно 15,5% всего рынка современного искусства. С июня 2021 года по июль этого года, к примеру, объем продаж молодых авторов составил $420 млн, демонстрируя рост на 28%. Число художников до 40 лет на мировых аукционах выросло в пять раз за год.
А Bloomberg сообщает о том, что главным драйвером бурно развивающегося арт-рынка Гонконга сегодня считаются миллениалы и представители поколения Z. Покупатели моложе 30 лет составляют примерно треть участников торгов современного искусства Sotheby’s в регионе.
Аукционы: Боттичелли за $40 млн и «чудовищный» Генри Мур
Топ-лотами намеченных на 17 ноября вечерних торгов Christie’s «Искусство XX-XXI веков» станут работы Джеффа Кунса и Виллема де Кунинга. Написанная в конце 1970-х абстракция де Кунинга «Без названия III» оценена примерно в $35 млн. У лота есть все шансы войти в число самых дорогих работ художника, когда-либо проданных на торгах. При продаже в частном порядке цены на его произведения достигают отметок в несколько сотен миллионов. Считается, что в 2016 году американский инвестор Кеннет Гриффин (№35 в мировом рейтинге Forbes, $29,7 млрд) заплатил за одну из картин де Кунинга $300 млн. Творчество Джеффа Кунса будет представлено выполненной из стали моделью поезда Jim Beam из серии работ «Роскошь и деградация». В 1986 году скульптура была создана всего в трех экземплярах. Один из них был продан на Christie’s в 2014 году за $33 млн. Эстимейт этого поезда составляет $15-20 млн.
Christie’s объявил очередной топ-лот из коллекции сооснователя Microsoft Пола Аллена. Им станет «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, оценочная стоимость которой составляет порядка $40 млн. Аллен приобрел эту картину в 1999 году, после чего она неоднократно экспонировалась на крупнейших музейных площадках мира, включая галерею Уффици и Национальную художественную галерею Лондона. Ценовой рекорд на произведения Боттичелли сегодня составляет $92 млн (он был установлен в январе прошлого года на аукционе Sotheby’s покупателем из России).
Скульптура Генри Мура, которую в свое время называли «чудовищной», может уйти с молотка за $30-40 млн. Бронза «Лежащая фигура (Фестиваль)» станет топ-лотом торгов, посвященных искусству модернизма, на Sotheby’s 14 ноября. Эта полуабстрактная скульптура была заказана художнику к ярмарке «Фестиваль Британии» 1951 года. Она вызвала неоднозначную реакцию как простых посетителей, так и художественного сообщества, включая президента Королевской академии Альфреда Маннингса, который и наделил ее эпитетом «чудовищная». В 1953 году «Лежащую фигуру» облили синей краской на выставке в Лидсе.
Для ноябрьских торгов Sotheby’s приберег и редкую работу Пита Мондриана с эстимейтом $50 млн. Эта оценка лишь немного отстает от текущего ценового рекорда на произведения художника, который составляет $50,6 млн. «Композиция II» относится к знаменитой серии «картин-решеток», большинство из которых на сегодняшний день находятся в музейных собраниях.
Завтра, 13 октября, пройдут торги аукционного дома «Литфонд», посвященные редким книгам, рукописям и автографам. Суммарный эстимейт 16 лотов составляет более 12 млн рублей. К числу уникальных лотов относится первый том романа Александра Степанова «Постоялый двор. Записки покойного Горянова, изданные его другом Н. П. Маловым». Долгие годы считалось, что эта книга была личным подарком Александра Пушкина, который он якобы послал в Сибирь ссыльным братьям-декабристам Муравьевым. Данный экземпляр — часть масштабной мистификации 1960-1980-х годов. На протяжении многих лет бывшему комсомольскому и партийному активисту Антонину Раменскому удавалось вводить в заблуждение большинство советских пушкинистов. Стартовая цена лота составляет 200 000 рублей. Еще один топ-лот — это издание «Стихов к Блоку» Марины Цветаевой с ее автографом и авторской правкой (стартовая цена — 950 000 рублей).
Прошедшие торги: спорная фарфоровая ваза и Рерих, проданный за долги
На прошлой неделе на торгах французского аукционного дома Osenat фарфоровая китайская ваза ушла с молотка с превышением эстимейта более чем в 4000 раз. Эксперты Osenat изначально датировали вазу, украшенную изображением дракона, ХХ веком. С момента публикации каталога лот вызвал повышенный интерес со стороны китайских коллекционеров, уверенных в том, что это ценный раритет XVIII века. Даже после того, как итоговая цена лота составила $7,5 млн, аукционисты отказываются признать ошибку и продолжают говорить о том, что ваза не представляет исторической ценности.
