Культуру «заказали»: как в российских театрах и музеях вводят цензурные ограничения
Политика культурной отмены. Внешняя и внутренняя
Из запланированных премьер нового сезона в Большом театре не состоятся две — постановка режиссера Саймона Макберни оперы Мусоргского «Хованщина» и мировая премьера балета Алексея Ратманского «Искусство фуги» на музыку Баха. Британец Макберни и американец Ратманский расторгли контракты с Большим театром.
Но это не все потери — из репертуара театра в новом сезоне исчезнут еще несколько спектаклей. В конце прошлой недели Telegram-каналы распространили скан письма генерального директора Большого театра Владимира Урина депутату Государственной думы Дмитрию Кузнецову, секретарю «Группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры» (ГРАД), где говорится, что Большой театр отменил запланированное участие режиссера Александра Молочникова в постановке одноактных опер «Франческа да Римини» Сергея Рахманинова и «Флорентийская трагедия» Александра Цемлинского, запланированных в новом сезоне. Пресс-служба театра на запрос Forbes Life ответила, что скан письма, опубликованный в соцсетях, подлинный, планы театра скорректированы и будут объявлены на сборе труппы 13 сентября.
Источники Forbes Life в Большом театре подтвердили, что работа над одноактными операми была приостановлена по распоряжению дирекции, как только 3 августа прошло первое заседание группы ГРАД в Госдуме. По итогам заседания на сайте группы появились первые три портрета «агентов иновлияния» и их пособников. Одной из таких пар стали режиссер Александр Молочников и директор Большого театра Владимир Урин.
Пока нет ясности, сохранится ли в репертуаре Большого театра балет «Чайка» на музыку Ильи Демуцкого, который Александр Молочников поставил как режиссер в соавторстве с хореографом Юрием Посоховым в июле 2021 года. На сайте театра данные расходятся: на странице спектакля ближайшей датой исполнения балета стоит 22 октября 2022 года, но в афише на октябрь даты «Чайки» заняла «Дочь фараона». Режиссер Александр Молочников на вопросы Forbes не ответил.
В афише нового сезона Большого театра (опубликована до 30 ноября) не значатся также ни балеты Ильи Демуцкого «Нуреев» (хореограф Юрий Посохов, режиссер Кирилл Серебренников) и «Герой нашего времени» (тоже совместная работа Посохова и Серебренникова), ни опера Доницетти «Дон Паскуале» в постановке Тимофея Кулябина.
1 сентября, как сообщили Telegram-каналы и подтвердили источники Forbes Life в театрах, Департамент культуры города Москвы разослал в театры городского подчинения распоряжение отменить спектакли режиссеров Александра Молочникова и Дмитрия Крымова (весной этого года принял решение остаться в США, а на церемонии награждения «Золотой маски» передал через Евгения Цыганова слова о том, что его маска пригодится Дмитрию Муратову, главному редактору «Новой газеты», которого облили красной краской в поезде. — Forbes Life).
В афише на сайте Театра на Бронной напротив премьеры Александра Молочникова «Платонов болит» исчезла кнопка «купить билет» и даты спектакля. В афише театра спектакль больше не значится. Пресс-служба театра отказалась от комментариев. На сайте театра «Школа современной пьесы» висит уведомление об отмене спектакля Дмитрия Крымова «Все тут». Сайт «Школы драматического искусства» сообщает, что отменены спектакли Дмитрия Крымова «Бесприданница» 7 и 8 сентября и «О-й. Поздняя любовь» 17 и 27 сентября по техническим причинам. Театр возвращает деньги за билеты. На сайте Театра им. Пушкина в афише значится спектакль «Костик» постановки Дмитрия Крымова 10 и 11 сентября, на сайте Мастерской Петра Фоменко на 18 сентября в афише стоит «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция» Крымова.
Снятие из афиши и даже из репертуара спектаклей, созданных режиссерами, драматургами, композиторами, выражавшими свой протест против «спецоперации»* России на Украине, кажется, становится распространенной практикой, затронувшей театры, музеи и выставочные залы практически по всей стране.
