Стандарт устойчивости: что такое таксономия и какое отношение она имеет к ESG
Как таксономии влияют на государство и бизнес
Миру все еще нужен общий словарь и четкое определение того, что является «устойчивым». Страны, экономики, общества — и знания о них — постоянно развиваются. Поэтому план действий по финансированию устойчивого роста предусматривал создание общей системы классификации устойчивой экономической деятельности, или таксономии. Инвестор, рассматривающий инвестиции в финтех-стартап из Азии, помеченный как «зеленый» в соответствии с азиатскими правилами, должен быть уверен, что он соответствует пороговым стандартам из других юрисдикций, например из Европы. Проще говоря, тогда инвестор будет уверен, что сравнивает свежие цветы со свежими цветами, а не с искусственными букетами.
Недавно немецкий государственный банк развития KfW заявил, что продвигает благоприятную для климата деятельность на основе таксономии ЕС. И государственные средства, вероятно, также будут поступать в соответствии с критериями таксономии. Это связано с тем, что коммунальные предприятия, принадлежащие местным властям, часто несут ответственность за инвестиции в электростанции. Кейс KfW — хороший пример включения таксономии в рамку государственных инициатив. Таксономия также может быть точкой синхронизации планов в области устойчивого развития на государственном уровне, влиять на нормативное регулирование (например, раскрытие нефинансовой информации).
Какими должны быть эффективные таксономии?
Во-первых, это гибкий инструмент классификации, который адаптируется к различным стилям и стратегиям инвестирования. Во-вторых, таксономии должны быть основаны на новейшем опыте и отраслевой экспертизе (пожалуй, это самое трудоемкое требование, но оно напоминает о том, насколько в ESG важны исследования и аналитика).
Ключевое влияние таксономии на бизнес выражается в формировании прозрачных требований и стандартов — например, в классификации коммерческой деятельности, согласно критериям устойчивого развития или раскрытия нефинансовой информации.
Виды таксономий
Самые распространенные таксономии — зеленые. Экологическая таксономия ЕС сегодня — наиболее продуманная и распространенная. При этом уровень детализации критериев и экологических целей зеленых таксономий может сильно различаться в разных частях мира. Например, таксономия климатических облигаций направлена исключительно на смягчение последствий изменения климата и была разработана неправительственным учреждением — Инициативой по климатическим облигациям (CBI) — для сертификации климатических облигаций.
Как таковых социальных таксономий сегодня не существует, однако недавно был опубликован проект социальной таксономии Платформой устойчивого финансирования ЕС по просьбе Комиссии ЕС. В нем прописаны критерии, которые определяют цели и не противоречат зеленой таксономии ЕС. Цели могут быть связаны со здравоохранением, правами человека, равенством и вопросами устранения дискриминации.
В июне 2020 года ПРООН и Китайский международный центр экономического и технического обмена (CICETE) выпустили таксономию ЦУР, которая включает в себя развитие социальной инфраструктуры, доступное жилье, здравоохранение, образовательные технологии, продовольственную безопасность и финансовые услуги. Эта таксономия была разработана Консультативным комитетом и Техническим комитетом при совместных усилиях ПРООН в Китае и CICETE, которые консультировались с лидерами отрасли.
Переходные или коричневые таксономии задумывались для создания критериев и методологий оценки компаний, работающих в традиционных промышленных секторах. Они позволяли бы создавать более гибкую рамку критериев. Но по сей день почти никаких коричневых или переходных таксономий не было выпущено, за исключением Канады, которая обнародовала такую таксономию в 2021 году.
Мировые тенденции таксономий
Три взаимосвязанных тренда определяют характер развития таксономий в мире. Во-первых, это развитие социальной и переходной таксономий. Во-вторых, неоднородность подходов к разработке и внедрению таксономий с использованием таксономии ЕС в качестве ориентира. В-третьих, стремление сделать собственную таксономию доминирующей и влиятельной.
Инициаторами таксономий бывают как частные компании, так и государства. В Канаде разработка переходной таксономии не спонсируется федеральным правительством, и инициатива исходит от частного сектора (шести крупных банков, пенсионных фондов и страховых компаний) и некоторых корпораций. В Японии именно группа исследователей впервые предложила руководящие принципы по разработке переходной таксономии.
В ЕС Постоянная платформа по устойчивому финансированию получила мандат на разработку критериев регулирования таксономии ЕС, их внедрение и расширение. Почти все страны создали технические рабочие группы, состоящие из группы отраслевых экспертов, в то время как некоторые государства решили сотрудничать с неправительственными учреждениями — IFC, ПРООН или Всемирным банком. Таким образом, создается целая отрасль услуг по согласованию таксономий.
Особенности таксономий по регионам и странам
Таксономия ЕС — своего рода гегемон на рынке таксономий. Она оказывает влияние на компании, не входящие в ЕС, учитывая глобальный характер финансовых рынков (европейские инвесторы могут использовать критерии таксономии ЕС для оценки инвестиций в активы Юго-Восточной Азии). Таксономия включает 13 секторов и более 100 видов деятельности и будет расширяться. С июня 2020 года таксономия ЕС служит основой для других нормативных документов, связанных с устойчивым развитием, таких как Директива по корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD), Регламент по раскрытию информации об устойчивом финансировании (SFDR) в отношении инвестиционных продуктов. А с 1 января 2022 года компании, подпадающие под действие Директивы о нефинансовой отчетности (NFRD), начнут раскрывать ту часть своей деятельности, которая квалифицируется как «экологически устойчивая» в соответствии с таксономией.
