Дипломаты носили халаты: как жил первый нарком по иностранным делам СССР Чичерин

Выставка в Кремле, посвященная наркому иностранных дел, Георгию Чичерину, автору признания Советской России на международной арене, задумывалась к 150-летию дипломата и 100-летию образования СССР. Письма, рабочие записки, проекты Чичерина представляют его как человека универсальных знаний, глубоко образованного, талантливого потомственного дипломата.
Выходец из старинного дворянского рода (среди его предков — и Афанасий Чичерини из свиты греческой принцессы Софьи Палеолог, и Денис Чичерин, губернатор Сибири при Екатерине II), сын советника посольства Российской империи во Франции, выпускник Петербургского университета, блистательный пианист, Георгий Чичерин увлекся идеями марксизма и русской революции. Вынужденный эмигрировать в 1904 году, Чичерин вернулся в Петроград 19 января 1918 года и сразу же приступил к работе в должности заместителя наркома по иностранным делам РСФСР Льва Троцкого. С 30 мая 1918 года Чичерин стал главой Наркоминдела.
Среди особых заслуг Чичерина — первый большой триумф советской дипломатии — признание РСФСР на Генуэзской конференции весной 1922 года и последовавший за ней, на «полях Генуи», Раппальский договор с Веймарской республикой и «парад признаний» следующих лет. Как пишет во вступительной статье к каталогу выставки директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, Чичерин сумел обеспечить историческую преемственность российского внешнеполитического ведомства после 1917 года и привнести в мировую дипломатическую практику новаторские для того времени идеи и подходы.
Отринув дипломатический дресс-код в виде фраков и цилиндров, Чичерин, одетый то как красный комиссар, то как простой буржуа, на Генуэзской конференции поразил участников великолепным французским и английским языками. Речи он произносил, не прибегая к услугам переводчиков.
Выставка в Кремле, задуманная как протокольное мероприятие к 150-летию наркома, внезапно приобрела индивидуальный, человечный мотив. Среди предметов эпохи — за амбьянс отвечают фарфоровые шахматы «Красные и белые» скульптора Надежды Данько, тарелки агитфарфора, портсигар с видами Кремля и картина Юона «Парад на Красной площади», — представлены обнаруженные в запасниках Музеев Московского Кремля, изумительно хорошо сохранившиеся гимнастерки Чичерина (советская альтернатива мундиру и фраку дипломата). А главное — его многочисленные восточные халаты, дары монгольских, японских и бухарских делегаций, которые нарком надевал на дипломатические встречи, за что был прозван «главой восточной фракции», представляют его человеком невероятного личного обаяния и широты горизонтов. Масштаб личности Георгия Чичерина особенно ощутимо заметен с нынешней дистанции в 100 лет.
Головной убор халха-монголов «Наадамын малгай»
Подарок, сделанный Георгию Чичерину монгольской делегацией в 1921 году во время заключения соглашения с Монголией.
Зимняя одежда халха-монголов «Ховонтей дээл»
Халат, подаренный монгольской делегацией в 1921 году. Выполнен из китайского шелка конца XIX-начала XX века.
Хаори мужское
Японский промышленник и политик Фусаносукэ Кухара в 1927 году во время своего визита в СССР предподнес Чичерину хаори, предмет национального костюма, надеваемый поверх кимоно.
Тарелка по эскизу Натана Альтмана
Роспись тарелки с девизом «Кто не работает — тот не ест» выполнена мастерами Государственного (бывшего Императорского) фарфорового завода в Петрограде по эскизу Натана Альтмана в 1922 году. Фарфор датируется 1904 годом.
Тарелка, расписанная по рисунку Рудольфа Вильде
Авторство росписи «Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книгу, серп и молот» 1922 года приписывают Рудольфу Вильде, художнику, руководившему живописной и шлифовальческой мастерскими петербургских-петроградских Фарфорового и Стеклянного заводов в 1906-1935 годах.