Новая политическая цензура. Театр и не только
В списке тех, чьи проекты были закрыты, отменены или перенесены с начала февраля согласно хронике, которую с начала «спецоперации» ведет журнал «Театр», оказались писатель Дмитрий Глуховский, композитор Александр Маноцков, актриса Юлия Ауг, драматург Иван Вырыпаев, драматург Михаил Дурненков, режиссер Никита Бетехтин, режиссер Женя Беркович, режиссер Всеволод Лисовский, драматург Сергей Давыдов, артист Александр Феклистов.
При этом поводом может стать высказывание в личных социальных сетях. Например, как сообщает сайт журнала «Театр», 19 апреля драматург Михаил Дурненков опубликовал у себя в соцсетях пост с критикой «спецоперации». До этого он подписал антивоенное обращение театральных деятелей. На пост Дурненкова в соцсетях отреагировал депутат Госдумы Николай Бурляев: «Подобные заявления достойны правоохранительных органов, которые должны дать правовую оценку и привлечь этого человека к ответственности».
Уже 21 апреля с Михаилом Дурненковым расторгла трудовой договор Школа-студия МХАТ. Из афиши театра «Практика» исчезли даты показов спектакля «ЧПР». А председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин призвал исключить драматурга из СТД РФ.
В ответ 26 апреля больше 120 театральных режиссеров, артистов, драматургов, продюсеров направили в СТД открытое письмо: «Мы рассматриваем репрессивные меры против Михаила Дурненкова, равно как и против других театральных деятелей, открыто заявивших о своем протесте против … («спецоперации». — Forbes Life), которую Россия ведет в Украине, как очень тревожный признак грядущей катастрофы — возвращения нашей культуры к временам политической цензуры, обслуживания политических интересов государства и ухода от гуманистических ценностей».
В результате, как рассказал Михаил Дурненков Forbes Life, «из СТД меня не исключили, поскольку у них не разработан соотвествующий протокол. Ну вот непонятно же, как правильно исключать из профсоюза, если тебе звонят из администрации президента». Однако Дурненков уволился из секретариата СТД «из-за невозможности выполнять свои функции в связи с отъездом» (вскоре после описанных событий он эмигрировал). По словам Михаила Дурненкова, в настоящий момент все его спектакли в регионах и в Москве — в театре «Практика» и в «Театре наций» — сняты. Еще раньше постановки драматурга отменили в «Гоголь-центре» — до того как театр объявил о закрытии. Остался только спектакль «Р» в театре «Сатирикон». «Но я снял с него свое имя, так что теперь это просто «сочинение на тему пьесы Гоголя «Ревизор», — рассказал драматург. Дурненков добавляет, что перед началом нового сезона просмотрел сайты региональных театров в поисках своих спектаклей: «Не нашел упоминаний о них даже в архивах». Драматург считает, что это проявление самоцензуры, а не указаний сверху.
История с закрытием спектаклей Дурненкова совпала с кампанией с требованием «приструнить» культуру, развернутой депутатами Государственной думы. 18 апреля ТАСС сообщил об обращении замглавы комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой к министру культуры Ольге Любимовой с просьбой «на время проведения специальной военной операции ввести временную меру — институт общественных художественных советов». В качестве примеров произведений, созданных деятелями культуры, судьбу которых должны решать такие советы, Лантратова привела скульптуру Олега Кулика «Большая мать» и мюзикл «Шахматы», который идет в МДМ.
Скульптура Олега Кулика «Большая мать» и живописное полотно «Мать» из серии «Безобразная живопись» были выставлены в Гостином Дворе во время ярмарки «Арт-Москва» с 13 по 17 апреля. Скульптура, созданная в 2018 году по заказу Sarah Vinitz foundation, должна была стать частью выставки на террасе в Музее Акрополя в Афинах в 2020 году. Однако из-за пандемии выставка не состоялась. Живописную работу на ярмарке представляла Frolov Gallery. В обоих произведениях художник изобразил обнаженное женское тело. Уже по окончании ярмарки депутат Госдумы Александр Хинштейн, а затем писатель Захар Прилепин и член Совета Федерации Алексей Пушков возмутились произведениями Олега Кулика. Причем оба образа, скульптурный и живописный, в их представлении слились в единый. Александр Хинштейн, увидев в работе Кулика прямую аллюзию на скульптуру Вучетича на Мамаевом кургане, отправил заявление в прокуратуру и следственный комитет с требованием возбудить дело по статье «Осквернение символов воинской славы России, совершенное публично». В июле стало известно, что уголовное дело возбудили, Следственный комитет проводит проверку. Как сообщила Forbes Life владелица работы «Большая мать» коллекционер Сара Виниц, в данный момент оба произведения Олега Кулика находятся в хранилище Следственного комитета.
