Эффект Розенталя: как чужие ожидания формируют наше реальное поведение
Подарок от Афродиты
Эффект Розенталя вряд ли был бы полноценно изучен без участия американки Ленор Джейкобсон. В 1963 году она занимала пост директора начальной школы на юге Сан-Франциско и уже несколько лет состояла в переписке с психологом Робертом Розенталем. В одном из разговоров они затронули тему школьного образования и вместе разработали гипотезу, согласно которой высокие ожидания учителей могут влиять на успеваемость учеников.
Проверку этой идеи организовала в школе сама Джейкобсон уже через несколько месяцев. Вместе с Розенталем они провели тестирование, чтобы измерить уровень IQ школьников. Не называя конкретных результатов, они сумели объяснить педагогам, что некоторые из учеников обладают высокими интеллектуальными способностями и могут добиться особых успехов в учебе. Спустя некоторое время Джейкобсон и Розенталь вновь повторили тестирование на IQ в том же самом классе: оно показало, что отобранные ими случайным образом дети, которые были рекомендованы учителям, заметно улучшили свои результаты. Таким образом, совместная теория подтвердилась, — так появилось теоретическое понятие «самосбывающегося пророчества», то есть условного предсказания, которое в конце концов становится реальностью. Эта идея позднее была развита социологом Робертом Мертоном: она гласила, что если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она действительно реальна.
«Эффект Розенталя — это психологический феномен, при котором наши ожидания по поводу чего-либо могут влиять на реальные последствия, провоцируя таким образом их самоосуществление», — объясняет это явление клинический психолог, автор научно-образовательного проекта «ПостПсихология» Андрей Гасан. Именно в честь Розенталя эффект был назван уже позднее: сам исследователь изначально называл его «эффектом Пигмалиона». Такое обозначение он использовал, вдохновившись одним из древнегреческих мифов о скульпторе Пигмалионе, который создал из слоновой кости статую женщины и безответно влюбился в нее настолько сильно, что сумел уговорить богиню любви Афродиту оживить ее. Впоследствии Пигмалион женился на ожившей статуе.
Эксперимент в школе Сан-Франциско был отнюдь не единичным случаем, подтвердившим теорию Розенталя и Джейкобсон на практике. Одно из других исследований показало, что создавать самосбывающиеся «пророчества» могут не только учителя, то есть те, кто имеет больше власти и авторитета, но и сами школьники. «В ходе отдельного эксперимента учителя находились в классе с детьми, которые были заранее проинструктированы быть внимательными или, наоборот, невнимательными к занятиям. Те учителя, с которыми дети были сосредоточены и послушны, оценивали свои преподавательские навыки как более высокие», — рассказывает Андрей Гасан.
Верить своим убеждениям
Механизм эффекта Розенталя обусловлен самим процессом работы нашего мышления. Человеческая психика — самоподдерживающийся конструкт: для нас критически важна потребность в непротиворечивой картине мира. «В основе такой особенности лежит когнитивное искажение, предвзятость подтверждения. Его суть состоит в том, что человеку свойственно искать и обрабатывать информацию в соответствии с имеющимися у него убеждениями», — поясняет психолог.
Человек непроизвольно придает особую ценность тем сведениям и данным, которые согласуются с его собственной точкой зрения. «К примеру, есть человек с негативным убеждением: он считает себя неинтересным, боится общаться с коллегами по работе. Эти убеждения рано или поздно начинают влиять на его поведение: он старается быть незаметным, сидеть в углу, избегать контакта, чтобы не вызвать у кого-то желания с ним поговорить. Таким образом он пытается избежать нежелательной и стрессовой ситуации общения», — говорит психолог. Подобный паттерн поведения в данном случае приводит к тому, что окружающие в самом деле перестанут взаимодействовать с таким человеком, начнут отдаляться и воспринимать его именно таким, каким он видит сам себя «благодаря» собственным негативным убеждениям. Их действия в конце концов лишь подтвердят его личное мнение и самооценку.
Далеко не всегда и не обязательно эффект Розенталя может давать негативные последствия. В некоторых случаях он действительно рискует привести к негативным результатам для того, кто получает «пророчество», в других же может лишь подталкивать к положительным изменениям и итогам. Предугадать, каким именно будет эффект в итоге, практически невозможно, это показывает лишь окончательный результат того или иного паттерна поведения, которого придерживается человек.
Одним из примеров, когда эффект Розенталя оказал положительный эффект, стал эксперимент в восьмидесятых, организованный исследователями Ребеккой Кёртис и Ким Миллер. Они собрали группу незнакомых между собой студентов колледжа и разбили их по парам. В каких-то из них одному из партнеров заранее сказали, что он нравится другому, в других — предупредили, что не нравится. В ходе знакомства и общения студенты проявили себя в соответствии с полученными сведениями: те, кто был уверен, что нравится собеседнику, вели себя более открыто и дружелюбно, другие же были более сдержанными и критически настроенными.
От эффекта к манипуляции и насилию
Эксперимент формально подтвердил, что озвученные «пророчества» не только формируют особый стиль поведения его «получателя», но и приводят к нужному результату: те, кто считал, что нравятся своему партнеру, в конце общения начинали действительно нравиться гораздо сильнее, чем те, кто якобы испытывает антипатию. Этот феномен распространяется почти на все сферы нашей жизни, начиная от веры в паранормальные явления и заканчивая подтверждающимися стереотипами. «Так называемая «угроза стереотипа» возникает тогда, когда человек настолько сильно напуган возможностью подтверждения своего негативного стереотипа, что действительно начинает хуже вести в той области, которая подвержена стереотипам, таким образом, подтверждая его. Очевидным примером может служить женщина, которая настолько осознает и верит в стереотип «женщины за рулем», что ее вождение заметно ухудшается, когда она везет пассажира-мужчину», — резюмирует Гасан.
В определенной мере эффект Розенталя может встречаться и в личных отношениях между людьми — например, в форме психологического насилия. «Газлайтинг — это форма насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытается заставить партнера сомневаться в собственных воспоминаниях и самом себе. Газлайтеры любят искажать факты, изменять детали, отрицать что-то случившееся и обвинять жертву во лжи. С течением времени жертва в самом деле начинает сомневаться в себе и часто остается со сломанной самооценкой», — приводит пример психолог.
Этот же эффект прослеживается и на социально-общественном уровне. «Пропаганда, идеология, СМИ — области, которые манипулируют подобными механизмами», — комментирует Гасан. Одна из особенностей воздействия на широкую общественность состоит в том, что транслируемая информация, как правило, является уже организованной, структурированной и отфильтрованной. Иными словами, аудитория получает от медиа уже готовое представление о каком-либо социальном явлении, в котором аудитория находит подтверждение полученным данным и в своей обыденной жизни, — это социально-психологическая проблема, которая заставляет нас задуматься о том, насколько в современном обществе человек в состоянии сам сформировать свое представление о мире и какой этот мир на самом деле: реальный или лишь выдуманный общественными конструктами.