Разводной мост: как сохранить отношения с ребенком, если вы расстаетесь с супругом
— Почему папа ушел от нас?
— Он не уходил от нас. Мы вместе приняли решение жить по отдельности.
— Почему люди расстаются?
— По разным причинам: кто-то больше не хочет, чтобы его обижали, а у кого-то просто прошла любовь.
— Как у меня с Дашей?
— Примерно.
— А Даша плакала.
— Почему?
— Потому что все еще любит меня. Ей обидно, что я ее разлюбил.
— Понимаю, взаимность очень важна для отношений. Неприятно, когда любимый человек теряет к тебе интерес
и перестает поддерживать. В общем-то, это и подталкивает к расставанию. Как бы ты поступил, если бы вы с приятелем перестали дружно играть и начали постоянно ссориться?
— Перестал бы с ним общаться.
— Мы с папой не можем прекратить общение — ведь у нас есть ты, но и жить в постоянных ссорах и конфликтах тоже не хотим, поэтому мы решили разъехаться.
Адвокат Виктория Дергунова:
Если верить статистике, с каждым годом количество разводов растет. Судите сами: в 2015 г. на 1 161 000 браков приходилось 611 000 разводов; в 2019 г. в загсах было зарегистрировано соответственно 950 000 и 620 000 заявлений; в 2021 г. — 923 000 и 644 000. Конечно, столь высокие цифры последних лет можно было бы попытаться объяснить пандемией, из-за которой большинство супружеских пар оказались вынуждены проводить много времени вместе и открывать друг друга с неожиданных сторон. На качестве отношений также мог сказаться и стресс, вызванный сменой формата работы, а то и вовсе ее потерей, экономической нестабильностью, а также общим состоянием неопределенности на фоне введенных ограничений. Однако справедливости ради следует сказать, что эта тенденция наметилась раньше. За последние 10–15 лет разводы перестали быть чем-то предосудительным. Люди все проще относятся к расставанию с партнером, который их больше не устраивает.
На этот процесс повлияло несколько причин. Во-первых, существовавший ранее социальный запрет на разводы сегодня практически утратил свои сдерживающие позиции. Во-вторых, своей актуальности лишилась и такая базовая функция семьи, как выживание. Значительно упростившая удовлетворение бытовых потребностей развитая инфраструктура, равноценное образование и доступ к руководящим должностям открыли перед женщинами новые возможности, позволившие им обрести финансовую независимость от супругов, лишив тех привычной власти.
В современном мире женщины делают карьеру наравне с мужчинами и у них нет необходимости ждать, когда стерпится-слюбится. В воспитании детей им помогают няни, с уборкой — клининговые службы. То, что раньше было финансово доступно только определенным категориям семей, сегодня стало привычной составляющей ежедневного комфорта большинства. А как известно, чем выше уровень жизни, тем больше нематериальных требований выдвигается партнеру. Современным женщинам уже недостаточно, чтобы муж только зарабатывал на жизнь, «не пил и не бил», — многим важны общие интересы, единое окружение и совместный личностный рост. При несоответствии требованиям с решениями теперь не медлят.
Следствием большого количества разводов становится изменение состава семей — все чаще в них входят бывшие мужья и жены, сводные братья и сестры. Дополнительно ситуация осложняется получившим широкую популярность сожительством без официальной регистрации брака. Все это заставляет партнеров пересматривать отношение к рождению и воспитанию детей в пользу большей осознанности и необходимости договариваться на равных, особенно при их интеграции в новые семьи.
Психолог Олеся Покусаева:
Чаще всего дети прекрасно понимают, что послужило толчком к разрыву отношений. Такие значительные проблемы, как алкоголизм, наркомания, рукоприкладство, измены, уголовные преступления, болезни, материальные трудности, разорение одного из родителей, сложно скрыть от детских глаз. Несмотря на понимание причин, сами дети редко способны дать независимую оценку произошедшим событиям. И совершенно точно развод для них не является поводом для одномоментного прекращения любви к отцу или матери.
