Музей под открытым небом в Катаре и «Ночной дозор» в виде NFT: новости арт-рынка
Курс доллара и пандемия изменили арт-рынок
Artnet пишет о том, как доллар, укрепившийся в конце июля по отношению к евро, фунту стерлингов и другим валютам на 10%, вызовет «нашествие» американских коллекционеров на лондонских и европейских торгах. Так считает Дэвид Шрэдер, глава департамента частных продаж Sotheby’s, который раньше работал в JPMorgan Chase and Co. В последний раз похожее происходило в результате ослабления фунта стерлингов из-за Брекзита. Тогда, летом 2016 года, американцы буквально скупали все подряд на лондонских торгах. Уже сейчас покупательская активность американцев за пределами арт-рынка США выросла на 35% по сравнению с 2021 годом. Самый яркий пример из недавних — «Антропометрия синего периода (ANT 124)» Ива Кляйна, ставшая одним из самых громких топ-лотов этого лета. В конце июня она была продана на Christie’s за £27,2 млн. По сегодняшнему курсу это $33,4 млн. А еще год назад это было бы целых $37,8 млн, то есть на $4,4 млн больше.
Портал Artsy посвятил отдельный материал тому, как пандемия COVID-19 повлияла на отпуска ведущих мировых галеристов. Как выяснилось, все зависит от географии. В Пекине на фоне постепенного снятия ограничений, вызванных последней вспышкой заболевания, изголодавшиеся по искусству посетители рвутся в галереи, вынуждая их работать все лето без выходных. Европейцы (галереи Франции, Германии, Италии) предпочитают не нарушать сложившиеся традиции и закрываются почти на весь август, а некоторые — даже захватывают половину июля. В США и Великобритании ситуация сложнее. Если в течение года галеристы устраивают персональные выставки и кураторские проекты, то в августе организуют групповые экспозиции. Такой формат позволяет знакомить случайных посетителей с творчеством большинства своих авторов.
На торгах: ранний Уорхол и Лихтенштейн из коллекции Джанни Версаче
Родственники Энди Уорхола ведут переговоры с аукционными домами: они планируют выставить на продажу подборку ранних произведений художника. Речь идет о студенческих картинах Уорхола, созданных им во время учебы в Технологическом институте Карнеги с 1945 по 1949 год. Предполагается, что торги состоятся этой осенью. Оценочная стоимость работ пока что неизвестна. Продажей занимается племянник художника Джеймс Вархола. В интервью он заявляет, что выручку намерен разделить со своими братьями и сестрами. Мрачные полотна, такие как «Ковыряющий в носу №1» (1948) и «Гостиная» (1947), стилистически не имеют ничего общего с более поздними творениями короля поп-арта. Пока что ознакомиться с ними можно только на тематическом сайте «Семейный альбом Энди Уорхола» в разделе «Ранее творчество».
Нью-йоркский аукционный дом Stair анонсировал торги коллекции писательницы Джоан Дидион. Они пройдут в середине ноября этого года. Кроме предметов мебели и памятных вещиц, на продажу обещают выставить картины и рисунки Ричарда Дибенкорна, Брайса Мардена, Сэма Фрэнсиса и других авторов, преимущественно американских. Многие работы в свое время были подарены Дидион самими художниками. Кроме того, среди предлагаемых на торги фотографий будут портреты Дидион, выполненные Энни Лейбовиц и Патти Смит.
Во время августовского затишья Phillips проводит сразу две громкие выставки-продажи. В американском Саутгемптоне аукционный дом показывает две работы Роя Лихтенштейна, выполненные по мотивам греко-римской мифологии в узнаваемой технике художника, когда изображение стилизуется при помощи разноцветных точек, напоминающих растровую печать. Обе картины — «Аякс в интерьере» и «Диана в интерьере» — в свое время были созданы по заказу Джанни Версаче и украшали его студию в Милане вплоть до 1997 года. Phillips не зря выбрал для этих работ формат выставки-продажи: в то время как аукционный рекорд Лихтенштейна составляет $95 млн, считается, что стоимость самой дорогой частной продажи достигала отметки почти вдвое больше — $165 млн.
