Поло и высокие носки: как гольф повлиял на современную мужскую моду
Правда ли, что гольфисты плохо одеваются
Благодаря теннису популярность завоевали рубашки из хлопка пике с отложным воротником и короткими рукавами (да, речь о поло). Университетские куртки (varsity jackets) появились, когда тренер бейсбольной команды Гарварда придумал делать нашивки на форменных свитерах лучших игроков, позже джемперы превратились в куртки. Яхтингу мы обязаны появлением топсайдеров. Практически каждый вид спорта, особенно из числа «аристократических», привнес в моду что-то свое. Но гольф всегда был несколько обособлен: несмотря на престиж игры, внешний вид игроков часто становился предметом шуток. На то есть две основные причины.
Во-первых, гольф — игра старая, не сказать древняя. Историки отмечают, что похожие игры с клюшками существовали и в Римской империи, и в Китае в XII веке. Но официально родоначальницей современного гольфа принято считать Шотландию, где в XV веке игру даже запрещали (король Яков II считал, что это занятие отвлекает лучников от обучения стрельбе). Соответственно, форма одежды появилась не одно столетие назад. До начала XX века образ игроков гольф претерпел изменения, но некоторые детали сохранились. Например, гольфисты 1920-х носили высокие носки и бриджи, прямо как их далекие предшественники. Спустя несколько десятилетий мода поменялась, и предпочтительными на поле стали широкие брюки из хлопка. Но гольфы не покинули гардероб спортсменов окончательно. Многовековая традиция продолжается, хотя в современных условиях может выглядеть старомодно.
Во-вторых, в гольфе нет закрепленной регламентом униформы. В общем и целом в гольф не принято играть в спортивных костюмах. Золотой стандарт — это поло, светлые, хорошо вентилируемые брюки и специальные кроссовки. Но клубы могут самостоятельно устанавливать правила, и в некоторых заведениях шорты в сочетании с высокими носками — часть обязательного дресс-кода. Вдобавок никто не определяет цветовую гамму для образов игроков: аналогичных теннисному Уимблдону «белых» турниров попросту не существует, поэтому иногда сочетание клетчатых брюк и цветных поло выглядит чересчур пестро.
Впрочем, гольф-поля видели немало удачных образов. Всегда безупречно выглядели за игрой любители Фрэнк Синатра и Дин Мартин, которые предпочитали яркие рубашки с широким воротником, трикотажные джемперы с V-образным вырезом и свободные брюки в полоску. Среди брендов, ставших культовыми для гольфа, можно выделить шотландцев Lyle & Scott — марку, основанную в 1874 году. Поначалу она специализировалась на трикотажных изделиях для девушек, но довольно быстро расширила производство и стала предлагать вещи игрокам в гольф. Спустя некоторое время у Lyle & Scott появилась нашивка в виде желтого орла, которая стала не менее узнаваемой, чем лавровый венок Fred Perry или крокодил Lacoste. Символ был выбран неслучайно: в гольфе термин eagle («орел») используют, когда игрок загоняет мяч в лунку на два удара меньше пара (это количество ударов, в которое гольфист должен уложиться в норме). В трикотаже Lyle & Scott появлялись многие легендарные игроки, среди них Гари Плейер, Грег Норман и Сэнди Лайл.
Что связывает гольф и стритвир
В наше время, как ни странно, на ситуацию в значительной степени повлияла пандемия коронавируса. За последние два года популярность гольфа выросла в разы — сложно представить себе другой вид спорта, который бы так хорошо отвечал требованиям о соблюдении социальной дистанции. Заинтересовалось игрой и молодое поколение, и имидж гольфа начал меняться, теперь это больше не досуг узкой группы людей, которые собираются в закрытых клубах и вершат человеческие судьбы по дороге от одной лунки к другой. Изменения быстро нашли отражение в моде. В марте 2021 года собственную линию одежды для гольфа запустил рэпер Маклемор. Одежду Bogey Boys отличает ретростиль — мотивы для коллекции музыкант искал в винтажных магазинах и секонд-хендах. Вещи украшают крупные принты и контрастные узоры. Кроме поло, курток на молнии, брюк и дорожной сумки, в коллекцию вошло меховое пальто. Правда, оно вряд ли предназначено для игры. Гольф постепенно становится источником вдохновения и для стритвир-брендов, которые изначально в большей степени были про скейтбординг и уличную культуру. Этой весной коллекцию, посвященную гольфу и яхтингу, создала французская марка Drôle de Monsieur. В нее вошли трикотажные жилетки, кардиганы с геометрическими узорами, широкие шорты (гольфы к ним не прилагаются), легкие ветровки и бейсболки. А еще Drôle de Monsieur объединилась с Paraboot, и они выпустили топсайдеры на тракторной подошве для игры в гольф.
