К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жажда свободы, подростковый протест и угасающее детство: 10 фильмов о взрослении

Фильм «Феррис Бьюллер берет выходной»  (Фото DR)
Фильм «Феррис Бьюллер берет выходной» (Фото DR)
Потеря друзей, подростковое насилие и буллинг, конфликты с родителями и муки нравственного выбора — вне зависимости от эпохи и социального статуса молодые люди ищут ответы на вечные вопросы, влюбляются и разочаровываются, терпят неудачи и одерживают победы. Forbes Life вспоминает главные фильмы о вступлении во взрослую жизнь
«Бунтарь без причины»
DR

«Бунтарь без причины»

Режиссер Николас Рэй, 1955

Задумчивый подросток Джим (Джеймс Дин) с трудом находит общий язык с родителями и сверстниками. В новой школе его задирают и провоцируют хулиганы, а дома мать постоянно ссорится с отцом. Раздираемый сомнениями и противоречиями, Джим находит родственную душу в несчастном отличнике Платоне. Но в важный момент он не сможет защитить нового друга.

В 1955 году «Бунтарь без причины» режиссера Николаса Рэя произвел ошеломительный эффект на американское общество. Фильм поднял темы, которые до этого в Голливуде были под негласным запретом: подростковое насилие и буллинг, плохое воспитание родителей, намеки на гомосексуальность в образе мальчика Платона. Кроме того, «Бунтарь без причины» вышел спустя месяц после трагической гибели Джеймса Дина в автокатастрофе, настоящей молодежной иконы. Фильм стал провозвестником всего нового в американской культуре: рок-н-ролл, одежда, молодежный протест. И заложил основы школьной драмы взросления на полвека вперед.

«400 ударов»
DR

«400 ударов»

Режиссер Франсуа Трюффо, 1959

Парижский мальчик Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео) ненавидит школу, свою деспотичную мать и слабохарактерного отчима. Вместо уроков он шляется по улицам и ищет неприятностей. Однажды, чтобы достать немного денег, Антуан решает украсть печатную машинку отчима из его офиса. Невинное преступление оборачивается для него тяжелым наказанием.

«400 ударов» открыл совершенно новую эпоху в европейском кино. В автобиографической истории Франсуа Трюффо показал неприглядную жизнь парижских окраин, людей, изъеденных бедностью, школьников, у которых нет будущего. Антуана воспринимают трудным подростком, малолетним преступником, но трагедия состоит в том, что он не может найти себе применения, а всякое его личное самовыражение оканчивается побоями, критикой и непониманием. Актер Жан-Пьер Лео, сыгравший главную роль, тут же стал иконой французской «Новой волны», а Франсуа Трюффо позднее снимет еще три фильма об Антуане Дуанеле. Но не один из них не сравнится с «400 ударов» по красоте и силе высказывания.

«Выпускник»
DR

«Выпускник»

Режиссер Майк Николс, 1967

Бен (Дастин Хоффман) пребывает в растерянности после окончания школы. Родители твердят ему, что надо думать о будущем и скорее поступать в престижный университет, но подросток не спешит. Однажды Бена соблазняет миссис Робинсон (Энн Бэнкрофт), 40-летняя жена коллеги его отца. Выпускник не знает, как отказать женщине, как вырваться из мира взрослых, которые во всем хотят контролировать и использовать его. Бен решает бежать вместе с Элейн (Кэтрин Росс), дочерью миссис Робинсон, но та оказывается уже помолвлена.

Фильм, сделавший Дастина Хоффмана звездой, стал откровением в конце 1960-х годов. «Выпускник» затрагивал актуальную тему борьбы молодежи за свои права. И, пожалуй, впервые так откровенно высказался об абьюзе и насилии женщин в отношении мужчин. Фильм Майка Николса совсем иначе подходил к теме взаимоотношений полов и конфликту поколений. В отношениях миссис Робинсон и выпускника Бена виделась порочная связь, олицетворявшая положение подростков в обществе вообще. Они должны быть послушными, делать то, что им говорят. Бунт, которым оканчивается картина, стал символом эпохи хиппи, а вместе с ним и великий саундтрек дуэта Simon & Garfunkel.