В Лондоне Phillips выставляет подборку модного американо-ивуарийского художника, работающего под псевдонимом Aboudia. Все 10 картин выполнены как оммаж Жану Дюбюффе и экспонируются вместе с избранными произведениями французского мастера. Картины Aboudia пользуются сегодня повышенным спросом на фоне роста интереса к африканскому искусству. Специалист Bonhams в недавнем интервью рассказывала, что еще пару лет назад они продавались в среднем по £10 000 за работу, в то время как сейчас цены достигают отметок в £150 000.
NFT: «Ночной дозор» Рембрандта оцифруют, токены Джима Керри не купили
«Ночной дозор» Рембрандта ждет судьба «Поцелуя» Климта. Цифровую копию картины голландского художника, оригинал которой находится в собрании Рейксмюсеума, планируют разрезать на 8000 фрагментов. Каждый из них будет токенизирован, а цена одного NFT будет составлять порядка €260. Выручку от продажи токенов Фонд наследия Рембрандта планирует пустить на создание виртуального музея Metarembrandt.com. «Поцелуй» Густава Климта был разбит на 10 000 токенов в начале этого года. К апрелю венская галерея Бельведер отчиталась о продаже 2500 работ и о выручке в €4,4 млн.
Не прошло и двух месяцев, как Джим Керри выставил на SuperRare свою первую NFT-работу под названием Sunshower (тогда она была продана за $105 000). На прошлой неделе на платформе появилось новое цифровое творение актера. Резервная цена на анимированную работу под названием Goon In Moonlight составляла 29 ETH (примерно $50 000), но за два дня, отведенных на торги, она так и не была достигнута.
С 25 августа в московском Центре современного искусства М’АРС откроется иммерсивная выставка-погружение. Проект художника-концептуалиста Евгения Гриневича «#КриптаМгновений» составят несколько тотальных инсталляций. Главная из них — зал «Крипта», название которого отсылает одновременно и к храмовой архитектуре, и к цифровой валюте. В качестве последней, по замыслу автора, в современном мире могут выступать счастливые воспоминания. Посетители смогут погрузиться в медитативное состояние, подняться на смотровую площадку здания и даже получить индивидуальное видеопредсказание.
Музеи: в Нью-Йорке обновлен закон о реституции, в Катаре — новые паблик-арт-объекты
В постоянную экспозицию Тегеранского музея современного искусства впервые за многие годы вернули произведения Пикассо, Уорхола и других авторов. Несмотря на то что президент Ирана Ибрахим Раиси ярый противник западного культурного влияния, этим летом из запасников достали порядка 130 работ. Они пылились там с конца 1970-х годов, когда музей был только открыт. Многомиллиардную коллекцию современного искусства для музея приобрел шах Мохаммед Реза Пехлеви вместе с супругой Фарах Пехлеви, выпускницей парижской Ecole Speciale d’Architecture. Но Исламская революция 1979 года заставила семью императора Ирана бежать, а работы Марка Ротко, Клода Моне, Джексона Поллока и других художников были убраны из экспозиции на много лет. Сегодняшние перемены эксперты связывают со стремительным омоложением иранского населения, примерно половину которого составляют люди не старше 30 лет.
Губернатор Нью-Йорка Кэти Хочул подписала новый закон, согласно которому местные музеи должны будут специальным образом помечать работы, происходящие из еврейских коллекций и похищенные нацистами. К такого рода произведениям отнесли и те, что в свое время были проданы под принуждением. Именно продажи под давлением становились главным аргументом при вынесении судебных решений о реституции. В своем выступлении Хочул отметила, что во время Второй мировой войны у евреев было похищено порядка 600 000 произведений искусства.
В Катаре появится музей под открытым небом. Помимо уже существующих на территории эмирата работ, включая инсталляцию Ричарда Серра «Восток–Запад / Запад–Восток», которая раскинулась на целый километр в пустыне, в преддверии грядущего чемпионата мира по футболу появится еще порядка 40 паблик-арт-объектов. К числу новинок относятся работы Джеффа Кунса, Яеи Кусамы, KAWS, Уго Рондиноне, Рашида Джонсона.