Короли «Изнанки»: как братья Дафферы стали главным творческим активом Netflix
Зрителям по всему миру Мэтт и Росс Дафферы — братья-близнецы и режиссеры, сценаристы и продюсеры — стали широко известны в 2016 году. 15 июля 2016 года их имена появились в стилизованной под титры хоррора 80-х ярко-красной неоновой заставке нового сериала от стриминга Netflix — «Очень странные дела». Сериал о детях и подростках из маленького городка Хоукинс, сталкивающихся со сверхъестественными монстрами из альтернативного измерения — «Изнанки», сразу же попал в топ самых просматриваемых шоу на платформе.
Forbes Life рассказывает, как братья Дафферы, проект которых изначально казался многим кинокомпания рискованным, задержались на стриминге Netflix больше, чем на шесть лет, и чем планируют заниматься.
Детство в магазине видеопроката
Братья Дафферы родились в 1984 году и выросли в типичном небольшом американском городке Дарем в штате Северная Каролина. По их словам, они заинтересовались кино еще в раннем детстве. Когда Мэтт и Росс учились в третьем классе, родители купили им видеокамеру Hi8, и с тех пор близнецы проводили каждые летние каникулы, снимая собственные короткометражные фильмы.
В интервью The Guardian в 2017 году братья рассказали, что одним из первых фильмов, которым они стали «по-настоящему одержимы», стала картина «Бэтмен» Тима Бертона 1989 года, просмотренная ими в 5 лет. «[Во время просмотра] мы как-будто увидели человека, который стоит по ту сторону камеры и руководит всем [процессом съемок]. <...> Нас поразило, что человек, снявший «Эдварда руки-ножницы», также сделал «Бэтмена». Мы стали замечать все его отличительные черты [в картине], настолько особенным был его стиль», — рассказали Дафферы.
Затем братья начали внимательно следить за другими известными режиссерами того времени — их работы, как позже признавались шоураннеры в нескольких интервью, повлияли на собственный стиль Дафферов. Так, атмосфера «Очень странных дел», по их словам, во многом заимствована из хитов Стивена Спилберга, например, из «Инопланетянина» и «Близких контактов третьей степени», а также вдохновлена фильмами ужасов режиссера Джона Карпентера.
«Вы находите фильм, который вам нравится, и выясняете, кто его снял, затем вы идете в магазин видеопроката и просматриваете все фильмы Джона Карпентера, все фильмы Сэма Рэйми и так далее. Мы влюбились в кино благодаря режиссерам и очень рано поняли, что это то, чем мы хотим заниматься», — сказал Мэтт Даффер The Guardian.
Следующим этапом на пути Дафферов к кинокарьере стало профессиональное образование. После окончания школы они переехали в Калифорнию, чтобы изучать киноискусство в колледже-филиале Чепменского университета — Dodge College of Film and Media Arts. По словам Дафферов, зачисление именно в этот колледж было скорее вынужденным: братья не смогли поступить в престижные Университет Южной Калифорнии и Нью-Йоркский университет, которые славятся своими кинопрограммами.
Отложенный дебют
После выпуска из университета в 2007 году братьям понадобилось несколько лет, чтобы заполучить свой первый крупный проект в Голливуде. В этот период они застряли в формате короткометражек, постоянно предлагая продюсерам и студиям свои более масштабные идеи, но получая отказы.
«Вы входите в эти офисы и видите, что они [продюсеры] настолько безразличны ко всему, что вы хотите им сказать даже прежде, чем откроете рот. Именно в этот момент вы начинаете чувствовать, что это [заключение сделки] невозможно. Были моменты, когда мы думали: «Мы никогда не прорвемся, потому что никто никогда не воспримет нас всерьез», — рассказал Мэтт Даффер в интервью The Wrap.
Полнометражный дебют братьев Даффер состоялся в 2011 году, когда кинокомпания Warner Bros. согласилась на их идею и позволила написать и снять малобюджетный фильм ужасов «Затаившись». Лента вышла в 2015 году — студия долго затягивала ее выпуск и в итоге разрешила ограниченный прокат в США, по сути, бросив картину и братьев на произвол судьбы. Хоть фильм «Затаившись» и не получил той популярности, на которую надеялись близнецы, опыт работы над проектом помог им получить работу в качестве сценаристов в сериале «Сосны» канала Fox.