Опасность травмирования ребенка несет не само расставание родителей как таковое, а негативно заряженное информационное поле вокруг этого события. Нет ничего хуже, чем когда уязвленный экс-супруг, испытывающий боль и обиду, умышленно или невольно начинает предпринимать активные действия по привлечению на свою сторону союзника в лице ребенка, из раза в раз повторяя ему: Мы развелись, потому что твоя мать загуляла с другим мужчиной; Мы расстались, потому что твой отец алкоголик (импотент, придурок и т.п.). С ним было невозможно жить; Ты помнишь, как твой папаша бил меня и выгонял вас с сестрой на мороз? Вот из-за этого я и ушла; Твоей матери нужны были от меня только деньги; Он был зациклен на карьере, наша семья была ему помехой и т.д.
Подобное поведение родителей в психотерапии называется ретравматизацией, то есть повторной травматизацией. Ребенок, которому довелось оказаться свидетелем или потерпевшим насильственных проявлений, стать участником «боевых действий» по определению того, с кем он дальше будет жить, узнать об измене, негативном поступке или совершенном одним из родителей преступлении, уже получил травматичный опыт, который нуждается в проработке с психологом. Но вместо помощи отец или мать продолжает ранить его, подчеркивая отрицательный образ бывшего партнера и всячески осуждая его поведение.
Такая позиция лишает «виновного» родителя не только права на прощение ребенка, но и возможности измениться к лучшему — перестать выпивать, изменять, совершать насилие, а у ребенка может сформировать впоследствии предубеждение о невозможности исправления собственных ошибок (это все равно ничего не изменит; люди не меняются; я такой, какой я есть), разрушить отношения со вторым родителем и привести к восприятию им образа семьи как совокупности боли, страданий и проблем.
Так как же правильно сообщить ребенку о причине развода, если она крайне неприятная и дискредитирует партнера? Самое простое и честное объяснение: Я больше не могу жить с этим человеком вместе. Мы разные люди, и наши взгляды на мир и на жизнь очень различаются, у нас нет ничего общего. Подобные формулировки позволяют избежать повторной травматизации ребенка и демонстрируют ему, что ответственность за принятое решение родитель взял на себя.
А что делать, если все-таки истоки расставания родителей остались незамеченными ребенком и эта новость оказалась для него громом среди ясного неба? Необходимо понять, что повод для развода в момент распада семьи не так уж и важен для него, поэтому совсем не обязательно раскрывать ему истинные причины произошедшего (например, говорить об измене) и выставлять партнера однозначно неправым и виноватым. Возможно, со временем у него возникнет потребность разобраться в произошедшем, но не сейчас. До пяти лет дети по большому счету вообще не обладают навыками обобщения и анализа полученной информации. Им не под силу просчитать отдаленные последствия даже своих поступков, не то что дать адекватную оценку действиям родителей при разводе на фоне полного внешнего благополучия семьи. Поэтому оставьте эту непростую тему на потом, постепенно он во всем разберется и соотнесет фигуры мамы или папы с их укладом жизни вне семьи — занятиями преступной деятельностью, употреблением алкоголя или наркотиков и пр.
Многие родители, придерживаясь принципа один раз и на всю жизнь или опасаясь связанных с разводом трудностей, принимают странное решение возвести для ребенка так называемый купол безопасности путем взращивания в нем иллюзии благополучной семьи. Однако по мере развития ребенка, формирования его идентичности, роста потребности в получении более полной и правдивой информации о поведении взрослых и транслируемых ими эмоциях такой купол неминуемо треснет. Сталкиваться с реальностью, особенно когда она не имеет ничего общего с созданным взрослыми миром, больно в любом возрасте. Но, поверьте, чем раньше ребенок узнает правду, тем больше у него шансов с ней примириться.
Каждая ситуация уникальна, поэтому говорить об общих и универсальных решениях не имеет смысла. Если вы не знаете, как объяснить детям причину развода, не стоит искать ответ в Google или спрашивать у друзей и родных. Гораздо лучше обратиться к детскому психологу за консультацией, описать ситуацию, особенности ребенка и совместно найти наилучшее для него решение.
Психолог Оксана Афиногенова:
Варианты сообщений родителей в беседе с ребенком о разводе.
