К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дипломаты носили халаты: как жил первый нарком по иностранным делам СССР Чичерин

Портсигар. Московский платиновый завод, 1922– 1924. (Фото Музеев Московского Кремля)
Портсигар. Московский платиновый завод, 1922– 1924. (Фото Музеев Московского Кремля)
В Патриаршем дворце Московского Кремля идет выставка, посвященная жизни и деятельности Георгия Чичерина, первого наркома по иностранным делам Советского Союза. Подборка артефактов и цитат наркома представляет его человеком артистичным, не чуждым иронии и гедонизма

Выставка в Кремле, посвященная наркому иностранных дел, Георгию Чичерину, автору признания Советской России на международной арене, задумывалась к 150-летию дипломата и 100-летию образования СССР. Письма, рабочие записки, проекты Чичерина представляют его как человека универсальных знаний, глубоко образованного, талантливого потомственного дипломата.

Выходец из старинного дворянского рода (среди его предков — и Афанасий Чичерини из свиты греческой принцессы Софьи Палеолог,  и Денис Чичерин, губернатор Сибири при Екатерине II), сын советника посольства Российской империи во Франции, выпускник Петербургского университета, блистательный пианист, Георгий Чичерин увлекся идеями марксизма и русской революции. Вынужденный эмигрировать в 1904 году, Чичерин вернулся в Петроград 19 января 1918 года и сразу же приступил к работе в должности заместителя наркома по иностранным делам РСФСР Льва Троцкого. С 30 мая 1918 года Чичерин стал главой Наркоминдела.

Георгий Чичерин в монгольском костюме (Фото Музеев Московского Кремля)

Среди особых заслуг Чичерина — первый большой триумф советской дипломатии — признание РСФСР на Генуэзской конференции весной 1922 года и последовавший за ней,  на «полях Генуи», Раппальский договор  с Веймарской республикой и «парад признаний» следующих лет. Как пишет во вступительной статье к каталогу выставки директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, Чичерин сумел обеспечить историческую преемственность российского внешнеполитического ведомства после 1917 года и привнести в мировую дипломатическую практику новаторские для того времени идеи и подходы. 

 

Отринув дипломатический дресс-код в виде фраков и цилиндров, Чичерин, одетый то как красный комиссар, то как простой буржуа, на Генуэзской конференции поразил участников великолепным французским и английским языками. Речи он произносил, не прибегая к услугам переводчиков. 

Выставка в Кремле, задуманная как протокольное мероприятие к 150-летию наркома, внезапно приобрела индивидуальный, человечный мотив. Среди предметов эпохи — за амбьянс отвечают фарфоровые шахматы «Красные и белые» скульптора Надежды Данько, тарелки агитфарфора, портсигар с видами Кремля и картина Юона «Парад на Красной площади», — представлены обнаруженные в запасниках Музеев Московского Кремля, изумительно хорошо сохранившиеся гимнастерки Чичерина (советская альтернатива мундиру и фраку дипломата). А главное — его многочисленные восточные халаты, дары монгольских, японских и бухарских делегаций, которые нарком надевал на дипломатические встречи, за что был прозван «главой восточной фракции», представляют его человеком невероятного личного обаяния и широты горизонтов. Масштаб личности Георгия Чичерина особенно ощутимо заметен с нынешней дистанции в 100 лет. 

 
Головной убор халха-монголов «Наадамын малгай»
Музеи Московского Кремля

Головной убор халха-монголов «Наадамын малгай»

Подарок, сделанный Георгию Чичерину монгольской делегацией в 1921 году во время заключения соглашения с Монголией.

Зимняя одежда халха-монголов «Ховонтей дээл»
Музеи Московского Кремля

Зимняя одежда халха-монголов «Ховонтей дээл»

Халат, подаренный монгольской делегацией в 1921 году. Выполнен из китайского шелка конца XIX-начала XX века.

Хаори мужское
Музеи Московского Кремля

Хаори мужское

Японский промышленник и политик Фусаносукэ Кухара в 1927 году во время своего визита в СССР предподнес Чичерину хаори, предмет национального костюма, надеваемый поверх кимоно.

Тарелка по эскизу Натана Альтмана
Музеи Московского Кремля

Тарелка по эскизу Натана Альтмана

Роспись тарелки с девизом «Кто не работает — тот не ест» выполнена мастерами Государственного (бывшего Императорского) фарфорового завода в Петрограде по эскизу Натана Альтмана в 1922 году. Фарфор датируется 1904 годом.

Тарелка, расписанная по рисунку Рудольфа Вильде
Музеи Московского Кремля

Тарелка, расписанная по рисунку Рудольфа Вильде

Авторство росписи «Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книгу, серп и молот» 1922 года приписывают Рудольфу Вильде, художнику, руководившему живописной и шлифовальческой мастерскими петербургских-петроградских Фарфорового и Стеклянного заводов в 1906-1935 годах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+