Присоединиться к проекту в 2015 году им предложил сам автор сериала — режиссер М. Найт Шьямалан, прочитав сценарий фильма «Затаившись». По словам братьев, на протяжении производства первого сезона «Сосен», Шьямалан постоянно наставлял братьев Дафферов, и концу съемок они почувствовали, что готовы создать свой собственный телесериал. Так Мэтт и Росс начали предлагать появившуюся к них еще в 2013 году идею научно-фантастического сериала о детях, живущих в городке, где случаются сверхъестественные события, студиям по всему Голливуду.
Крайне оправданный риск
В интервью изданию Rolling Stone в 2016 году братья Дафферы рассказали, что первоначально черпали вдохновение для создания «Очень странных дел» в сюжете триллера «Пленницы» с Хью Джекманом в главной роли, выпущенного в 2013 году режиссером Дени Вильневым. Проект рассказывает об отце пропавшей девочки, который берет расследование ее исчезновения в свои руки. «Мы взяли эту идею о пропавшем ребенке и объединили ее с детским взглядом на мир, который был также присущ нам обоим. Далее я подумал: «Знаешь, мы можем поместить в эту историю монстра, который ест людей?». Поскольку мы сами ботаники и дети в глубине души, мы подумали, что это отличная идея», — говорил Мэтт Даффер.
Определив отправную точку истории, Дафферы вспомнили о «страшных экспериментах, имевших место в начале Холодной войны, о которых они читали еще в детстве, и, в частности, о проекте MKUltra, — программе контроля над разумом, которую ЦРУ разрабатывало с 1950-х по 1970-е годы. В итоге они решили, что действие предстоящего сериала начнется в 1983 году, за год до выхода фильма «Красный рассвет» об истерии вокруг Холодной войны.
«Как только мы решили, что 80-е будут лучшим временем для действия сериала, мы поняли, что это возможность отдать должное всему тому, что нас больше всего вдохновляло [в детстве и юности]. Например, книгам Стивена Кинга и фильмам Стивена Спилберга. Мы позволили им стать частью шоу», — рассказывали братья Rolling Stone.
В 2015 году на руках у Дафферов был проект сериала под рабочим названием «Монток» — о детях живущих в одноименном городке на Лонг-Айленде в штате Нью-Йорк, где происходят необъяснимые сверхъестественные события. В 1983 году там таинственно пропадает мальчик — впоследствии персонаж по имени Уилл Байерс. Его исчезновение связано с засекреченной военной базой, находящейся рядом с городом, из-за которой открывается портал в альтернативное измерение — «Изнанку». Оттуда в реальный мир начинают приходить фантастические чудовища.
По словам Дафферов, первоначально шоу отклонили от 15 до 20 киностудий. Одни проявляли интерес к проекту, но боялись доверить практически неизвестным братьям руководство процессом съемок масштабного сериала. Другие относились скептически к идее научно-фантастического сериала ужасов, в котором главными героями являются дети. Некоторые представители студий даже говорили братьям, что они должны либо изменить тон шоу и сделать сериал детским, либо сместить акцент на одного из взрослых персонажей, например, на шерифа Хоппера, расследующего исчезновение мальчика. Однако Мэтт и Росс настаивали, что таким образом потеряется сама суть проекта.
Творческий дуэт уже почти отказался от шоу, но проектом заинтересовался Netflix, и, вскоре, Дафферы подписали со стримингом контракт. Руководителей Netflix с близнецами познакомил режиссер и продюсер Шон Леви, управляющий кинокомпанией 21 Laps Entertainment. «Через 10 минут [после того, как братья представили идею сериала] я знал, что в будущем эти парни станут очень крутыми. У них была самоочевидная самоуверенность. Итак, мы представили проект Netflix, и в течение 24 часов они купили весь первый сезон сериала», — рассказал Леви изданию The Hollywood Reporter в 2016 году. Студия настояла на изменении названия и некоторых сюжетных деталей и запустила производство.