Нам с папой/мамой стало трудно жить вместе, и мы решили разъехаться, но мы очень надеемся, что это не слишком сильно отразится на тебе и, главное, на твоих отношениях с каждым из нас. Мы оба тебя очень любим и будем продолжать любить так же сильно всегда.
Мы позаботимся о тебе, ты можешь обратиться к любому из нас со всеми своими сомнениями, страхами и тревогами. Мы поможем тебе решить любые вопросы и не оставим тебя наедине с переживаниями. Твои чувства важны для нас. Ты нужен нам. Мы любим тебя любым и будем любить тебя всегда.
Папа (мама) переезжает от нас. Он (она) больше не будет жить с нами, но будет приходить к нам в гости так часто, как ты захочешь его (ее) повидать.
Я всегда буду у тебя. Ты часть меня, моей жизни, что бы ни случилось, и, что бы ни происходило, я буду рядом.
Юрист Анастасия Прокопова:
В России суд не выясняет причины расторжения брака, равно как и не отказывает в разводе, если на нем настаивает один из супругов. Но даже если одна из сторон не согласна или просит суд установить, по чьей вине распадается семья, выяснение этих обстоятельств носит формальный характер. Как правило, решения ограничиваются стандартными формулировками: семейная жизнь не сложилась, брачные отношения прекращены.
Этим бракоразводный процесс в России принципиально отличается от практики расторжения брака в подавляющем числе зарубежных стран (Италия, Франция и др.), где поведение супругов в семье, причины их расставания и наличие вины каждого могут иметь значение не только для решения вопроса о неравнозначном разделе имущества, но и об осуществлении прав опеки и доступа к детям.
Многие родители полагают, что подробное изложение обстоятельств их жизни и описание характера сложившихся между ними взаимоотношений может усилить их правовую позицию в споре о воспитании детей. Однако перечисление накопившихся обид и неразрешенных спорных ситуаций, поиск неправых и виноватых не станет основанием для отказа в определении порядка общения с ребенком отдельно проживающему родителю. Даже если это он стал инициатором развода — человеком, решившим уйти из семьи, бросить жену с ребенком. Исключения составляют действия родителя, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего или членов его семьи, и заявление в связи с этим требований об ограничении или лишении того родительских прав.
Родителям следует помнить, что самые негативные эмоции по отношению друг к другу, испытываемые ими в момент развода и провоцирующие их на неблагоприятные поступки и вовлечение ребенка в бракоразводный процесс, пройдут, а последствия их действий на долгое время, если не навсегда, останутся в его памяти. Ко всему прочему, не стоит забывать: когда родители прибегают к публичной защите своих интересов, история жизни ребенка становится достоянием общественности. В этих случаях дети подвергаются двойной травматизации: при обсуждении происходящих в их жизни событий дома и в социуме — друзьями, учителями, воспитателями.
Альтернативным способом разрешения семейного конфликта выступает обращение за помощью к третьему лицу — профессиональному медиатору. Будучи нейтральным и независимым от сторон, он может облегчить процесс обсуждения ими всех вопросов, связанных с воспитанием ребенка: с кем он останется жить после развода, как будет выстраиваться его общение с другим родителем, в каком размере будут выплачиваться алименты на его содержание и др. В отличие от судебного разбирательства, при котором выяснение мнения ребенка обязательно, процедура медиации является неформальной, гибкой и позволяет родителям разрешить оставшиеся без правового урегулирования аспекты без его непосредственного привлечения.
Эффективному разрешению спора в долгосрочной перспективе способствуют такие навыки медиатора по управлению конфликтами, как снижение уровня стресса участников, сглаживание противоречий и преодоление разногласий между ними. Медиаторы начинают свою деятельность с выяснения потребностей каждой из сторон, чтобы потом совместно найти все возможные варианты разрешения спорной ситуации. Задача медиатора — помочь бывшим партнерам разработать стратегию действий в настоящем и будущем, основанную на взаимоприемлемых решениях, сближении их позиций и учете интересов каждого.
Результатом становится заключение сторонами медиативного соглашения, которое в случае нотариального удостоверения будет иметь силу исполнительного документа, то есть фактически по правовым последствиям и обязательности исполнения будет приравнено к судебному решению.