К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Самый стабильный художественный рынок: почему у музеев большие планы на выставки икон


Больше 70% мирового рынка икон обращается в России. Коллекционеры активно сотрудничают с музеями, объединяются в клубы, готовы делиться знаниями и демонстрировать свои собрания. Вероятно, этим потенциалом воспользуются музеи в ситуации остановившихся международных обменов. О том, как устроен рынок иконописи и почему многие делают на него ставку, — в материале Forbes Life
Икона «Сергий Радонежский с житием», Россия, Москва (мастер круга Дионисия) 1480-е. Музеи Московского Кремля

Все шансы стать блокбастерами

В ближайшие месяцы пройдут как минимум пять крупных выставок, посвященных иконам.

Так, с 23 сентября в Оружейной палате Московского Кремля  будет демонстрироваться экспозиция «Преподобный Сергий Радонежский», на которой представят два выдающихся произведения московской живописи конца XV века — икону «Преподобный Сергий Радонежский с житием», выполненную в мастерской Дионисия, и икону «Святая Троица», написанную по канону Андрея Рублева.

В частном Музее русской иконы до 16 октября проходит выставка коллекции Игоря Сысолятина — 320 икон, датированных разными годами, — от XV до начала XX века. В их числе — «Распятие»  XV века, вывезенная в 1929 году на выставку древнерусской живописи за границу. Всего в собрании коллекционера около тысячи икон, многие из которых приобретены на аукционах и в частных коллекциях в Европе и Америке. В декабре в этом же музее состоится «Выставка одного шедевра»  — представят икону XVI века из частного собрания. А в 2023 году в честь 60-летия основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова в музеях Ростовского кремля будет выставлен поникаровский иконостас — древнейший в России полностью сохранившийся памятник XVI столетия.

 

Не остался в стороне и Исторический музей: здесь открывается экспозиция «Драгоценный убор русской иконы XV — начала XX века». 

Андрей Болдырев, коллекционер и блогер (автор и ведущий нескольких YouTube-каналов, в их числе — «Русская икона. Показывает Андрей Болдырев»), отмечает, что, помимо традиционно высокого интереса зрителей к теме древнерусского искусства, в последнее время возникла новая выставочная тенденция: саморепрезентация регионов за счет такого рода проектов. В качестве примера эксперт приводит выставку «Небесный Нижний. Святые и святыни Нижегородской земли» в Манеже в Нижнем Новгороде, где были собраны 340 экспонатов со всей России, включая иконы из региональных и московских музеев и из частных коллекций. А также проект «Вопреки невозможному. Нерукотворные иконы Григория Журавлева» в Самарском областном историко-краеведческом музее им. Алабина — выставка гастролировала также в Москве и Санкт-Петербурге.  

 

В ситуации усиления патерналистских и клерикальных настроений и прекращения обмена с зарубежными музеями выставки икон имеют все шансы стать главными блокбастерами сезона. Их охотно поддерживают региональные государственные компании. А сами музеи активно обмениваются между собой и сотрудничают с частными коллекционерами.

Звездный час частных коллекций

Неиссякаемый источник, поддерживающий интерес к русской иконе, — частные коллекции, полные неожиданных находок и многомиллионных приобретений, на которые  не способны государственные музеи. По мнению коллекционера Игоря Сысолятина, именно частные российские коллекции в начале 2000-х изменили академические, музейные представления о русской иконе. Если соревноваться с собраниями икон Третьяковки, Исторического музея, Русского музея, Музея Андрея Рублева в домонгольском и дореформенном периодах бессмысленно, то в том, что касается коллекционирования икон, датированных со второй половины XVII века до начала XX, — преимущество на стороне собирателей-энтузиастов.  

«В академической среде была принята точка зрения: все, что написано после середины XVII века, —  «веселые картинки», ширпотреб. Музеи их не собирали, искусствоведы не изучали. Не рассматривали даже работы известных художников-иконописцев ХVIII, XIX, XX веков», — рассказывает Игорь Сысолятин. 

