У царя голубые глаза: в Третьяковке показали отреставрированного «Ивана Грозного»
25 мая 2018 года посетитель Третьяковской галереи — 37-летний житель Воронежа Игорь Подпорин — ударил картину Ильи Репина металлической стойкой ограждения. Холст был прорван в трех местах в центральной части работы, а от падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Тогда музей оценил ущерб произведению в 20 млн рублей. Игорь Подпорин, который объяснял свой поступок тем, что «картина неправильная — Иван Грозный не убивал своего сына, поэтому ее нужно было порвать», был приговорен к 2,5 года колонии общего режима в апреле 2019 года.
Спустя четыре года, 23 мая 2022 года, отреставрированную картину Ильи Репина на несколько часов выставили в Третьяковской галерее, чтобы показать результаты работ журналистам. Редактор отдела культуры Forbes Яна Жиляева побывала в музее и оценила масштаб работы реставраторов.
С первой главной задачей после нападения музей справился: работа отреставрирована, все разрывы холста восстановлены, картина перенесена на новый дублировочный холст, укреплена на паркетажном щите, с нее даже был снят «многодельный пирог» из нескольких слоев осетрового клея и лака, отягчавших авторский холст и затемнявших живопись. Картина заметно посветлела, холсту вернулась пластичность, стали видны детали сюжета и авторская колористика. Теперь в глубине пространства работы заметен интерьер царских покоев, изразцы на печи, арка, и будто бы слева проступает абрис какой-то фигуры.
Но главное — по-другому раскрылась колористика. Оказывается, полотно написано художником не темное, мрачное, с еле заметными фигурами в темно-красных разводах, а все пронизано оттенками теплого красного и розового тонов. На переднем плане — узорчатый ковер, расписные яркие сапоги и блестящий переливами розовых оттенков шелковый кафтан царевича. И темно-красные струи крови на его виске, на руках отца, на лице Ивана Грозного. Угасающий помертвелый, равнодушный взгляд сына и циклопические безумные глаза отца. Правый глаз Грозного, написанный по приему возрожденческой живописи, сверлит зрителя, не отпускает в любой точке пространства. Оказывается, глаза у Ивана Грозного не черные, а голубые. Не зря когда-то работу Репина — силу ее невероятного художественного воздействия, глубокий трагедийный психологизм — сразу оценил Павел Третьяков, купив картину у художника на передвижной выставке в 1885 году.
Первое покушение на полотно совершил еще в 1913 году иконописец Абрам Балашов, трижды ударив картину ножом. Тогда полотно отреставрировали за несколько месяцев, дублировав холст и склеив разрезы осетровым клеем. Из поселка Куоккалы (с 1948 года — Репино. — Forbes Life) приезжал восстанавливать красочный слой сам Илья Репин. Тогда же выявилась «хроническая болезнь» полотна — слабое сцепление красочного слоя с грунтом. Так «Иван Грозный» стал невыездным, более чем за 100 лет в Третьяковской галерее работа покидала стены музея только один раз — в 1941 году в эвакуацию в Новосибирск. После второго нападения в 2018 году силу воздействия картины Репина как проявление власти искусства над человеком даже исследовал исландский художник Рагнар Кьяртаннсон в своей видеоинсталляции «Грозный-Прегрозный» в проекте открытия Дома культуры «ГЭС-2», созданном фондом V-A-C миллиардера Леонида Михельсона.
Пресс-коференция в Третьяковской галерее, на которой впервые за много лет показали «Ивана Грозного» без защитного стекла, зато в окружении охранников, была посвящена итогам реставрации, которая уже сейчас признана прорывом в мировой практике (команда реставраторов музея только что вернулась из Флоренции, где на конференции реставраторов докладывала об опыте восстановления репинского холста), а также необходимости решить вторую важнейшую задачу — создать защитную капсулу со специальным пуленепробиваемым антибликовым стеклом для экспонирования работы. Перед прессой работу вынесли в репинский зал и установили на постамент, но для постоянной экспозиции картина вернется на свое традиционное место, в соседний зал Репина.
Весь этап реставрации, в том числе покупку и переоборудование специального вакуумного стола под размер полотна, по словам директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой, оплатил Сбербанк. Как сказала руководитель музея на пресс-конференции, звонок из Сбербанка 25 мая 2018 года был третьим — вслед за звонком из Минкульта и совета попечителей музея. О том, сколько было в совокупности потрачено на реставрационные работы, не сообщается.
Кто оплатит изготовление капсулы (проект и техзадание в музее уже разработали) и покупку специального стекла (есть два производителя в мире — в Италии и в Японии), пока неизвестно. Как только капсула будет готова, работа «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется на свое историческое место в галерее.