Обувь для гольфа — отдельная тема. 150 лет назад шотландцы носили ботинки с гвоздями на подошве для лучшего сцепления с полем. Это было неудобно и травмоопасно, поэтому вскоре появились модели со вкручивающимися шипами, которые, впрочем, тоже были неидеальны, так как сильно вредили покрытию полей. Начиная с 1906 года и на протяжении значительной части XX века гольфисты носили оксфорды модели saddle, и лишь в 1980-х начали переходить на специализированную спортивную обувь. Сейчас для гольфистов выпускают технологичные кроссовки. Например, в этом году датская компания Ecco представила модель Ecco M Golf Biom H4 — минималистичные кроссовки, которые обеспечивают оптимальную поддержку стопы и защищают ноги от промокания (спасибо водонепроницаемой мембране GoreTex).
Как амбассадоры объединяют моду и гольф
Нельзя забывать о влиянии гольфистов на спортивные бренды. 1996 год: 20-летний Тайгер Вудс дебютирует в соревнованиях Профессиональной ассоциации гольфистов (PGA) в Милуоки и занимает 60-е место. Первый скромный результат не мешает спортсмену выиграть два последующих турнира и стать лучшим новичком сезона. А главное, не останавливает Nike от подписания пятилетнего контракта на $40 млн с перспективным гольфистом. В 2001-м сотрудничество продлевается на пять лет, уже за $100 млн, а затем Nike платит Вудсу от $20 млн до $40 млн каждый год на протяжении еще восьми лет. В 2009 году Тайгер Вудс становится самым богатым спортсменом мира, впервые в истории состояние игрока превышает миллиард долларов, после чего в его жизни происходит череда личных неудач и скандалов, которые на некоторое время вычеркивают его из большого спорта. При этом Nike отказывается разрывать контракт с Вудсом, даже несмотря на то, что в 2016 году прекращает производство профессионального оборудования для гольфа.
Сейчас линия имени Тайгера Вудса — это одежда и аксессуары: трикотажные лонгсливы, поло и непромокаемые куртки. Последние — важная часть экипировки. Игра в гольф может длиться несколько часов, а погодные условия за это время — поменяться несколько раз. Поэтому на поле стоит захватить и бейсболку от палящего солнца, и ветровку на случай непогоды. Гольф-направление Nike развивается и по другой линии. В прошлом сентябре коллаборацию с брендом выпустил Дрейк (музыкант владеет маркой одежды Nocta).
Наконец, тесно связана с гольфом и часовая индустрия. Это неудивительно — все-таки этот вид спорта далек от массовости, а аудитория у него вполне платежеспособная. Тут есть два пути сотрудничества. Во-первых, крупные мануфактуры спонсируют соревнования. Так, например, Rolex выступает партнером Кубка Райдера — одного из самых значимых событий в мире гольфа. Во-вторых, выдающиеся спортсмены становятся амбассадорами брендов. Так, уже упомянутый Тайгер Вудс в 2002 году заключил контракт с TAG Heuer. И помимо того, что он появлялся в часах бренда на всех спортивных и официальных мероприятиях, Вудс также принял участие в разработке дизайна первой модели часов для игры в гольф.
Спустя десятилетие пути гольфиста и часовой компании разошлись. Сейчас Вудс представляет Rolex. Часы бренда носили также Гари Плейер, Арнольд Палмер и Джек Никлаус. TAG Heuer, в свою очередь, заключила контракт с британцем Томми Флитвудом — пятикратным победителем Европейского тура. Именно Флитвуд смог оценить новую модель смарт-часов для гольфа — TAG Heuer Connected Caliber E4 с системой отслеживания ударов, встроенными магнитными маркерами для мячей и приложением для смартфона, которое позволяет точнее планировать следующий удар, а заодно подсказывает, какую клюшку выбрать.
Гольф развивается. И это означает не только появление технологичных гаджетов (хотя они, безусловно, упрощают жизнь и профессионалам, и любителям) и совершенствование экипировки, но и изменение в самой культуре игры. Молодые игроки стремятся к тому, чтобы гольф становился более открытым и инклюзивным, избавлялся от репутации развлечения для богатых белых мужчин. Это, разумеется, влияет и на моду. Как сказал молодой австралийский гольфист Райан Раффлс, «этикет и культура гольфа будут меняться и развиваться, потому что молодежь не хочет одеваться, как старики, заправлять рубашку в брюки и все время ходить в пуловерах». Будем менее категоричны в прогнозах: да, будущее за функциональностью и большей расслабленностью, но традиции сохраняются. Если это, конечно, не клетчатые гольфы.