 

Ситуацию изменили коллекционеры новой, постсоветской волны. Первой большой выставкой икон из одного частного собрания стала выставка коллекции Виктора Бондаренко в Третьяковской галерее в 2003 году, где были представлены иконы периода XV-XX веков. А уже в 2008 году прошла выставка коллекции Михаила Елизаветина в музее-заповеднике «Царицыно». На ней показывали 180 икон, созданных в промежутке от XIV до ХХ столетия. Стало очевидно: иконы — важные вехи всей истории русской живописи, а не только периода Средневековья. 

Музеи и прежде сотрудничали с  коллекционерами икон. Первую выставку икон из частных собраний организовал в 1974 году реставратор, коллекционер Савелий Ямщиков, организовав в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева экспозицию «Древнерусская живопись. Новые открытия». На выставку предметы предоставили крупнейшие коллекционеры своего времени — Георгий Костаки, Яков Рубинштейн, Николай и Сергей Воробьевы, Владимир Солоухин.

Но именно выставки 2000-х годов показали: история иконописи не окончена, есть большое пространство для открытий, поводы для новых исследований. И частные коллекционеры с их азартом, авантюризмом, знаниями, а главное — большими финансовыми возможностями —  дают фору самым уважаемым государственным музеям. 

Коллекционер, директор Музея русской иконы Николай Задорожный вспоминает, как  убедил основателя музея, предпринимателя Михаила Абрамова выкупить за $100 000 икону Богоматери Одигитрии XIX века, подписанную Симоном Ушаковым, знаменитым придворным иконописцем царя Алексея Михайловича. «Мне благоволил случай, — рассказывает Николай Задорожный. — Икона была под записью, то есть первоначальный живописный слой был перекрыт несколько раз. Стояла подпись XIX века: «Симон Ушаков». По записи трудно почувствовать стиль. Но в этой иконе была какая-то дотошность, тщательность исполнения, что заставляло предположить, что под слоями живописи разных лет есть подлинный Симон Ушаков». Абрамов меня поддержал, сказал: «Рискую, согласен». 

Купленную икону отреставрировали в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР), удалили поздние слои, под которыми действительно скрывался подлинный Симон Ушаков XVII века. По оценке экспертов, стоимость иконы сейчас составляет около $5 млн. В 2015 году эта икона экспонировалась на выставке Ушакова в Третьяковской галерее, устроенной на средства Михаила Абрамова.

 

Сегодня в собрании Музея русской иконы больше 4500 единиц хранения, представлены иконы разных периодов и географии — есть и эфиопская икона, и греческая. В пространстве музея выставлена старообрядческая молельня, вывезенная из Тверской области. При жизни основателя музея Михаила Абрамова (он погиб в 2019 году) не успели найти для коллекцию разве что византийскую икону.  

Игорь Сысолятин рассказывает, как однажды консультант его собрания (в команде коллекционера около 10 экспертов-искусствоведов, реставраторов, дилеров) обратил внимание на то, что на аукционе в Дюссельдорфе выставлена икона XV века. Сысолятин срочно вылетел в Дюссельдорф. Вместе с ним на аукцион отправился ведущий российский реставратор темперной живописи, специалист ГосНИИР Виктор Баранов. Там, в пространстве аукционного дома, реставратор развернул свою полевую исследовательскую лабораторию. Баранов сразу же обратил внимание на инвентарные и каталожные номера 1920-х годов: «Игорь, смотри, это с Грабаревской выставки. Шедевр из тех, что пропали». Реставратор уже работал в Третьяковской галерее с иконами, побывавшими в знаменитом турне, организованном Грабарем, и был знаком с их маркировкой.  