Во времена бума легких подростковых сериалов на различных стримингах, Netflix решился пойти на риск и вложиться в производство научно-фантастического сериала о детях в 1980-х — и не прогадал. Дебютный сезон проекта по данным компании Symphony Technology Group, в течение первых 35 дней после выпуска посмотрели около 14,07 млн американцев в возрасте от 18 до 49 лет. Он стал третьим самым просматриваемым оригинальным проектом на Netflix в США, уступив только шоу «Более полный дом» и «Оранжевый — хит сезона». Первый сезон также был номинирован на премии Американского института киноискусства, BAFTA и Гильдии режиссеров США.
Далее «Очень странные дела» продолжали набирать популярность и стали настоящим поп-культурным феноменом, побивая все больше рекордов. Вторую часть проекта в 2017 году компания Patriot Analytics признала самым востребованным цифровым оригинальным сериалом мира, он был включен в «Книгу рекордов Гиннесса». Третий сезон проекта побил рекорд по просмотрам Netflix всего через четыре дня после релиза — его посмотрели в этот период более 40 млн пользователей. Четвертая же часть проекта, выпущенная в июле 2022 года, сделала шоу самым просматриваемым англоязычным проектом в истории стриминга, набрав более 188,19 млн часов просмотров.
За свою историю проект получил множество наград, включая прайм-таймовую премию «Эмми», премию гильдии киноактеров США за лучший актерский состав в драматическом сериале, а также награды Американского института киноскусства, Critics' Choice Television Awards и People’s Choice Awards. А дети-актеры Милли Бобби Браун, Финн Вулфхард, Ноа Шнапп, Гейтен Матараццо, Калеб Маклафлин и Сэди Синк, выросшие на съемочной площадке и сыгравшие персонажей Одиннадцать, Майка, Уилла, Дастина, Лукаса и Макс, стали настоящими звездами.
«Звездные войны» для Netflix
Через несколько дней после релиза финальных эпизодов четвертого сезона «Очень странных дел» Мэтт и Росс Дафферы объявили о создании собственной продюсерской компании Upside Down Pictures — название было вдохновлено «Изнанкой», потусторонним миром из проекта. В комментарии изданию Deadline братья рассказали, что их студия займется производством «историй, которые происходят на том прекрасном перекрестке, где обычное встречается с необычным». Руководителем новой компании стала Хилари Ливитт, принимавшая ранее участие в разработке сериалов «Озарк», «Великая» и «Темное дитя».
Продакшн Upside Down Pictures сразу же заключил контракт с Netflix на производство как минимум пяти новых проектов: студия разработает для платформы адаптацию манги «Тетрадь смерти», оригинальный сериал от авторов проекта «Темный кристалл: Эпоха сопротивления», шоу по роману «Талисман» писателей Стивена Кинга и Питера Страуба, театральную постановку по сериалу «Очень странные дела» и спин-офф к нему же.
Ранее стриминговый гигант предлагал подобные сделки только продюсерам и режиссерам, выпустившим в течение кино- или телекарьеры длиной в несколько десятилетий ряд проектов, ставших крайне прибыльными хитам. Например, в 2018 году платформе удалось переманить к себе Райана Мерфи, работавшего над «Анатомией страсти», «Хором» и «Американской историей ужасов», предложив ему кроме свободы творчества пятилетний контракт на $300 млн, который американский Forbes назвал самым крупным из когда-либо заключавшихся с телепродюсерами. Также в 2017 году Шонда Раймс подписала многолетний контракт на производство контента для потоковой платформы на сумму $100 млн после долгих лет работы в телекомпании ABC, для которой она разработала шоу «Анатомия страсти», «Скандал» и «Как избежать наказания за убийство». Именно ее продюсерская студия ShondaLand создала один из популярнейших сериалов Netflix — «Бриджертонов».
Однако, судя по всему, команда Netflix не собирается останавливаться на одной крупной сделке с Дафферами и планирует извлечь из сотрудничества с братьями максимум. По данным Reuters, руководители Netflix планируют создать свою первую оригинальную франшизу — и в ее основу ляжет именно проект «Очень странные дела» Мэтта и Росса Дафферов. «Мы хотим иметь нашу франшизу вроде «Звездных войн» или «Гарри Поттера» [в библиотеке оригинальных проектов], и мы очень усердно работаем над ее созданием», — сказал Мэтью Танелл, вице-президент Netflix. Всего стриминг, по данным агентства, планирует создать минимум 12 сериалов-спин-оффов и фильмов по мотивам вселенной проекта братьев.