В рамках процедуры банкротства АО «Мурманское морское пароходство» (ММП) в ходе открытых торгов была продана картина Николая Рериха «Поморяне. Вечер». Впервые ее пытались пустить с молотка этим летом. Тогда полотно 1907 года было оценено в 91,5 млн рублей, но покупателей найти не удалось. Впоследствии стоимость снизили на 10%, но и это ни к чему не привело. Итоговая цена картины составила 24,2 млн рублей.
Гранты музеям и художникам
С 20 октября начнется прием заявок на участие в первом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив среди музейных проектов. Сообщается, что в 2023-2024 годах общий объем финансирования этого направления составит 20 млрд рублей. В конкурсе смогут принять участие НКО, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также муниципальные предприятия любых форм, кроме казенных.
«Винзавод» объявил о старте приема заявок от российских художников на участие в основном проекте IV биеннале уличного искусства «Артмоссфера», которая пройдет летом следующего года. Заполнить форму можно на официальном сайте проекта до 23 ноября включительно. Заявки будут рассматриваться экспертным советом и куратором Андреем Паршиковым, который обозначил тему IV выпуска биеннале как «Община: Партнерство — Коллективность — Утопия». Основная программа будет состоять из коллективной выставки в городском пространстве, в которой примут участие 45 художников из разных стран.
Музейные новости: реституция по-английски и новое авторство картины Вермеера
Этим летом руководство Британского музея выразило готовность договариваться с Грецией о статусе мраморных скульптур Парфенона, вывезенных лордом Элгином в Великобританию в начале XIX века. Тогда рассматривались варианты совместного владения артефактами и возможность передачи их в аренду греческой стороне. Теперь у этих планов появился ярый противник в лице премьер-министра Великобритании Лиз Трасс, которую не устраивает ни одна из предложенных схем. Греция добивается возвращения мраморов Парфенона с 1983 года.
В конце августа известный египетский археолог Захи Хавасс пообещал направить в объединение Музеев Европы петицию, чтобы заставить Британский музей вернуть Египту Розеттский камень. По состоянию на сегодняшний день петицию подписали более 2500 археологов. Профессиональное сообщество призывает премьер-министра Египта также официально потребовать возвращения 16 других предметов старины, в свое время незаконно вывезенных из страны. Розеттский камень, ставший ключом к расшифровке древнеегипетских иероглифов, хранится в Британском музее с начала XIX века.
Георг Базелиц потребовал от руководства мюнхенской Пинакотеки убрать из экспозиции работу Адольфа Циглера. В своем обращении 84-летний художник называет картину «Четыре элемента» образцом «нацистской пропаганды». Этот триптих был создан в 1937 году и вскоре после этого был представлен публике в рамках проекта, который нацистские чиновники позиционировали как противовес выставке «Дегенеративное искусство», проходившей в то же время. Впоследствии «Четыре элемента» какое-то время украшали собой одну из резиденций Адольфа Гитлера.
Национальная галерея искусств Вашингтона признала, что одна из четырех входящих в ее собрание картин Яна Вермеера на самом деле не принадлежит кисти художника. Речь идет о полотне «Девушка с флейтой», датируемом 1669-1675 годами. Пока музей был закрыт на карантин, сотрудники решили сосредоточиться на исследовательской работе, подвергнув микроскопическому и рентгенофлуоресцентному анализу ряд экспонатов. Результаты выдавались публике порционно. Летом было подтверждено авторство «Девушки в красной шляпе», а вот выводы касательно «Девушки с флейтой» музей решил озвучить накануне открытия выставки «Секреты Вермеера» 8 октября. Теперь автором картины считают кого-то из учеников или родственников Вермеера. Согласно одной из версий, он набросал композицию, а остальную работу выполнила его старшая дочь Мария. Музей не планирует исключать работу из своей экспозиции, а в следующем году даже планирует показать ее на ретроспективе Вермеера в амстердамском Рейксмузеуме.
Искусство и мода: Паррено и Нара сотрудничают с модельерами, Уффици судится с Jean Paul Gaultier
На Неделе моды, которая прошла в Париже с 26 сентября по 4 октября, представили целый ряд знаковых коллабораций. Проектированием сцены для показа новой коллекции Louis Vuitton занимался французский художник Филипп Паррено. Во дворе Лувра была установлена его инсталляция в форме цветка. Для показа Balenciaga подиум создал испанский художник-анархист Сантьяго Сьерра (резидент художественной колонии и мастерских The Foundry художника Андрея Молодкина под Тулузой). Моделям пришлось буквально бродить в грязи, благо дорогу им протоптал открывавший показ Канье Уэст в стилизованном бронежилете. А Стелла Маккартни представила новую коллекцию, созданную совместно с Есимото Нарой.
Флорентийская галерея Уффици подала в суд на Jean Paul Gaultier. Претензия касается использования изображения картины Боттичелли «Рождение Венеры» в моделях капсульной коллекции модного дома, выпущенной в апреле этого года. Письмо, направленное музеем с предложением договориться об отчислениях или снять коллекцию с продажи, было проигнорировано домом Jean Paul Gaultier.