Помимо современного искусства, интересы депутата Хинштейна распространились и на драматический театр. После его жалобы на спектакль «Сад» в «Электротеатре» с актрисой Юлией Ауг в главной роли спектакль был отменен. В настоящее время на сайте театра нет никаких упоминаний о постановке, в которой рассказывалась история «о мертвой португальской королеве». Как пишет журнал «Театр», в основу пьесы драматурга Клима Шипенко легли реальные события, произошедшие в средневековой Португалии, — жизнь и любовь инфанта Педро I и его тайной супруги Инес де Кастро.
На следующий день после письма депутата Лантратовой министру культуры в Новой Третьякове «по техническим причинам» прекратила работу выставка Гриши Брускина «Смена декораций». Так же называлась инсталляция, представленная художником в 2017 году в российском павильоне на Венецианской биеннале современного искусства. Эта же инсталляция стала центром выставки. «Технические проблемы» так и не разрешились, и выставку, которая должна была продлиться до 24 июля, демонтировали, не дожидаясь мая. «Сегодня, когда советская цивилизация восстала из мертвых, соц-арт вновь превратился в опасное идеологическое клеймо», — писал о выставке Брускина «Коммерсантъ». По информации «Артгида», выставку Брускина закрыли по предписанию Министерства культуры.
Сыскные работы в музеях
По подсчетам художественного критика, блогера Софьи Багдасаровой, в Москве за время «спецоперации» закрылось восемь выставок. Какие-то из них, как, например, «Смена декораций» Григория Брускина, успели поработать несколько дней. А выставка «Любовь и слезы» в галерее «На Песчаной» закрылась сразу же в день вернисажа. Причем закрылась не только выставка, но и сама галерея. Forbes Life не удалось получить ответа на вопрос, что произошло на выставке студентов и преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ. Представитель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ сообщил, что «галерею закрыли пожарные». Пресс-служба Объединенных выставочных залов Москвы, к которым относится галерея «На Песчаной», не ответила на вопрос Forbes Life.
Однако сотрудники галерей, входящих в объединение московских выставочных залов, рассказали Forbes Life, что новые условия работы, озвученные дирекцией со ссылкой на Департамент культуры Москвы, по сути не позволяют продолжать работать дальше
С первых чисел августа сотрудники всех галерей, входящих в объединение, должны готовить досье — «информационные справки», как их назвали в дирекции. Справки составляются на всех участников мероприятий, проходящих в галерее, — лекторов, художников, кураторов. «Сотрудникам галереи по сути поручено заниматься сыском, вести работу дознавателей, — рассказал куратор одной из галерей. — Проверять соцсети всех участников проектов на предмет высказываний о «спецоперации», подписания писем, участия в акциях и митингах».
По мнению Александры Селивановой, уволившегося куратора галереи «На Шаболовке» и руководителя Центра авангарда, процесс усложнения, бюрократизации работы, усиления самоцензуры и ослабления демократии в Объединенных выставочных залах Москвы идет уже давно. Основными критериями успешности работы стала не художественная значимость проектов, а количество проданных билетов и посещаемость школьниками. «Теперь галерее нужно не только получать предварительное согласие на свои проекты в объединенной дирекции и в Департаменте культуры Москвы, но и утверждать поименно приглашенных художников, кураторов, искусствоведов, избегать любых сложных тем и не поддерживать контактов с «недружественными странами», — рассказала Forbes Life Александра Селиванова. — Где-то наверху существует черный список художников, кураторов, искусствоведов, но узнать, кто в нем значится, нельзя. Можно только угадать. Так наша работа превратилась в «игру наугад». Это унизительно и невозможно».
