Новая драма: что произошло с «Гоголь-центром» и другими московскими театрами
По новой традиции Департамент культуры Москвы под руководством Александра Кибовского сообщает о знаковых пертурбациях в московских театрах на ночь глядя — не вступая в диалог и не давая разъяснений. О потенциальных новых назначениях становится известно заранее — из слухов. Театральная общественность и журналисты, не зная покоя, мониторят сайт Сергея Собянина и другие информационные каналы мэрии Москвы. Болезненная реакция наступает молниеносно, обсуждения в соцсетях продолжаются до утра.
29 июня все прошло по давно заведенному сценарию. Прогнозы, основанные на слухах, подтвердились — три худрука освобождены от своих должностей. Вакантными места руководителей «Современника», «Школы современной пьесы» и «Гоголь-центра» не оставались ни минуты. Сразу же были названы имена преемников — назначения казались неожиданными и вполне объяснимыми одновременно.
Весной, в предыдущую волну перестановок, люди театра терялись в догадках, по какому принципу проходят слияния и поглощения: почему «АпАрте» присоединяют к театру на Таганке, театр «Сфера» — к театру «Эрмитаж», а Центр им. Мейерхольда — к «Школе драматического искусства»? Не работала ни экономическая логика («Сфера» финансово успешнее «Эрмитажа»), ни политическая: присоединенный Центр им. Мейерхольда, безусловно, свободнее стагнирующей «Школы драматического искусства», но та же «Сфера» никогда не выходила за рамки дозволенного.
В летнем сезоне логика назначений очевидна. Словно следуя логике персонажа «Трудно быть богом» Стругацких, департамент действовал по принципу «Умные нам не надобны. Надобны верные». В двух театрах из трех новые назначенные руководители не имеют ни репутации, ни серьезного опыта руководства театрами. На третий театр, «Современник», худрука не нашлось и вовсе.
«Гоголь-центр»: Антон Яковлев сменил Алексея Аграновича
Свой пост в «Гоголь-центре» покинул худрук Алексей Агранович. Чуть больше года назад, 9 февраля 2021 года, Агранович сменил на этой должности Кирилла Серебренникова. В марте этого года, на следующий день после снятия судимости по делу «Седьмой студии», Серебренников уехал в Европу. Это произошло благодаря миллиардеру Роману Абрамовичу — на пресс-конференции на Каннском кинофестивале Кирилл Серебренников благодарил мецената за поддержку российского кино и призывал снять с него санкции. Режиссер выплатил штраф за нанесенный ущерб и отбыл только часть условного наказания. В мае он уже представил свой фильм «Жена Чайковского» на Каннском кинофестивале, а в июне выпустил в Голландской национальной опере «Вольного стрелка» Карла Марии фон Вебера.
Вслед за Аграновичем театр покидает директор Алексей Кабешев — его место займет Александр Бочарников, руководивший Новосибирской филармонией, а также работавший под началом Александра Ширвиндта в Театре Сатиры.
Худруком «Гоголь-центра» стал 52-летний Антон Яковлев, сын знаменитого артиста Юрия Яковлева («Ирония судьбы, или С легким паром!», «Иван Васильевич меняет профессию»), выпускник актерского факультета Школы-студии МХАТ, с 2004-го года работающий как режиссер. Он ставил спектакли в МХТ им. Чехова, Малом театре, РАМТе, Театре Сатиры и Вахтанговском. Яковлев — лауреат премии Москвы в области литературы и искусства, лауреат фестиваля Николая Бурляева «Золотой витязь», обладатель премии «Звезда Театрала». Много работал с классикой: ставил «Крейцерову сонату» Толстого, «Короля Лира» и «Макбета» Шекспира, гоголевских «Игроков». Как режиссер Антон Яковлев вполне консервативен, он не нацелен на экспериментальные поиски.
С назначением Яковлева в «Гоголь-центр» десятилетие реформ Серебренникова остается в прошлом. Это закономерный и во многом неизбежный финал: в современной России невозможен живой либеральный театр при мощной финансовой поддержке государства. Это понимал и Алексей Агранович, и покинувший страну Кирилл Серебренников. Сам Серебренников в своем Telegram-канале высказался вполне однозначно: новое назначение, по сути, убийство, мотивы которого — честность «Гоголь-центра», его позиция и попытка оставаться свободным театром.
Последний спектакль в сезоне, созданный командой Серебренникова и режиссером Алексеем Аграновичем, — «Я не участвую в войне. К 100-летию Юрия Левитанского». Он будет сыгран в театре сегодня, 30 июня. По окончании спектакля ждут обращения Алексея Аграновича к труппе и публике.
