К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Кто такой Поленов?»: на выставке в Твери показывают художников-передвижников

Фрагмент картины Николая Дубовского, «Исола деи Пескатори»
Фрагмент картины Николая Дубовского, «Исола деи Пескатори»
В рамках программы «Большое искусство большой России» в Тверской областной картинной галерее, расположенной в недавно отреставрированном путевом дворце Екатерины II, открылась выставка русского искусства из 42 работ из 16 частных коллекций. Редактор отдела культуры Forbes Яна Жиляева рассказывает, почему ради этого стоит доехать до Твери

«Кто такой Василий Дмитриевич Поленов?» — с громовой интонацией учителя начальной школы спрашивает экскурсовод в усадьбе архитектора Львова Никольское-Черенчицы. В  1780-х годах в глуши под Торжком в своем родовом имении Львов выстроил масонскую пирамиду с 13 каменными плитами в основании, умный дом с паровой машиной в подвале и церковь в форме ротонды с окулюсом и двойным куполом. По периметру храм-ротонда был окружен зеркальным прудом, что создавало оптический эффект — церковь двоилась в глазах гостей, прибывавших в имение по подъездной аллее. До нашего времени не дошли ни пруды, ни аллея, ни главный дом усадьбы, ни даже фамильный склеп Львовых — останки выбросили и растащили в 1918 году. Но церковь устояла.  

Сегодня, глядя с парапета храма Воскресения Христова под  ветром и накрапывающим дождем в заросли рябинника, непросто представить чудесную жизнь усадьбы 200 с лишним лет назад. Как выстрел во время медитации, звучит вопрос про Поленова. После затянувшейся драматической паузы появляется ответ: «Кормилец!» Не оценив остроумной формулировки ответа, экскурсовод  по накатанной продолжает вещать о том, как Василий Дмитриевич Поленов, правнук Николая Александровича Львова, бывая в имении родственников, писал кривую сосну у церкви.

Кормильцами на профессиональном сленге искусствоведы, музейщики и галеристы называют авторов-художников и коллекционеров, благодаря чьим трудам они «кормятся», то есть ведут научную, выставочную, галерейную деятельность. Экскурсанты в Никольском-Черенчицах — участники Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (ICAAD), открывшие накануне в Тверской областной картинной галерее выставку «Передвижники. Русское искусство XIX — начало XX веков», где представили 42 работы из 16 частных собраний. 

 

«Мы и сами — передвижники», — заметил на открытии выставки Василий Бычков, президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дидеров. Семь лет назад конфедерация, в которую входят 52 российских коллекционера-антиквара, запустила региональную программу «Большое искусство большой России». Они уже провели 15  выставок в Звенигороде, Плесе, Калуге, Тарусе, Арзамасе, Владимире. В совместных планах с Тверской областной картинной галереей — четыре выставки на ближайшее время. Активный художественный обмен поддерживает губернатор Тверской области Игорь Руденя, год назад договорившийся о сотрудничестве с Бычковым во время ярмарки в Гостином дворе. Так тверские передвижники стали первой выставкой конфедератов, где доставку и страховку работ оплатили региональные власти. 

Среди работ, которые антиквары-коллекционеры привезли в Тверь, нет великих полотен, но достойно представлены все первые имена русского искусства второй половины XIX — начала XX века: Илья Репин, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Владимир Маковский, Алексей Саврасов. Привезли картину из библейского цикла Василия Поленова «Глас вопиющего в пустыне», созданную в 1890-1900 годах. В 1924 году 12 работ из цикла (всего их было создано около 60)  отправлены на Нью-Йоркскую выставку нового русского и советского искусства, где девять были куплены. В 2011 году картина «Христос и грешница» установила рекорд цены на Поленова на аукционе Bonhams —£4 млн. 

 

В Твери показывают этюд Исаака Левитана к картине «Над вечным покоем», известной всем по школьным учебникам и экспозиции в Третьяковской галерее. На выставку привезли небольшой рисунок маслом с изображением старинных деревянных крестов на сельском кладбище. Представлена авторская копия «Разлуки» Алексея Корзухина, выполненная художником по заказу московского коллекционера Ивана Цветкова, — оригинал у него из-под носа купил Павел Третьяков.  Есть эскиз Виктора Васнецова к его росписи в храме Александра Невского в Софии и рисунок девушки с распущенными волосами Ивана Крамского, эскиз к его картине «Выздоравливающая». 

Алексей Боголюбов, «Вель. Нормандия», 1884 год

Николай Дубовский, «Исола деи Пескатори», 1896 год

Василий Поленов, «Саки. Крым», 1887 год

Владимир Маковский, «Бывший богослов», 1896 год

Семен Никифоров, «В избе», 1904 год

Михаил Нестеров, «Речной пейзаж с пароходами», 1910-е

Алексей Максимов, «Боярышня», 1899 год

Исаак Левитан, «Сельское кладбище», 1893 год

Иван Крамской, «Девушка с распущенными волосами». Эскиз к картине «Выздоравливающая», 1885 год

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+