Схожесть бюрократических механизмов контроля с теми, которые присутствовали в жизни авторов Центра авангарда, художников, историков и искусствоведов 1920-1930-х годов, заставила Александру Селиванову уволиться из галереи «На Шаболовке».
Олег Соколов, семь лет возглавлявший отдел маркетинга в Центре им. Мейерхольда, был вынужден уйти из театра в начале апреля. 24 февраля в знак протеста против «спецоперации» центр покинула его директор Елена Ковальская. 1 марта ЦиМ решением Департамента культуры Москвы присоединили к театру «Школа драматического искусства» (ШДИ), одновременно разорвав контракт с художественным руководителем режиссером Дмитрием Волкостреловым (он вместе с коллективом театра разместил антивоенное обращение в соцсетях ЦиМ). По мнению Олега Соколова, все дальнейшие действия в реформируемом Центре Мейерхольда — личная инициатива директора ШДИ Ольги Соколовой. «Я дважды получал повестки в прокуратуру, где получал предупреждение об экстремистской деятельности и объяснялся по поводу соцсетей ЦиМ. Соцсети театра вело сообщество независимых авторов. При закрытии соцсетей и сайта театра оказался уничтожен весь архив материалов за все годы существования ЦиМ», — рассказал Forbes Life Олег Соколов.
К июлю Министерство культуры и Департамент культуры Москвы нашли баланс между ограничениями, продиктованными политической ситуацией и творческими свободами музеев, театров и галерей. Если в театрах и галереях городского подчинения пошли по пути составления негласных черных списков и утверждения всех кандидатур (по данным Forbеs Life, такие «информационные справки» на участников своих проектов составляют и некоторые частные культурные центры, а галереи-участники ярмарки Cosmoscow жалуются в Telegram-каналах, что работы на стендах и имена художников приходится утверждать, хотя владелец ярмарки Маргарита Пушкина в комментарии Forbes Life отрицает какую-либо цензуру), то федеральные культурные институции получили подробные письменные инструкции сверху.
27 июля министр культуры ответила на предложение депутата Яны Лантратовой о переносе дискуссии о создании «общественных художественных советов» на другую площадку. «Что касается предложения о введении в качестве временной меры действия общественных художественных советов, то вы сами справедливо указываете, что влияние государственных институтов на их работу должно быть исключено», — процитировало ТАСС письмо министра Любимовой.
Однако еще 6 июля департамент музеев и внешних связей Министерства культуры РФ разослал в подведомственные музеи письма о введении регламента в части подготовки и проведения выставок. Сканы этого письма опубликовал Telegram-канал искусствоведа Ксении Коробейниковой «Ку-ку». Регламент вступил в силу 22 июля. Целью введения регламента заявлены создание единого плана выставочной деятельности и «предотвращение проведения на выставочных площадках подведомственных музеев выставок, не соответствующих стратегии национальной безопасности». Выставочные планы музеев должны содержать название выставки и краткое ее описание, место и даты проведения, данные об участниках выставки, целевой аудитории, инструментах продвижения и финансировании проекта. Все выставочные планы директорам музеев предстоит защитить на заседании в министерстве. Слушания пройдут с 1 октября по 1 декабря.
Казалось бы, при таком контроле депутатам Госдумы не о чем волноваться. Однако недавно созданная группа ГРАД не ограничилась первым заседанием, на котором участники пообещали ввести «российский маккартизм» и составили списки неблагонадежных деятелей культуры. Группа предприняла новые действия. В Telegram-каналах появились сканы депутатских запросов Дмитрия Кузнецова, адресованных руководителям федеральных театров с требованием отчитаться о существующих и запланированных постановках на тему событий в Донбассе. Кажется, что от того, как руководители культурных институций будут реагировать на подобные «госзаказы» и контроль за репертуаром и выставками и лояльностью со стороны власти, будет зависеть количество новых закрытых театров, выставок и «отмененных» художников и режиссеров.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.