«Люди в шоке от того, как их здесь принимают»: как в Средней Азии помогают россиянам
С 21 сентября, когда в России объявили частичную мобилизацию, из страны стремительно уехали, улетели и даже ушли пешком множество мужчин призывного возраста. Больше всего людей выезжает в соседние Казахстан, Грузию, Финляндию, это подтверждают количественные показатели от агентства Евросоюза по контролю границ Frontex. Российские власти и пограничные службы не озвучивают официальных данных о числе своих граждан, покинувших страну за последнее время. Как ранее стало известно Forbes, почти за две недели Россию покинуло примерно 700 000 человек. Из них 200 000 въехали в Казахстан. Кроме Казахстана, многие летят в Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. Это все безвизовые для россиян страны.
Реакция на наплыв россиян у местных жителей разная: от язвительного «понаехали» и до создания благотворительных инициатив для помощи приезжающим. Многие волонтеры привозят к границам, вокзалам и аэропортам вещи первой необходимости, кормят и поят приехавших, организуют для них бесплатный ночлег.
«Гость — это благословение свыше»
«Центральная Азия всегда славилась своим гостеприимством, дружелюбием и миролюбием. Да, у нас с большинством россиян разные нации и религии, но Бог един. От того, что сейчас происходит с россиянами, никто не застрахован. Каждый может оказаться на их месте: испуганные, растерянные в чужой стране. Наш долг — помочь гостям и показать, насколько мы отличаемся от других», — говорит волонтер из Душанбе Фирдавс Мухаммадиев, создатель телеграм-канала «Россияне в Таджикистане». Это распространенная точка зрения среди волонтеров, помогающих россиянам, которые сейчас приезжают в страны Центральной Азии. Администратор другого телеграм-канала, «Релокация в Таджикистан», Зульфия Голубева тоже убеждена, что гражданство и национальность людей, которым нужна помощь, не имеют значения: «Некоторые россияне удивляются, учитывая, как в России зачастую относятся к мигрантам из Центральной Азии. Я отвечаю, что мы просто делим людей на плохих и хороших. Плюс в нашей культуре гость — это посланник небес, своего рода благословение свыше».
Россияне выбирают для эмиграции страны Центральной Азии по ряду причин: безвизовый въезд, относительно низкая стоимость жизни, лояльные условия для легализации, распространенность русского языка, особенно в крупных городах. Кроме того, граница между Россией и Казахстаном — самая длинная в мире из непрерывных государственных сухопутных границ (7598,8 км). На ее протяженности работает несколько десятков пропускных пунктов, что дает возможность большому количеству россиян въехать на территорию соседней страны наземным транспортом. Казахстан — единственное государство Центральной Азии, граничащее с Россией, но в другие республики региона можно добраться на самолете или поезде.
Журналистка Мария Максимычева, которая переехала из Петербурга в Ташкент весной 2022 года и ведет телеграм-канал «Заметки северянки» о жизни в Узбекистане, отмечает дополнительные выгоды от переезда именно в эту страну: «Огромная поддержка сообщества релокантов, стремительно развивающаяся экономика, теплый климат, комфортная жизнь в европейском духе в столице, масса возможностей для внутреннего туризма, сказочные исторические города Шелкового пути».
Бесплатная еда, жилье и перевозки
Юрист из Душанбе Навруз Одинаев давно занимается благотворительностью, но никогда не стремился создать собственное сообщество или примкнуть к какому-то НКО. Основной его опыт в этой сфере связан с пандемией коронавируса, когда он вместе с единомышленниками помогал медперсоналу горячей едой и средствами защиты, а также соотечественникам, которые «застряли» вдали от родины из-за отмены рейсов и не имели возможность отправлять деньги родным. «Жизнь многих таджикских семей зависит от денежных средств мигрантов», — поясняет Навруз.
