Инсталляция в пустыне Невады и фьючерсы для коллекционеров: новости арт-рынка
Аукционы: серебряная супница Екатерины Великой и рисунок Кита Харинга на стене
Английская The Guardian называет «аукционом столетия» предстоящие торги Sotheby’s, посвященные коллекции, хранившейся в одном из самых известных частных особняков Парижа — отеле Ламбер. Хотя сам аукционный дом обещает объявить список лотов не раньше сентября, газета уже сообщает, что с молотка пустят серебряную супницу, подаренную Екатерине Великой графом Орловым, а портал Artnet пишет об украшенных позолотой и патиной бронзовых канделябрах французской королевы Марии-Антуанетты. В общей сложности каталог торгов, намеченных на 11 октября, будет включать в себя 1300 лотов.
Кроме того, Sotheby’s рекламирует стартующие 4 сентября онлайн-торги ювелирных украшений знаменитых художников. Помимо драгоценностей, созданных Пикассо и Дали, на продажу будут выставлены произведения современных ювелиров. Среди них — выполненное в форме каркаса геодезического купола золотое кольцо с изумрудами Metagolden. В отдельных публикациях лот называют «цифро-физическим» (phygital), так как покупатель получает как само кольцо, так и его NFT-копию. Оценочная стоимость украшения составляет $7000-10 000.
Одним из топ-лотов послевоенного и современного искусства аукциона Rago/Wright’s, намеченного на 14 сентября, станет рисунок Кита Харинга, выполненный золотым маркером по синему фону рядом с выключателем в одной из спален дома в Пенсильвании, где вырос Харинг. Нынешние владельцы дома купили его в 2004 году. На торги рисунок, получивший название «Светящийся ребенок», выставят вместе с фрагментом стены. С эстимейтом аукционисты пока что не определились. На этих же торгах будет продаваться скульптура Ники де Сен-Фалль «Ангел умеренности» ($100 000-150 000) и «Без названия (фрагмент №6)» Бриджет Райли ($20 000-30 000).
До начала сентября сразу на нескольких московских площадках, включая шоурумы Ushatáva и Avgvst, пространство Mute и книжный «Поляндрия» показывают лоты третьего по счету аукциона молодого искусства «Ликвидация норм». В общей сложности на торги, подготовленные командами проекта Newnow и бюро Blanar Art, которые пройдут в «Рихтере» 6 сентября, будет выставлено 37 работ. Самый высокий эстимейт (80 000 рублей) у скульптуры Вильгения Мельникова «Череп». Есть и более демократично оцененные лоты, например фотографии Екатерины Козловой из серии «Я буду искать» (7000 рублей за 9 снимков).
В Saatchi отменили выставку украинского искусства
Галерея Saatchi отказалась от проведения благотворительного выставочного проекта «Украинский путь» (The Ukrainian Way), открытие которого было намечено на 3 сентября. Соорганизаторами выставки были киевский Центр современного искусства M17 и лондонский Tsukanov Family Foundation коллекционера Игоря Цуканова. Консультантом Цуканова выступал Марат Гельман (внесен в России в реестр СМИ-иноагентов ). Участие россиян Гельмана и Цуканова вызвало бурную реакцию в соцсетях, в результате галерея приняла решение об отмене проекта, подчеркнув, что «не являлась ни его организатором, ни куратором, а также не принимала участия в непосредственном общении с художниками или коллекционерами».
Новые работы Елены Ковылиной — за фьючерсы и опционы
Сара Виниц, коллекционер, основатель Sarah Vinitz Foundation, запустила в России арт-фьючерсы и арт-опционы, предоставляющие приоритетное право на приобретение произведений искусства. Впервые механизм фондового рынка применяется на рынке российского современного искусства.
Пробным шаром стали работы Елены Ковылиной из новой серии «Артефакты и гаджеты», выставка которой откроется во Всероссийском музее декоративного искусства 13 сентября. За неделю до начала выставки галерея Ilona K artspace и Sarah Vinitz Foundation закроют фьючерсную сделку на триптих «Огненная колесница». Фьючерс дает покупателю скидку в размере 30%, то есть при 100%-ной предоплате цена произведения составит не 18 млн рублей, а 12,6 млн рублей. Одновременно открылись продажи опционов. Один из первых опционов на рынке — диптих Елены Ковылиной «Свет мой зеркальце». Он дает скидку в размере от 10% до 15%.
