Мультфильм «Где Анна Франк?»: хороший повод поговорить с детьми о важном и страшном
Однажды в Амстердаме, в знаменитом музее на набережной Принсенграхт, случилось чудо. Накануне начала работы треснуло стекло на витрине, отделявшее знаменитый дневник Анны Франк от внешнего мира, а вслед за ним в воздухе материализовалась Китти, вымышленная собеседница, ставшая лучшей подругой для своей создательницы Анны. Китти растеряна — она-то не знает, что произошло с «хозяйкой» и почему дом, в котором они проводили столько времени вместе, наполнен незнакомыми людьми. Волшебная девочка, которую люди видят лишь за пределами музея, отправляется на поиски Анны, прихватив с собой дневник, без которого она просто рассеивается в пространстве (поэтому для служителей закона Китти становится похитительницей национального достояния). На улицах она знакомится с Питером — беспризорником, который ворует деньги у посетителей музея. Узнав, кто она такая, парень соглашается помочь ей с поисками.
Ари Фольман — режиссер, новые картины которого в киноманской среде не принято пропускать: все-таки не так часто он их выпускает. Насыщенная биография — четыре года службы в Персидском заливе, работа сценаристом на телевидении, а затем режиссером в военно-информационном отделе Армии обороны Израиля — послужила основой для главного шедевра в карьере Фольмана, анимационного документального фильма «Вальс с Баширом». Провокационная картина, осмысляющая Ливанскую войну как коллективную психологическую травму, привела одних в восторг, а для других послужила поводом упрекнуть кинематографиста в «предательстве родины».
Следующий фильм вышел спустя пять лет — «Конгресс», очень вольная экранизация Станислава Лема, балансирующая между игровым и анимационным кино. Работа посвящена «матрицизации» современного мира: голливудские актеры, мечтая о вечной жизни, дают согласие на оцифровку себя в виртуальном мире и теряют связь с реальностью. Утопичную фантазию с замаскированной приставкой «анти-» приняли благосклонно, однако уже тогда отметили, что режиссеру, привыкшему полагаться на богатое воображение, стоит больше концентрироваться на внятности повествования. В общем-то, и богатое воображение режиссера, и проблемы с логикой сюжета нашли свое отражение в новой работе Фольмана.
«Где Анна Франк?» — первый за восемь лет фильм режиссера, основанный на его же одноименном графическом романе, созданном совместно с художником Дэвидом Полонски. В 2014 году Базельский фонд Анны Франк сам обратился к режиссеру с предложением снять фильм на этот сюжет. Язык анимации был выбран как способ привлечь дополнительный интерес к проекту и адресовать его главной аудитории — подросткам и молодым людям, которые менее осведомлены, что такое холокост и его последствия. Об этом говорится в самом фильме в финальных титрах— память о геноциде «выветривается» даже у старшего поколения, что уж говорить о младшем. Собственно, одной большой иллюстрацией этого мультфильм и является — и в другое время можно было бы поставить ему в упрек, что он избирает дидактический метод, усердно «вдалбливая» свои идеи в головы потенциального зрителя. Сейчас же кажется, что именно такое кино и нужно.
Мультфильм разбит на эпизоды, действие которых разворачивается в двух временных пластах. В первом, современном, мире девочка Китти ищет свою подругу, а заодно пытается разобраться, почему в современном Амстердаме на улицах ночуют беженцы, которых насильно вывозят на автобусах в страны, откуда они бежали из-за войны. Во втором, иллюстрирующем главы дневника, Китти общается с на тот момент живой Анной Франк, которая прячется вместе с родителями и другими беженцами от нацистов в знаменитом убежище. Противопоставление этих эпизодов очевидное и слишком уж лобовое, сродни агитационным приемам — как будто сказывается армейский опыт Фольмана. Можно посетовать и на киноформат, который вынужденно упрощает фантастический мир ожившей Китти: на страницах графического романа он выглядел более органичным и выразительным.
При этом фильм динамичен. События разворачиваются с бешеной скоростью: вот мы осознаем, как взаимодействует с миром сошедшая со страниц дневника Китти, а вот уже вместе с ней оказываемся на улицах Амстердама, оккупированного фашистскими войсками. Они здесь изображены в виде великанов с одинаковыми масками на лицах — колоссы, больше похожие на мертвые статуи, чем на людей. Один из самых сильных эпизодов — как Анну от этих чудовищ защищают обожаемые ею античные герои во главе со столь же обожаемым Кларком Гейблом, знаменитым актером старого Голливуда: образы классической, нерушимой культуры атакуют абсолютное, безликое зло. Конечный вывод понятен: искусство и многолетний опыт гуманизма победит, ведь иначе и быть не может.
Для взрослого человека мультфильм Фольмана будет, возможно, интересен в первую очередь как прекрасный визуальный опыт: художница Лена Губерман, уже работавшая с Фольманом над «Конгрессом», применила новаторскую технику, «обрисовывая» фотографии реального Амстердама. Но ничего же нового в плане смыслов и идей «Где Анна Франк?» не предлагает — финал и вовсе оказывается чрезмерно сказочным для того, чтобы вести о нем взрослый разговор.
Но как повод для разговора с ребенком и инструмент просвещения это отличная работа. В конце концов, мультфильмы — контент, ориентированный в первую очередь на детей. И прекрасно, что важные и актуальные вопросы можно осветить простым и понятным языком.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора