Вселенная художника Дмитрия Врубеля: от Брежнева до Босха и Гагарина
История знаменитой фрески, созданной Дмитрием Врубелем на восточной стороне Берлинской стены, началась в 1979 году. Тогда фотограф из ФРГ Барбара Клемм по анекдотичному стечению обстоятельств (организаторы встречи руководства СССР и ГДР на высшем уровне перепутали два Франкфурта, на Майне и на Одере, один — в ФРГ, другой — в ГДР) оказалась в числе журналистов, освещавших визит Брежнева, и сфотографировала приветственный поцелуй двух генсеков.
Как вспоминал в интервью «Коммерсанту» Дмитрий Врубель, он увидел эту фотографию в конце 1980-х у знакомой из Парижа. Идея написать поцелуй Брежнева и Хонеккера на Берлинской стене принадлежала поэту и художнику-концептуалисту Дмитрию Пригову. В 1990 году идея была реализована — в рамках проекта East Side Gallery художники расписывали восточную часть Берлинской стены. Среди этих художников был Дмитрий Врубель, перенесший сюжет документального кадра с поцелуем на поверхность стены.
«Из всех работ, созданных тогда на стене, именно поцелуй Брежнева и Хонеккера (Bruderkuss, как его назвали берлинцы) стал символом объединения двух Германий, — рассказывает галерист Марат Гельман (внесен в реестр иноагентов. — Forbes Life). — Михаил Горбачев и Дмитрий Врубель — два русских героя новейшей истории Берлина».
Сам художник рассказывал сотрудникам отдела новейших течений Третьяковской галереи, что чувствовал себя в момент создания росписи в Берлине покорителем новых пространств уровня Юрия Гагарина.
«В собрании Третьяковской галереи хранятся две версии знаменитого сюжета поцелуя Брежнева и Хонеккера, выполненные художником на холсте. По зрительской популярности их можно сравнить с «Черным квадратом» Малевича и с «Купанием красного коня» Петрова-Водкина, — рассказывает Ирина Горлова, глава отдела новейших течений Третьяковской галереи. — Название этой работы, ставшей хитом, мемом, символом своего времени — «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», — отсылка к библейской теме, и это переводит ее из области актуального, плакатного искусства во вневременные символы из ряда Брейгеля и Босха. Врубель — ускользающий художник, использующий одновременно ернические образы и пронзительные евангельские тексты».
Марат Гельман, работавший с художником с 1992 года, рассказал Forbes Life, что идея обращения к текстам Евангелия родилась у Врубеля в период его сотрудничества с галереей Гельмана: «Он не делил свою жизнь на жизнь художника и жизнь обывателя. Как всякий обыватель, он начинал день с чтения новостной ленты и как художник превращал этот процесс в произведение искусства. Подобно «Намедни» Леонида Парфенова, он создавал работы большого формата, своего рода летопись времени».
Первая часть «Евангельского проекта» была создана Дмитрием Врубелем в Галерее Марата Гельмана в 1994 году и продолжена в 2008 и 2012 годах уже в соавторстве с художницей Викторией Тимофеевой. «Работа над каждой выставкой продолжалась год. Каждый день в году художник выбирал строфу из Евангелия и просматривал новостийные ленты информагентств, — рассказывает Марат Гельман, — выбирая актуальные иллюстрации. Так на работах Дмитрия Врубеля любовь к ближнему представлена портретами бомжей, апостолы утратили свой сусальный образ и стали рыбаками с лицами палестинцев из военной хроники». В других художественных летописях Дмитрия Врубеля были и портреты героев эпохи — миллиардеров Романа Абрамовича и Михаила Ходорковского, а также Аллы Пугачевой и патриарха.
В 2019 году на форуме русской культуры «Словоново» в Черногории, организованном Маратом Гельманом, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева воссоздали свой «Евангельский проект» в виде VR-комнаты. В последние годы художник активно работал над созданием музея VRteka my home museum, объединяющего произведения искусств разных эпох. В январе 2022 года Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева месяц работали в залах Третьяковской галереи, чтобы перевести в VR экспозицию выставки Михаила Врубеля. «Врубель делает Врубеля», — радовался художник.