«Кто такой Поленов?»: на выставке в Твери показывают художников-передвижников
«Кто такой Василий Дмитриевич Поленов?» — с громовой интонацией учителя начальной школы спрашивает экскурсовод в усадьбе архитектора Львова Никольское-Черенчицы. В 1780-х годах в глуши под Торжком в своем родовом имении Львов выстроил масонскую пирамиду с 13 каменными плитами в основании, умный дом с паровой машиной в подвале и церковь в форме ротонды с окулюсом и двойным куполом. По периметру храм-ротонда был окружен зеркальным прудом, что создавало оптический эффект — церковь двоилась в глазах гостей, прибывавших в имение по подъездной аллее. До нашего времени не дошли ни пруды, ни аллея, ни главный дом усадьбы, ни даже фамильный склеп Львовых — останки выбросили и растащили в 1918 году. Но церковь устояла.
Сегодня, глядя с парапета храма Воскресения Христова под ветром и накрапывающим дождем в заросли рябинника, непросто представить чудесную жизнь усадьбы 200 с лишним лет назад. Как выстрел во время медитации, звучит вопрос про Поленова. После затянувшейся драматической паузы появляется ответ: «Кормилец!» Не оценив остроумной формулировки ответа, экскурсовод по накатанной продолжает вещать о том, как Василий Дмитриевич Поленов, правнук Николая Александровича Львова, бывая в имении родственников, писал кривую сосну у церкви.
Кормильцами на профессиональном сленге искусствоведы, музейщики и галеристы называют авторов-художников и коллекционеров, благодаря чьим трудам они «кормятся», то есть ведут научную, выставочную, галерейную деятельность. Экскурсанты в Никольском-Черенчицах — участники Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (ICAAD), открывшие накануне в Тверской областной картинной галерее выставку «Передвижники. Русское искусство XIX — начало XX веков», где представили 42 работы из 16 частных собраний.
«Мы и сами — передвижники», — заметил на открытии выставки Василий Бычков, президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дидеров. Семь лет назад конфедерация, в которую входят 52 российских коллекционера-антиквара, запустила региональную программу «Большое искусство большой России». Они уже провели 15 выставок в Звенигороде, Плесе, Калуге, Тарусе, Арзамасе, Владимире. В совместных планах с Тверской областной картинной галереей — четыре выставки на ближайшее время. Активный художественный обмен поддерживает губернатор Тверской области Игорь Руденя, год назад договорившийся о сотрудничестве с Бычковым во время ярмарки в Гостином дворе. Так тверские передвижники стали первой выставкой конфедератов, где доставку и страховку работ оплатили региональные власти.
Среди работ, которые антиквары-коллекционеры привезли в Тверь, нет великих полотен, но достойно представлены все первые имена русского искусства второй половины XIX — начала XX века: Илья Репин, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Владимир Маковский, Алексей Саврасов. Привезли картину из библейского цикла Василия Поленова «Глас вопиющего в пустыне», созданную в 1890-1900 годах. В 1924 году 12 работ из цикла (всего их было создано около 60) отправлены на Нью-Йоркскую выставку нового русского и советского искусства, где девять были куплены. В 2011 году картина «Христос и грешница» установила рекорд цены на Поленова на аукционе Bonhams —£4 млн.
В Твери показывают этюд Исаака Левитана к картине «Над вечным покоем», известной всем по школьным учебникам и экспозиции в Третьяковской галерее. На выставку привезли небольшой рисунок маслом с изображением старинных деревянных крестов на сельском кладбище. Представлена авторская копия «Разлуки» Алексея Корзухина, выполненная художником по заказу московского коллекционера Ивана Цветкова, — оригинал у него из-под носа купил Павел Третьяков. Есть эскиз Виктора Васнецова к его росписи в храме Александра Невского в Софии и рисунок девушки с распущенными волосами Ивана Крамского, эскиз к его картине «Выздоравливающая».