Что касается помощи сегодняшним российским эмигрантам, то он начал проявлять активность сразу после начала массовых приездов. «На меня выходили знакомые и незнакомые люди, просили совета, как вести себя в Таджикистане, где искать жилье, когда нужно будет сделать регистрацию, как открыть банковскую карту, сколько в среднем стоят такси и жилье, — рассказывает он. — Сначала я по мере своих знаний и времени отвечал всем индивидуально. Но потом, изучив опыт соседних стран, понял, что надо самоорганизоваться и помочь всем приезжим коллективно». Одинаев создал телеграм-канал «Релокация в Таджикистан», который за три первых дня набрал 3000 участников. Активист рассказывает, что другие душанбинцы быстро подхватили инициативу и предложили свою помощь: «Одна знакомая сразу вышла на связь и сказала, что готова бесплатно предоставить гостям частный дом. Другой предлагал всем, кто еще не успел снять жилье, оставаться у него в квартире. Постепенно таких предложений стало больше и больше».
Теперь над каналом работают несколько администраторов, которые следят за порядком: удаляют оскорбительные сообщения, блокируют тех, кто пытается разжечь межнациональную рознь. Также активисты создают справочник (гайд), чтобы гости самостоятельно и легко находили нужную информацию. «Главный запрос у россиян на канале — поиск жилья. Еще люди спрашивают, как открыть карту в банке, где и как снять деньги с российских карт, кто готов помочь с регистрацией по месту пребывания, сколько денег можно привезти, как легче добраться из Душанбе до Ташкента, как заказать еду. Кто-то из нашей команды дает людям временный кров, кто-то встречает в аэропорту, угощает в местных кафе. Никаких сборов денег мы не ведем», — рассказывает Одинаев.
Один из администраторов канала, журналист Зульфия Голубева, помогает иммигрантам с логистикой. В основном онлайн, через знакомых и коммуникацию в мессенджерах. Женщина организует встречи в аэропорту и трансферы до города, дает контакты гостиниц и аптек, делится информацией о регистрации, оформлении сим-карт, открытии банковских счетов, обмене валют и т. д. Голубева занимается благотворительностью около 10 лет, но, как и Одинаев никогда не состояла в каких-то сообществах и не работала в НКО. «Я просто отслеживаю проблемы, объединяюсь с единомышленниками и помогаю. Например, мы ищем убежище для женщин, подвергшихся домашнему насилию. Бывают и коллективные обращения к органам власти, петиции. Думаю, это нормальная потребность у человека — поддержать в трудную минуту. В Таджикистане оказать помощь вообще не сложно: все можно быстро организовать через друзей, знакомых, родственников, друзей друзей. И это в основном бесплатно. Иной раз одного звонка достаточно, чтобы решить самые серьезные проблемы», — говорит Зульфия.
Душанбинец Фирдавс Мухаммадиев тоже давно занимается волонтерством, он активно помогал людям во время пандемии. Сейчас в команде Фирдавса восемь человек, и каждый помогает по мере возможности. «Мы с другом создали канал «Россияне в Таджикистане», где люди могут сообщить, когда они приедут в республику и чем им можно помочь. Мы встречаем гостей в аэропорту и развозим по гостиницам, либо ищем им другое жилье, потом помогаем с регистрацией. В принципе у гостей только две потребности: найти жилье и легализоваться. Поначалу нам не доверяют и стараются держаться на расстоянии. Это даже обидно. Но потом люди видят, что у нас нет плохих намерений. Все говорят одно и то же: что в России бесплатно ничего не делается. А у нас делается. Мы стараемся уберечь гостей от афер, ибо цены взлетели. Ведем беседы с хозяевами, убеждаем их снизить арендную плату», — рассказывает Фирдавс. По словам активиста, его команда уже помогла более 3500 человек.
Телеграм-каналы сейчас — главный источник информации для россиян, настроенных эмигрировать в Центральную Азию, среди самых популярных — «Релокация в Казахстан», «Релокейшн в Узбекистан», «Добро пожаловать в Кыргызстан (Киргизия)». Все на русском языке, информацию постоянно обновляют. В них можно найти варианты трансфера и аренды жилья, инструкцию по регистрации, контакты риелторов и таксистов, актуальные вакансии, адреса хороших кафе. Также пользователи советуют, как провести досуг, где погулять и что посмотреть.
