К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

У царя голубые глаза: в Третьяковке показали отреставрированного «Ивана Грозного»

Пресс-конференция, посвященная завершению реставрации картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван». (Фото Кирилла Зыкова / Агентство «Москва»)
Пресс-конференция, посвященная завершению реставрации картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван». (Фото Кирилла Зыкова / Агентство «Москва»)
Спустя четыре года после нападения на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» она была полностью восстановлена и вновь выставлена в залах Третьяковской галереи. Но лишь на несколько часов. Теперь музей ищет средства на создание защитной капсулы для экспонирования произведения

25 мая 2018 года посетитель Третьяковской галереи — 37-летний житель Воронежа Игорь Подпорин — ударил картину Ильи Репина металлической стойкой ограждения. Холст был прорван в трех местах в центральной части работы, а от падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Тогда музей оценил ущерб произведению в 20 млн рублей. Игорь Подпорин, который объяснял свой поступок тем, что «картина неправильная — Иван Грозный не убивал своего сына, поэтому ее нужно было порвать», был приговорен к 2,5 года колонии общего режима в апреле 2019 года. 

Спустя четыре года, 23 мая 2022 года, отреставрированную картину Ильи Репина на несколько часов выставили в Третьяковской галерее, чтобы показать результаты работ журналистам. Редактор отдела культуры Forbes Яна Жиляева побывала в музее и оценила масштаб работы реставраторов. 

Фото Кирилла Зыкова·Агентство «Москва»

С первой главной задачей после нападения музей справился: работа отреставрирована, все разрывы холста восстановлены, картина перенесена на новый дублировочный холст, укреплена на паркетажном щите, с нее даже был снят «многодельный пирог» из нескольких слоев осетрового клея и лака, отягчавших авторский холст и затемнявших живопись. Картина заметно посветлела, холсту вернулась пластичность, стали видны детали сюжета и авторская колористика. Теперь в глубине пространства работы заметен интерьер царских покоев, изразцы на печи, арка, и будто бы слева проступает абрис какой-то фигуры.

 

Но главное — по-другому раскрылась колористика. Оказывается, полотно написано художником не темное, мрачное, с еле заметными фигурами в темно-красных разводах, а все пронизано оттенками теплого красного и розового тонов. На переднем плане — узорчатый ковер, расписные яркие сапоги и блестящий переливами розовых оттенков шелковый кафтан царевича. И темно-красные струи крови на его виске, на руках отца, на лице Ивана Грозного.  Угасающий помертвелый, равнодушный взгляд сына и циклопические безумные глаза отца. Правый глаз Грозного, написанный  по приему возрожденческой живописи, сверлит зрителя, не отпускает в любой точке пространства. Оказывается, глаза у Ивана Грозного не черные, а голубые. Не зря когда-то работу Репина — силу ее невероятного художественного воздействия, глубокий трагедийный психологизм — сразу оценил Павел Третьяков, купив картину у художника на передвижной выставке в 1885 году.


Первое покушение на полотно совершил еще в 1913 году иконописец Абрам Балашов, трижды ударив картину ножом. Тогда полотно отреставрировали за несколько месяцев, дублировав холст и склеив разрезы осетровым клеем. Из поселка Куоккалы (с 1948 года — Репино. — Forbes Life) приезжал восстанавливать красочный слой сам Илья Репин. Тогда же выявилась «хроническая болезнь» полотна — слабое сцепление красочного слоя с грунтом. Так «Иван Грозный» стал невыездным, более чем за 100 лет в Третьяковской галерее работа покидала стены музея только один раз — в 1941 году в эвакуацию в Новосибирск. После второго нападения в 2018 году силу воздействия картины Репина как проявление власти искусства над человеком даже исследовал исландский художник Рагнар Кьяртаннсон в своей видеоинсталляции «Грозный-Прегрозный» в проекте открытия Дома культуры «ГЭС-2», созданном фондом V-A-C миллиардера Леонида Михельсона. 

 

Пресс-коференция в Третьяковской галерее, на которой впервые за много лет показали «Ивана Грозного» без защитного стекла, зато в окружении охранников, была посвящена итогам реставрации, которая уже сейчас признана прорывом в мировой практике (команда реставраторов музея только что вернулась из Флоренции, где на конференции реставраторов докладывала об опыте восстановления репинского холста), а также необходимости решить вторую важнейшую задачу — создать защитную капсулу со специальным пуленепробиваемым антибликовым стеклом для экспонирования работы. Перед прессой работу вынесли в репинский зал и установили на постамент, но для постоянной экспозиции картина вернется на свое традиционное место, в соседний зал Репина. 

Весь этап реставрации, в том числе покупку и переоборудование специального вакуумного стола под размер полотна, по словам директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой, оплатил Сбербанк. Как сказала руководитель музея на пресс-конференции, звонок из Сбербанка 25 мая 2018 года был третьим — вслед за звонком из Минкульта и совета попечителей музея. О том, сколько было в совокупности потрачено на реставрационные работы, не сообщается.

Кто оплатит изготовление капсулы (проект и техзадание в музее уже разработали) и покупку специального стекла (есть два производителя в мире — в Италии и в Японии), пока неизвестно. Как только капсула будет готова, работа «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется на свое историческое место в галерее.  

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+