Выставка коллекции Игоря Сысолятина (Фото DR)

Турне проходило в 1929-1933 годах. На волне успеха выставки русской живописи 1924 года в Америке было принято решение познакомить европейскую и американскую публику с феноменом русской иконописи. Поток икон из  конфискованных частных собраний и закрытых церквей и монастырей стимулировал исследование и реставрацию икон новейшими техническими средствами в только что открытых Центральных государственных реставрационных мастерских, которыми руководил искусствовед Игорь Грабарь. Так образовалось «значительное собрание русских икон, но не тех черных, закопченных, с почти нераспознаваемыми лицами и даже сюжетами, а светлых, сверкающих яркими гармоничными красками», — писал Грабарь о своем открытии феномена русской иконы. Выставка «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVII века»  прошла в крупных городах Германии, осенью в Вене, в ноябре-декабре в Лондоне, в 1930-1932 годах совершила турне по Америке. В каталоге выставки упоминаются 132 иконы. Только в 1933 году экспонаты  вернулись в страну. Среди  утраченных за время турне шедевров — икона «Распятие» XV века, которая почти 100 лет спустя снова оказалась в России, — когда в Дюссельдорфе с подачи Виктора Баранова ее купил Игорь Сысолятин.

Коллекция Сысолятина — больше 1000 икон — собрана на американских и европейских аукционах, в галереях и частных собраниях за последние 20 лет. Решение представить ее публично в Музее русской иконы, по мнению коллекционера, означает определенный рубеж в формировании собрания. 

 

По мнению директора Музея русской иконы Николая Задорожного, сегодняшние условия благоволят выставкам икон из частных собраний. С ним согласен коллекционер Сергей Ходорковский: «Сегодня многие готовы показывать свои собрания, причем не только в формате краткосрочных выставок — владельцы готовы выставлять их годами в специальном музейном пространстве». По воспоминаниям Сергея Ходорковского, в планах Михаила Абрамова, создателя Музея русской иконы, было строительство отдельного выставочного пространства, где коллекционеры икон могли бы экспонировать собрания на долгосрочной основе.  

Что происходит на рынке икон

По мнению Сергея Ходорковского, не меньше 70%  мирового рынка икон обращается в России. С начала 2000-х годов драйверами рынка выступают коллекционеры из России. Европейские и американские собрания играют во второй лиге. Всего, по наблюдениям Ходорковского, серьезных коллекционеров иконы в России не более тридцати, большая часть коллекций — непубличная. 

Коллекционеры едины во мнении: этот рынок самый стабильный из всех художественных рынков. Он благополучно переживал  экономические и политические кризисы постсоветского периода. 

«Рынок устоялся: шедевры выросли в цене, а вещи среднего уровня и ниже ценятся стабильно невысоко», — говорит Андрей Болдырев.

 

Спада и резких скачков после февраля 2022 года не произошло. По мнению Андрея Болдырева, такая стабильность легко объяснима: редкие ценные иконы в прямом смысле штучный товар. «Если наследие Айвазовского — больше 6000 полотен, то икон домонгольского периода известно всего 30, и все они в собраниях музеев». 

По мнению Игоря Сысолятина, устройство рынка за последнее время не изменилось. Иконы по-прежнему продают на аукционах в Америке и Европе. Коллекционеров из России официально не регистрируют на торги, но по традиции для них покупают дилеры. Уровень цен стабилен. Иконы XV века выставляются по цене от $300 000 до $1 млн. Иконы XVI века встречаются чаще, оцениваются в суммы от $50 000 до $200 000. Цены подписных икон Строгановской школы доходят до $300 000.  Работы изографов Оружейной палаты, Симона Ушакова, Тихона Филатьева, Кирилла Уланова и Георгия Зиновьева стоят до миллиона долларов — в зависимости от размера иконы и степени известности автора. При этом произведения XVIII века редко стоят дороже $100 000.  А за иконы XIX века, палехскую и невьянскую, можно выручить до $100 000. Что касается произведений начала XX века — с императорским провенансом, из мастерских Гурьянова, Чирикова, Емельянова, то они оцениваются в суммы до $200 000. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+