Недавно активисты в Душанбе даже организовали в чайхане угощение пловом, шоу-программу и экскурсию. «Мы рассказали гостям историю Таджикистана и показали работы местных мастеров, в частности примеры резьбы по дереву. Мы хотели показать нашу родину, показать нас. Чтобы гости знали, что таджики не просто люди, приезжающие на стройку, что здесь есть много талантливых деятелей», — говорит Голубева.
Волонтер Леана из казахстанского города Уральска (недалеко от границы с Россией) по профессии певица, это ее первый опыт в благотворительности. Девушку мотивировала фотография, которую ей прислали вскоре после начала миграции из России: женщина спит, сидя на скамейке, а у нее на коленях ребенок. «Мама укрыла ребенка курткой, чтобы согреть, но картина все равно душераздирающая. Я поняла, что надо срочно организовать помощь беженцам из соседней страны, чтобы люди могли здесь адаптироваться. Сделала объявление в соцсетях, и несколько человек откликнулись. Одна девушка, Полина Горбунова, вступила в нашу команду чуть позже: она сама обратилась за помощью, так как искала квартиру для гражданина России. Мы его заселили, и Полина решила присоединиться к нам», — вспоминает Леана.
Сейчас у нее команда из 10 человек под названием «Красные шапочки». «Из них четверо водителей, пятеро сутками сидят в телефонах и ищут жилье по доступным ценам», — говорит Леана. Петр Скляров, волонтер из ее команды, который до недавнего времени жил в Самаре, рассказывает, как наставлял прибывающих: «После пересечения границы ищите Леану в красной панаме». До недавнего времени активистка лично встречала людей со стороны Маштаково — автомобильного пропускного пункта, на пути из российской Самары в казахстанский Уральск. «Даю всем прибывшим информацию о том, как вести себя на территории Казахстана, чтобы соблюсти все законы нашей республики. Инструктирую в основном по теме регистрации. Далее волонтеры-водители везут гостей до жилья. Кому-то удается найти комнаты и квартиры бесплатно или за низкую цену, кому-то достаются места только в гостинице. Стараемся контролировать полный процесс заселения людей. Мы дежурим каждый день с 9 утра до полуночи, но иногда приходится трудиться без сна. Учитывая бесконечный поток звонков и вопросов, мы все спим по полтора часа в сутки. Очень устаем, но оно того стоит», — рассказала Леана. На данный момент «Красные шапочки» нашли жилье примерно для 400 человек, приехавших из России.
По подсчетам активистки, в Уральске сейчас в общей сложности 70 волонтеров, которые помогают российским беженцам. Многие развозят еду, ищут жилье. «Что касается финансов, то есть в Уральске бизнесмены, помогающие инкогнито. Потраченное время, здоровье и бензин — это наши личные вложения», — уточняет Леана.
В других городах и селах центральноазиатских республик помощи тоже много. Многие волонтеры дежурят в палатках около вокзалов, аэропортов и КПП. Они дают консультации прибывающим, угощают едой, раздают вещи первой необходимости. Местный бизнес тоже подключается: владельцы кафе раздают россиянам бесплатные порции еды, а директор кинотеатра в Уральске даже пригласила всех, кто не нашел постоянного жилья, переночевать в здании.
Кто и почему противостоит волонтерам
Активисты рассказывают, что иногда им приходится сталкиваться с агрессией людей, «решивших нажиться на тяжелой ситуации российских беженцев». Это, прежде всего, таксисты, владельцы гостиниц и частного жилья. По рассказам собеседников Forbes Life, многие резко повысили цены на свои услуги, и страдают от этого и сами азиаты — иногородние студенты, семьи без постоянного жилья. Доходит до того, что хозяева выселяют целые семьи, которые давно арендуют у них квартиру, чтобы освободить ее и сдать россиянам в три раза дороже. «Таксисты, дежурящие у границы, тоже требуют несоразмерные суммы за дорогу до ближайших гостиниц. Нам поступают угрозы, а в ходе недавней конфликтной ситуации мне сломал руку таксист, которому я не позволила нажиться на очередных россиянах. В полиции составлен фоторобот нападавшего, а я теперь тружусь из дома — продолжаю координировать работу своих волонтеров онлайн», — говорит Леана.