Оплата фьючерса заранее гарантирует коллекционеру получение той или иной работы, в то время как опцион дает право на необязательную покупку (если через 10 дней по окончании работы выставки потенциальный покупатель не вносит оставшуюся сумму, его аванс «сгорает»).
«Вырученные средства позволят завершить производство остальных работ и частично пойдут на подготовку выставки», — рассказала Forbes Life Сара Виниц. Предложение купить арт-фьючерс и арт-опцион первыми получили десять ведущих российских коллекционеров современного искусства. А через сутки — еще 75 бизнесменов, среди которых есть и опытные коллекционеры, и те, кто прежде не покупал произведений искусства. До 7 сентября галерея и фонд совместно с художником примут решение о том, кому и на каких условиях отдать право на приобретение работ.
По мнению Сары Виниц, такие предварительные продажи работ помогут оздоровить российский арт-рынок и будут способствовать возвращению современного российского искусства на международные аукционы.
Куратором выставки «Артефакты и гаджеты» выступает Алина Сапрыкина. Совместно с художницей они отобрали в коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства около 200 предметов, включая санки XVII века и расписные колеса, которые стали частью нового предметного мира в проекте Елены Ковылиной. «Так были составлены около 50 пар народных артефактов и гаджетов, которые актуализирует, перепридумывает современный художник», — рассказывает Алина Сапрыкина.
Ленд-арт и недвижимость: вилла Пикассо — за $27 млн, инсталляция в пустыне — за $40 млн
За $27 млн желающие могут купить расположенную на Лазурном берегу виллу «Ля Вижи», построенную в 1912 году. В 1924 году здесь отдыхал Пабло Пикассо. В качестве временной мастерской художник использовал гараж, стены которого исписал гуашью. Роспись не сохранилась, а владельцы виллы, по слухам, потребовали от художника уплатить компенсацию за нанесенный ущерб. На этой же вилле в разное время любили отдыхать Жан Кокто, Эсте Лаудер и Чарли Чаплин.
Вместе с собранием современного искусства на продажу выставлен дом четы коллекционеров Джоела и Шерри Мэллин. Имение площадью почти 14 акров в американском Уэстчестере оценено в $6,5 млн. Вместо садовых гномов Мэллины украсили территорию скульптурами Аниша Капура и Ричарда Серра. Также в коллекции есть работы Яеи Кусамы, Чака Клоуза и Тони Мателли.
Пионер ленд-арта Майкл Хейзер закончил работу над одним из своих наиболее амбициозных проектов. На создание инсталляции «Город» в пустыне Невады у него ушло 50 лет, в то время как бюджет проекта составил $40 млн. Гигантский комплекс, состоящий преимущественно из насыпных сооружений, вдохновленных шедеврами египетской архитектуры, откроется для посетителей уже 2 сентября.
NFT: продажа коллекции Фрэнка Стеллы и новые токены Хайди Клум
Американское Общество прав художников (Artists Rights Society) объявило о запуске собственной NFT-платформы. Проект, получивший название Arsnl, заработает 9 сентября. На это же число намечено поступление в продажу NFT-коллекции Фрэнка Стеллы «Геометрии». Она состоит из 22 уникальных работ, каждая из которых выпущена тиражом 100 экземпляров. Заплатив $1000, покупатель получит не только сам токен, но и право распечатать физическую копию работы на 3D-принтере. В будущем на платформе Arsnl, которая видит свою миссию в создании и развитии новых рынков, ожидаются дропы NFT-проектов Леоноры Каррингтон и Лероя Неймана.
Супермодель Хайди Клум выпустит NFT-коллекцию из 10 работ, созданных по мотивам проекта Bored Ape Yacht Club. В недавнем интервью она призналась, что интерес к NFT-искусству возник у нее после приобретения работы из коллекции Cryptopunk, которой она любуется дома на специальном мониторе. Для предстоящего проекта Клум отобрала 10 приглянувшихся ей образов «скучающих обезьян». Их она перерисовала, внеся некоторые изменения. После этого работы снова оцифровали и превратили в NFT. Эту технику Клум уже опробовала чуть раньше, результат показывали на гигантском экране в центре Таймс-сквер.