Каким будет название театра при Антоне Яковлеве, останется ли «псевдоним» «Гоголь-центр» или театр вернется к своем официальному, юридическому, названию — Драматический театр им. Гоголя, пока неизвестно.
«Школа современной пьесы»: Дмитрий Астрахан сменил Иосифа Райхельгауза
«Школу современной пьесы», основанную Иосифом Райхельгаузом в 1989 году, теперь возглавит театральный и кинорежиссер Дмитрий Астрахан, хорошо известный по фильмам «Все будет хорошо», «Ты у меня одна», «Зал ожидания». Одно время Астрахан руководил в Петербурге Театром комедии им. Акимова. Артисты, особенно такой мэтр, как Игорь Дмитриев, были недовольны тем, что Астрахан превратил театр в съемочную площадку.
А ведь еще совсем недавно сам Александр Кибовский выходил на сцену «Школы современной пьесы» как актер, но и это не спасло одессита Райхельгауза, друга Анатолия Чубайса (тот также был попечителем театра) и противника «спецоперации»* России на Украине от увольнения. С ним не продлили контракт. Кажется, Райхельгауз сам до последнего не верил в такой исход событий — в то, что его уволят из созданного им же театра.
«Современник»: худсовет сменил Виктора Рыжакова
«Современник» пока остался без худрука. Виктора Рыжакова, возглавившего театр в 2019 году сразу после смерти Галины Волчек, часть театрального коллектива приняла с трудом. Первый премьерный спектакль Рыжакова в новом статусе — «Первый хлеб» — получился неоднозначным и неожиданно скандальным. Группа «Офицеры России» написала в следственный комитет жалобу на то, что спектакль якобы оскорбляет ветеранов. Спектакль удалось отстоять, но репутацию Виктора Рыжакова в театре это не упрочило.
Потеряв безусловного лидера, «современники» выступали за возрождение существовавшей когда-то системы худсовета во главе театра. В конце 1950-х, когда театр создавался, им коллегиально руководили Олег Ефремов, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков. Сейчас механизм худсовета возрожден приказом Департамента культуры Москвы. Произошло по сути административное возвращение к истокам.
Осталось найти людей, которые войдут в новый худсовет. Первой на ум приходит кандидатура Сергея Гармаша, претендовавшего на руководство театром еще при Галине Волчек, а сейчас занявшегося возрождением театра в своем родном Херсоне. Пока в «Современник» направлен новый директор: вместо Татьяны Барановой придет Юрий Кравец, работавший на этой же должности в театре Et Cetera Александра Калягина.
«Новый балет» присоединится к Музыкальному театру им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Балет Москва» — к «Новой Опере»
29 июня также прекратили свое существование две московские танцевальные труппы: коллектив «Нового балета» вольется в состав Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а «Балет Москва» станет частью «Новой Оперы». И если первый в последние годы ничем примечательным не выделялся, то судьба «Балета Москва» достойна сожаления.
За тридцать с лишним лет существования театр «Балет Москва», образованный в 1989 году Николаем Басиным, переживал смены курса, взлеты и падения. Индикатором успешности служат «Золотые маски» — в 2004 году приз получил спектакль «Весна священная», а в 2016-м и 2017-м, уже после увольнения Басина, еще два спектакля — «Кафе Идиот» и «Все пути ведут на Север» — были признаны лучшими в сезоне в категории современного танца. Елена Тупысева, руководившая театром последние 10 лет (ее назначение пришлось на эпоху Сергея Капкова), сохранив изначальное разделение на две труппы (классическую и contemporary), перестроила репертуарную политику, оставила нетленку академическим театрам и сосредоточилась на создании новых опусов. Приглашала к сотрудничеству ведущих российских и зарубежных хореографов, которым давала творческую свободу в выборе тем и артистов.
Результат не заставил себя долго ждать: «Балет Москва» стал одним из лидеров российской танцевальной сцены. К сожалению, то, что создавалось три десятилетия, разрушилось буквально за пару месяцев. Тупысева покинула театр по личным обстоятельствам, труппа осталась без лидера и, как говорят, без значительной части танцовщиков. Своего помещения у театра нет — это позволило департаменту культуры легко аннулировать и сам театр.
В лице Антона Гетьмана, директора «Новой Оперы», артисты, которые перейдут на работу в театр, получат хорошего продюсера: танец, безусловно, находится в сфере его интересов. Напомним, что именно Гетьман пригласил в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко хореографа Лорана Илера, который вывел балетную труппу на первые позиции.
В «Новой Опере» до сих пор не было своей танцевальной труппы, но уже в первый свой директорский сезон Гетьман заявил продолжительные dance-резиденции (первым резидентом стал екатеринбургский театр «Провинциальные танцы»). Так что интендантские амбиции Гетьмана будут удовлетворены, а в Москве появится еще один театр оперы и балета.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.