«Американские граффити»
DR

«Американские граффити»

Режиссер Джордж Лукас, 1973

Печальный портрет поколения молодых американцев накануне социальных потрясений 1960-х годов. Группа друзей только что окончила школу и строит планы на светлое будущее. Они ходят по барам, участвуют в гонках на «Фордах», разбивают друг другу сердца. Скоро они расстанутся, кто-то уедет в колледж, кто-то продолжит поиски себя. Лето 1962-го станет главным рубежом их жизни.

Второй фильм Джорджа Лукаса, создателя «Звездных войн», был размышлением о судьбе его поколения. Это ностальгическая повесть о конце юности, в которой взросление сопровождается болью утраты чего-то важного. Нетрудно, в общем, увидеть связь между главным героем «Американских граффити» Кертисом (Ричард Дрейфус) и Люком Скайуокером, джедаем, которому тоже пришлось быстро вступить во взрослую жизнь. Это испытание, которое суждено пройти не каждому. В финале картины Лукас показывает панораму судеб своих героев: кто-то пропал без вести во Вьетнаме, кто-то погиб в автокатастрофе, а кто-то стал простым страховщиком — и это самое страшное.

«Останься со мной»
DR

«Останься со мной»

Режиссер Роб Райнер, 1986

Экранизация повести Стивена Кинга «Тело». В маленьком городке Касл-Рок пропадает мальчик. Четверо друзей Горди, Верн, Крис и Тедди, уверенные, что он погиб на железнодорожных путях, отправляются на поиски его тела. Это путешествие навсегда изменит их жизни.

В культовом фильме Роба Райнера «Останься со мной» раскрыта, пожалуй, главная тема раннего творчества Стивена Кинга — угасающий свет детства, который больше невозможно вернуть. Дружба американских мальчишек в фильме заразительна и притягательна, и эту химию между детьми-актерами (одного из них, Криса, сыграл Ривер Феникс, брат Хоакина Феникса) пытаются вновь воспроизвести и сегодня — в «Очень странных делах» и в другой кинговской адаптации «Оно». «Останься со мной» наглядно показывает, как за беззаботным детством в тихом городке скрывается какая-то червоточина. С нею придется однажды встретиться, и эта встреча наложит отпечаток на всю дальнейшую судьбу.

«Феррис Бьюллер берет выходной»
DR

«Феррис Бьюллер берет выходной»

Однажды утром школьник Феррис Бьюллер (Мэттью Бродерик) притворяется больным, чтобы не ходить на уроки. Он подговаривает друзей поступить точно так же и хорошенько развлечься вместе. Директор школы, впрочем, догадывается об уловке Бьюллера и решает поймать нерадивого ученика с поличным.

Режиссер и сценарист Джон Хьюз поставил несколько знаковых картин о молодежи в 1980-х годах. Среди них «Шестнадцать свечей», культовый «Клуб завтрак» и «Феррис Бьюллер берет выходной». Все три фильма, в общем, рассказывают об одном — о подростковой жажде свободы и самовыражения. Хьюз показывает, что каждый подросток уникален и задача взрослых — не мешать им развиваться, делать ошибки и веселиться. Так и Феррис Бьюллер твердит о том, что детство бывает только один раз и это преступление — разменивать его на скучные уроки. Если всегда быть послушным, то есть шанс стать таким же занудой, как директор школы. Судьба незавидная.

«Общество мертвых поэтов»
DR

«Общество мертвых поэтов»

Режиссер Питер Уир, 1989

Элитная частная школа славится своими традициями и дисциплиной. Однако многие ученики устали от бесконечных правил и ограничений. Когда же к ним в класс приходит новый учитель Джон Китинг (Робин Уильямс), все меняется. Он общается с ребятами на равных, затрагивает важные для них темы, говорит о по-настоящему интересных вещах. Его слова отзываются в мальчишках, и, вдохновленные, они решают возродить поэтический клуб «мертвых поэтов». Но эта инициатива очень не нравится школьной администрации.