Изучая коммуникации, связанные с развитием таксономии среди различных субъектов, можно заметить стремление к сингулярности. Россия, Монголия, Малайзия, Китай и ЕС уже значительно продвинулись в развитии зеленых таксономий, Великобритания стремится закрепиться на переднем крае зеленых финансов и планирует стать первой страной, которая сделает раскрытие TCFD полностью обязательным к 2025 году.
Сингапур активно стремится разработать зеленую таксономию, которая будет использоваться в странах АСЕАН, чтобы стать центром зеленых финансов Юго-Восточной Азии. В 2021 году Сингапур опубликовал консультативный документ по зеленой таксономии, который созвучен положениям ЕС с поправкой на особенности азиатского региона.
Сингапурская таксономия вместо более строгого стандарта таксономии ЕС, которая устанавливает единый порог входа, предложила «систему светофора». Система будет проводить различие между зелеными, желтыми и красными группами проектов в целевых секторах.
Желтая группа предназначена для охвата переходной деятельности, для которой на следующем этапе будут разработаны более детализированные пороговые значения и требования. Красный — действия, наносящие вред.
Банки Азии ищут свой подход к финансированию зеленых проектов. Японские MUFG, Sumitomo Mitsui Banking и Mizuho Bank вместе с 18 азиатскими, американскими и европейскими кредиторами работают над созданием собственного инструмента оценки проектов. Для принятия инвестиционных решений будет использоваться список переходных технологий. В документе также будут указаны временные рамки для конкретного проекта. Например, в случае смешивания аммиака или водорода с ископаемым топливом на электростанции в документе может быть указано, что к 2050 году это соотношение должно достичь 40% и полностью заменить ископаемое топливо к 2050 году. Ожидается, что в этот список войдут декарбонизация производственных объектов, вывод из эксплуатации угольных электростанций и внедрение технологии хранения углерода.
Канада и Чили разрабатывают таксономии, причем первая может быть использована в странах с высоким уровнем выбросов и даже в Соединенных Штатах. В Канаде разработка переходной таксономии не спонсируется государственным бюджетом. Инициатива финансируется частным сектором (шесть крупных банков, пенсионных фондов и страховых компаний) и корпорациями. Технический комитет Канадской ассоциации стандартов по устойчивому финансированию отвечает за разработку этой таксономии, которая будет дополнять таксономию ЕС.
Чили стремится разработать критерии для горнодобывающей промышленности и других добывающих отраслей, которые могли бы служить руководством и для других стран. Международная гонка по установлению стандартов будет недолгой, и в среднесрочной перспективе, через четыре-пять лет, наступит этап гармонизации и стандартизации на основе уже существующих платформ, таких как Международная платформа по устойчивому финансированию (сопредседателями которой являются ЕС и Китай).
Особый российский путь
Курс на изоляцию России провоцирует разрыв в синхронизации таксономий. «Отключение» от европейской ESG-системы потребует от страны ускоренного развития национальной практики, а переориентация компаний на азиатские рынки, вероятно, вынудит менять ориентиры на восточные, менее жесткие, чем в Европе.
В сентябре 2021-го была утверждена национальная таксономия проектов устойчивого развития. В ВЭБ.РФ запустили Центр зеленого финансирования, отвечающий за формирование системы верификации финансовых инструментов устойчивого развития — кредитов и облигаций, нацеленных на поддержку зеленых и социальных проектов. Таким образом, начала создаваться национальная система верификации.
Российская таксономия охватывает управление отходами, энергетику, строительство, промышленность, транспорт, водоснабжение, биоразнообразие и сельское хозяйство. Она состоит из двух частей: зеленой и адаптационной. Первая ориентирована в большей степени на европейские стандарты, а адаптационные проекты направлены внутрь страны: они включают виды деятельности, критически важные для достижения национальных целей развития. Например, снижение выбросов и сбросов при производстве различных товаров, переработка бытовых и промышленных отходов.
Приоритет очевидно сместился в сторону адаптационной таксономии, которая нацелена на плавное, но значительное повышение энергоэффективности и сокращение эмиссий порядка 800 млн тонн СО2-эквивалента к 2050 году, а также постепенное повышение доли низкоуглеродных источников электрогенерации — до 45% в 2035 году и до 50-52% — в 2050 году. Уже сейчас российская структура электрогенерации является одной из наиболее экологически и климатически устойчивых в мире: до 40% приходится на низкоуглеродные источники (АЭС, ГЭС, ВИЭ) и еще 45% — на газ.
На российском рынке пока властвует неопределенность. Государственные лица и крупные компании понимают, что без ESG и энергоперехода, экономика России обречена на стагнацию в долгосрочной перспективе. Поэтому в надежде пересобрать рынок заново игроки пытаются найти точку опоры в лице неевропейских таксономий, чтобы не отставать от мировых трендов. Но данный зеленый разворот будет крайне сложно совершить исходя из тех трудовых ресурсов, которые сейчас имеются на рынке. Найти специалистов по азиатским таксономиям крайне сложно, когда российский рынок труда в ESG начал свое зарождение на основе европейской системы и ценностей западных инвесторов. На азиатских рынках трендсеттером также является Европа и западные таксономии, но азиатская специфика регулирования в сфере ESG сильно отличается от наших реалий. В первую очередь специфические климатические и экологические проблемы, которые во многом вынуждают азиатские страны прибегнуть к таксономиям, не характерны для России.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора