«Пять дней после катастрофы»: сериал о том, как ураган превратил больницу в тюрьму
Лето середины 2000-х. На юге Америки бушует непогода, сильнейший в истории шторм приближается к Новому Орлеану. Активисты бьют тревогу, но социальные службы и политики штата либо игнорируют ситуацию, либо комментируют климатическую аномалию избитыми штампами в эфире местного телевидения. В одной из крупнейших больниц «Мемориал» начинается хаос — в медицинское учреждение от суровой непогоды приходят укрыться сотни и тысячи жителей города.
Все они преимущественно из бедных слоев населения: без определенного места жительства, дети и подростки из многодетных семей, а также люди, приехавшие навестить тяжелобольных родственников. Поначалу кажется, что места для всех достаточно, персонал справляется и понемногу готовится к предсказанному синоптиками урагану. За окном лютая жара, конец лета, температура не опускается ниже 30 градусов по Цельсию — в больнице работают кондиционеры.
Сложно представить, но через пять дней в «Мемориале» обнаружат 45 тел. Это погибшие после урагана «Катрина» пациенты, тела которых оставили в часовне больницы. По одним данным, им не оказали надлежащей медицинской помощи. По другим сведениям, пациенты умерли своей смертью, либо под влиянием внешних обстоятельств — от болезней, отсутствия лекарств, недоедания или обезвоживания. Некоторые косвенные улики позволяют выдвинуть и более шокирующую версию: этих людей якобы умертвили сотрудники больницы — и речь не идет о добровольной эвтаназии.
Главное определение, которое можно дать сериалу «Пять дней после катастрофы», — остросюжетный. Создателям умело удается нагнетать саспенс. Первые два эпизода кажутся относительно спокойными, но чем дальше, тем выше поднимается градус драмы. Зрителю сразу становится ясно: цена ошибки — чья-то жизнь. Правда, что на самом деле кроется за этой расхожей фразой из лексикона медработников, мы начинаем по-настоящему понимать лишь ближе к финалу. В этом смысле сериал полностью тождественен первоисточнику — нон-фикшен-бестселлеру «Пять дней у «Мемориала»: жизнь и смерть в больнице после урагана» лауреата Пулитцеровской премии Шерри Финк.
В повествовании переплетаются несколько сюжетных линий, но главная из них связана с доктором Анной Поу (Вера Фармига). Оказавшись в «Мемориале», она, не воспользовавшись возможностью покинуть госпиталь до наступления урагана, остается сверхурочно, а позже буквально «застревает» со всем медперсоналом больницы на злосчастные пять дней. «Мемориал» действительно был отрезан от внешнего мира: внутри помещения не было электричества и воды, персонал и пациенты недоедали (запасов провизии было немного) и предпринимали всевозможные попытки эвакуироваться — но бюрократические проволочки и чересчур беспечное отношение властей не позволили сделать это вовремя. Для спасения многих жизней банально не хватило времени.
В идеале мини-сериал Джона Ридли и Карлтона Кьюза мог бы состоять из пяти эпизодов и представить на зрительский суд исключительно буквальную реконструкцию событий. Такой подход позволил бы избежать вариативности и не дать пищи для домыслов. Но шоураннеры решили пойти дальше: «Пять дней после катастрофы» не только рассказывает о пребывания врачей и пациентов «в плену» «Мемориала» на протяжении пяти серий (каждая посвящена одному из дней заточения), после он еще и погружает зрителей в мир судебного процедурала — с прокурором, адвокатом, опросом свидетелей, поиском улик и, конечно, заседаниями в суде.
Авторы проекта демонстрируют темную сторону системы здравоохранения Америки. При этом Ридли и Кьюз весьма трепетно относятся к историям погибших пациентов: у многих изменены имена, некоторым создатели подарили чуть более счастливые концовки. «Пять дней после катастрофы» лишний раз постулируют истину, к которой мы, кажется, стали привыкать, — цена человеческой жизни стремится к нулю, когда на кону стоят интересы власть имущих. В контексте сериала это касается и губернатора Нового Орлеана, и руководителей страховых служб, и тех, кто стоит во главе судебной системы.
Отдельной строкой проходит история доктора Анны Поу. Ее самоотверженность, страсть к работе и переживания за пациентов ближе к финалу заставляют зрителей искренне сочувствовать героине, когда полиция начинает подозревать ее в убийстве людей и нарушении врачебной этики. Из-за дела «Мемориала» в медицинском сообществе произошел раскол. Одни врачи поддержали Анну, тогда как другие поверили показаниям свидетелей и патологоанатомов, которые исследовали найденные в часовне тела.
Сериал динамичен: здесь мало диалогов и много действия. До последнего кадра «Пять дней после катастрофы» держат зрителя в напряжении, заставляя задуматься о том, насколько человеческие судьбы порой зависят от чьего-то произвола и как легко чужие эгоизм и безответственность могут привести к трагедии.