Знаменитый фильм Питера Уира «Общество мертвых поэтов», пожалуй, лучшая методичка для любых преподавателей. Джон Китинг показывает, что знания по-настоящему усваиваются подростками не умом, но сердцем. Нужно достучаться до них, показать, как поэзия Уитмена или Горация может изменить их жизнь сегодня. Самый главный урок, который преподает Китинг, урок нравственного выбора — между честностью и ложью. Робин Уильямс признавался, что в «Обществе мертвых поэтов» он сыграл свою любимую роль. И именно его игра поднимает фильм на высокий эмоциональный уровень. Зритель начинает учиться жизни у Китинга за одной партой с его учениками.

«Бестолковые»
DR

«Бестолковые»

Режиссер Эми Хекерлинг, 1995

Вольная адаптация романа Джейн Остин «Эмма». Действие разворачивается в школе в Беверли-Хиллз, где учатся избалованные подружки Шер (Алисия Сильверстоун) и Дион (Стейси Дэш). Уроки мало занимают популярных девушек, в отличие от свиданий и флирта с симпатичными парнями. Все на свете делается по их прихоти. Однако эгоизм и самодовольство вскоре приводят их к первым разочарованиям.

Одна из самых известных романтических комедий об американской школе. «Бестолковые» остроумно обыгрывают первоисточник Джейн Остин, заменив британских аристократов на упивающихся потреблением американцев 1990-х.  Режиссер Эми Хекерлинг разоблачает устойчивый архетип модницы из богатой семьи. Статус, одежда и украшения, красивые парни, зависть подруг — все это, как оказывается, имеет мало отношения к тому, кем на самом деле является Шер. В какой-то момент, когда она оказывается одна, растеряв всех друзей и испытав первые неудачи, девушка вдруг осознает, что совсем не знает, кто она и чего на самом деле хочет.

«Джуно»
DR

«Джуно»

Режиссер Джейсон Райтман, 2007

Шестнадцатилетняя Джуно (Эллиот Пейдж) получает положительный тест на беременность. Глядя на другие семьи вокруг, она понимает, что ранний брак может быть несчастливым. Сперва она думает об аборте, но разговоры с родителями и нерешительным отцом ребенка Поли (Майкл Сера) заставляют ее передумать и отдать малыша хорошей матери. Опыт беременности и большой ответственности меняет ее и позволяет взглянуть на свою жизнь иначе.

В конце 2000-х «Джуно» стал большим хитом, а его сценаристка Дьябло Коди, написавшая историю на основе личных переживаний, получила за него «Оскар». Вместе с режиссером Джейсоном Райтманом они показали реалистичный и честный портрет поколения. В отличие от множества молодежных комедий тех лет школьники в «Джуно» не показаны безответственными и сексуально озабоченными. Главная героиня фильма вдумчивая и рефлексирующая девушка, которая хочет поступить правильно и по-своему, не совершая ошибки своих родителей. Это история об осознанности, взятии на себя ответственности. Она показывает, что взросление не так уж ужасно, если сохранить в себе любовь и понимание к окружающим.

«Леди Берд»
DR

«Леди Берд»

Режиссер Грета Гервиг, 2017

Начало 2000-х. Выпускница католической школы по кличке «Леди Берд» мечтает поступить в престижный университет и изучать искусство. Однако ее семья терпит финансовые трудности, и дорогое высшее образование для дочери они не могут позволить. Кроме того, родители не хотят далеко отпускать девушку, советуют ей поступать в колледж неподалеку, чтобы не разлучаться. Но Леди Берд хочет вдохнуть свободный дух Нью-Йорка и идет наперекор родителям и учителям.

Автобиографическую историю о взрослении и обретении себя сняла Грета Гервиг, жена, муза и звезда режиссера Ноа Баумбаха («Милая Френсис»). Фильм, номинированный на пять статуэток «Оскар», на первый взгляд не слишком выделяется на фоне бесчисленных школьных сюжетов. Однако «Леди Берд» берет искренностью и актерскими работами. Гервиг показывает целый ряд социальных контрастов, в которых ищет себя юная героиня: религия и атеизм, строгость и непослушание, богатство и бедность. Сирша Ронан играет девушку, отчаянно жаждущую выпорхнуть из заданных рамок и условий, недаром все называют ее птичьим именем. Но ей придется столкнуться с реальностью и узнать, что не все мечты обязательно сбываются, а ценить нужно не только личную свободу, но и теплоту отношений с близкими.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+