Есть и более глобальная проблема: негативное отношение к массовой иммиграции россиян со стороны некоторых местных жителей, преимущественно в Казахстане. Искусствовед из Астаны Жибек Даткина аргументирует свою личную позицию так: «Во-первых, люди массово уезжают из России по политическим причинам. Раз они против, то должны бороться на территории своей страны. Во-вторых, есть экономические факторы. Очень сильно поднялись цены на жилье, в итоге иногородние казахские студенты и жители приграничных территорий остаются без крыши над головой. Далее, вопрос рынка труда. Куда эти гости пойдут работать, если даже сами граждане Казахстана не всегда могут найти достойную работу с хорошей зарплатой? После протестов в январе этого года люди в разных регионах несколько раз выходили на улицы и перекрывали дороги, требуя от правительства открывать рабочие места. Это самое больное место нашего общества, так как зарплаты очень маленькие. Причем цены растут, а оклады нет».
Бывший менеджер компании «Тонг Джахони», помогающей мигрантам в России, Александр Ким эмигрировал в Казахстан в марте этого года. «Люди опасаются, что российские беженцы могут стать «пятой колонной» и привлечь внимание российского правительства, в результате чего в Казахстане повторится сценарий «спецоперации»*. И многие боятся, что из-за притока беженцев ухудшатся условия на рынке труда для местных жителей», — говорит он. При этом Ким отмечает, что сама по себе ксенофобия по отношению к русским и россиянам в Казахстане не распространена: «По крайней мере, там она совершенно точно встречается реже, чем ксенофобия по отношению к казахам и казахстанцам в России».
По наблюдениям волонтеров, гости из России в большинстве своем приезжают очень напряженные и растерянные. «После прохождения таможни люди сутки приходят в себя. Отдыхают немного и думают, куда ехать дальше. Ведь для большинства россиян Уральск — транзитный город. Он маленький, примерно 250 000 жителей, хотя за последние дни людей, по ощущениям, стало раза в два больше. Кое-кто уже трудоустроился здесь: врачи, сварщики, автомеханики очень востребованы. Работодатель даже предоставляет таким специалистам жилье», — говорит Леана.
Таджикистан для многих россиян тоже перевалочный пункт. Эмигранты потом двигаются в Узбекистан, Казахстан, Турцию, Индию и в дальние страны. «Очень много программистов, которые работают дистанционно и вполне могут продолжить это делать из любой точки мира. Некоторых мы стараемся устроить на работу: находим вакансии через знакомых и сайты объявлений. В основном на должность бариста», — рассказывает Фирдавс Мухаммадиев.
«Приезжающие — специалисты из разных областей. Думаю, многие могут устроиться на работу в Душанбе. Уже сейчас чат полон предложений для инженеров, энергетиков, врачей, ветеринаров, IT-специалистов, менеджеров по рекламе и маркетингу. У нас такие кадры должны расхватать быстро. Другой вопрос, что оклады здесь могут быть намного ниже, чем в России. Но, возможно, частные компании готовы заплатить и больше, чтобы удержать хорошего специалиста», — считает Зульфия Голубева.
Часть эмигрантов перебираются из Таджикистана в Узбекистан — в основном из-за качества интернета. Дело в том, что в Таджикистане плохой и дорогой интернет по сравнению с соседями.
Все волонтеры отмечают, что российские эмигранты с благодарностью принимают помощь. «Некоторые говорят, что теперь будут хорошо относиться к людям из среднеазиатских республик и очень сожалеют, что не помогали им в России, когда сами имели возможность», — говорит Навруз Одинаев. «Мне ребята, которым мы помогаем, пишут, что они в шоке от того, как к ним здесь относятся и как принимают. Многие даже признаются, что не заслужили такого», — говорит волонтер Голубева.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.