Согласно результатам исследования компании VK (есть в распоряжении Forbes) и образовательной платформы «Учи.ру» 25% родителей поддерживают инклюзивную модель обучения детей — совместное обучение нормотипичных детей и детей с особенностями развития при создании специальных условий. В опросе родителей на портале «Дети Mail.ru» приняли участие 6900 жителей 50 крупных городов России, а в опросе «Учи.ру» — 6191 учитель.
По данным исследователей, 44% родителей-респондентов ответили, что нейтрально относятся к инклюзивной модели образования, а 18% — отрицательно. Также 16% участников опроса есть опыт инклюзивного образования — в классе их детей есть ребенок или дети с задержкой развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, РАС, синдромом Дауна или другими особенностями. Этот показатель на 3% выше, чем в прошлом году.
15% опрошенных родителей считают, что среднее образование для детей с особыми потребностями в России доступно, в обратном уверены 14% респондентов. По мнению почти каждого десятого участника опроса, учителя дружелюбно относятся к детям с особенностями, однако в школе их детей нет подходящий специалистов, а 12% респондентов рассказали, что их школа реализует программу инклюзивного образования в течение нескольких лет, в штате есть логопед, дефектолог, тьютор.
При этом большинство родителей (37%) считают, что в их школе недостаточно условий для инклюзивного обучения. 59% считают, что информации о том, как общаться и правильно вести коммуникацию с детьми с особыми потребностями, недостаточно.
Как отмечают исследователи, 63% опрошенных учителей имеют опыт работы с детьми с особенностями развития, а 27% учителей-респондентов ответили, что инклюзивное обучение положительно влияет на учебный процесс. 60% преподавателей, которые не видят барьеров в реализации модели инклюзивного образования в своей школе, уверены, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важно развиваться со всеми остальными. 57% респондентов считают, что это поможет воспитать в детях доброту и терпимость, а 56% уверены, что смогут объяснить классу, как правильно общаться друг с другом, не нарушая границ. Среди сложностей 90% опрошенных учителей отмечают необходимость индивидуального подхода к каждому ученику с ОВЗ.
У детей 18% респондентов есть особые потребности, связанные с задержкой развития и другими особенностями: проблемы с коммуникацией, сложности с концентрацией и памятью, а также с опорно-двигательным аппаратом. Для большинства из них (32%) важна социализация детей, их общение со сверстниками и окружающими людьми в рамках инклюзивного образования. Также важно доброжелательное отношение учителей (22%), а на третьем месте по важности (21%) — сама возможность получить среднее образование.