Издательство: «Иностранка»
Перевод с английского Сергея Таска
Как описать целую жизнь большой семьи, состоящую из миллионов мелочей, не впадая в излишнюю детализацию — оставаясь писателем, а не летописцем? Одна из самых масштабных писательниц Америки Джойс Кэрол Оутс — претендент на Нобелевскую премию по литературе и лауреат множества литературных премий, от Пулитцеровской до Национальной книжной премии США, — в новом романе решает эту дилемму очень изящно. «Ночь, сон, смерть и звезды», монументальная семейная сага, похожая по масштабу на роман «Бельфлеры» того же автора, по хронологии занимает чуть больше года (с осени 2010 до января 2012). Но этого достаточно, чтобы показать суть клана Маккларенов и вместе с этим — всего американского среднего класса.
Джойс Кэрол Оутс опрокидывает постулат Толстого и берет в герои своего романа семью по-настоящему счастливую. Глава семьи, 67-летний Джон Эрл (Уайти) Маккларен, в прошлом мэр Хэммонда, штат Нью-Йорк, обожает свою дорогую жену Джессалин и просторный, с историческим прошлым дом, где выросли пятеро их детей. В кухне Маккларенов на большой пробковой доске собран пазл из самых важных моментов в истории семьи: вот первенец и наследник Том, который доказал свою деловую хватку и уверенно рулит семейным бизнесом; вот сияющая Беверли, первая красавица старших классов, и она же с мужем и детьми; вот Лорен — самый молодой директор перспективной школы; скромница София, ассистент ведущего исследователя в серьезной лаборатории, где изучают рак. А вот немного отрешенный Вирджил, мамин любимчик и художник, бунтарь и хиппи, чьи работы, тем не менее, выставляются и успешно продаются.
В семье Маккларенов всегда были уют и диалог, не было криков и насилия, не было излишней ревности и зависти (даже состояние отца и то поделено между детьми поровну, не подкопаешься). Разве что дети всегда чувствовали, что родители очень любят друг друга, и в их мирок больше никому нет полного доступа. Но кто скажет, что это плохо?
Привычная и размеренно счастливая жизнь Маккларенов идет трещинами осенью 2010 года, когда с отцом случается трагедия. Возвращаясь с благотворительного вечера, Уайти Маккларен видит, как полицейские избивают молодого индуса, и останавливается, чтобы вмешаться. Он не допускает мысли, что может стать жертвой полицейской агрессии и произвола, но получает удары в живот и разряды электрошокера в шею. Уайти впадает в кому, а вместе с ним и все Маккларены. Оказывается, если из прочной фамильной конструкции вынуть одну из опорных балок, все кренится и рушится, даже если фундамент был прочен и строилось все на века. Каждый из Маккларенов пытается справиться с новым положением вещей как может, а читателю остается только следить за тем, как осыпается внешнее и обнажается сердцевина.
В отлично собранном и «дышащем» при всей сюжетной плотности тексте Оутс найдется место и голосу автора, и живым диалогам, и внутреннему голосу каждого из героев. Препарировать чужое счастье может быть важнее и больнее, чем разбирать тяжелые травмы. «Ночь, сон, смерть и звезды» перепахивает читателей не меньше «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары — при этом ничего больнее царапин от когтей огромного приблудного кота в этом романе не описывается. Джойс Кэрол Оутс без всяких внешних катализаторов поднимает семейную драму на высоту античной трагедии.