Вечный вклад: как эндаументы дореволюционной России меняли жизнь, медицину и науку
Благотворительный фонд Владимира Потанина и Московская школа управления «Сколково» при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации 19 апреля провели VI Форум «Эндаументы 2022». Уже шесть лет этот форум становится просветительской, образовательной и аналитической площадкой, объединяющей представителей НКО, бизнеса и государственной власти для обсуждения целевого капитала.
В этом году участники рассмотрели возможности кризисного управления финансами с учетом законодательной базы целевых капиталов, а также обратились к истории преодоления кризисов, которые значительно повлияли на развитие эндаументов в России.
Эндаумент — это особый целевой капитал некоммерческой организации, сформированный за счет пожертвований. Организация инвестирует такой капитал (обычно передает в управление), а доход от инвестиций направляет на свои цели. Сами пожертвования, составляющие капитал, не расходуются, а деятельность организации финансируется за счет дохода с заработанных процентов. Самый известный пример эндаумента — Нобелевский фонд, ежегодно распределяющий свои доходы на выплату премий. Но первопроходцами такой формы финансирования стали университеты: например, Оксфордский университет пользуется своим эндаумент-фондом, заложенным еще в 1502 году, а фонд Гарварда насчитывает $37 млрд — это крупнейший эндаумент среди образовательных учреждений в мире.
В современной России эндаументы появились в правовом поле только в 2007 году с принятием закона о целевых капиталах. Хотя понятие «эндаумент» пока еще не закрепилось в массовом сознании, тем не менее такая форма управления капиталом приобретает все большую популярность, рассказывает директор Центра региональной политики РАНХиГС, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Так, на конец 2021 года в России существуют 224 фонда общим объемом 40 млрд рублей — не очень большая сумма, по мнению эксперта, однако ее нишевую значимость сложно переоценить. Только за минувший год в России появилось 34 новых эндаумент-фонда. 75% эндаументов приходится на сферы образования, культуры и искусства.
Между тем явление это совсем неновое. Как показывает история благотворительности с конца XVIII века, целевые капиталы как финансовый инструмент сформировались и успешно существовали в Российской империи. Национальная ассоциация эндаументов даже учредила в 2020 году ежегодный конкурс исторических работ «Вечный вклад», чтобы привлечь профессиональных историков к этой теме.
При поддержке Фонда Потанина доктор исторических наук ИРИ РАН Галина Ульянова, одна из победителей первого конкурса «Вечный вклад», подготовила исследование, которое показывает, что практически вся Россия строилась на вечных вкладах:
«Эндаумент воспринимается как модный, привнесенный с Запада инструмент, но на самом деле в Российской империи существовали десятки тысяч вечных вкладов. Но за время советского периода практически все знание об этом инструменте было утрачено», — рассказала на форуме доктор исторических наук ИРИ РАН Галина Ульянова.
В сборнике «Вечный вклад. Целевые капиталы как основа филантропии России», изданном Национальной ассоциации эндаументов в партнерстве со SBER Private Banking, приводятся самые разные кейсы, демонстрирующие, как на протяжении полутора веков в России была богатейшая традиция создания вечных вкладов, или вечных капиталов. Так, к началу 1859 года в казнах, которые назывались банками воспитательных домов, хранились депозиты на сумму 537 млн рублей — в полтора раза превышавшую годовой бюджет страны.
Именные образовательные стипендии, как рассказывается в одном из исследований, опубликованных в сборнике, также были основаны на «неприкосновенных капиталах». В 1876 году министр народного просвещения Дмитрий Толстой, рассматривая поступившую в министерство просьбу об учреждении именной стипендии, поставил на совете министров вопрос, что будет со стипендией, если у донора прекратится возможность ее финансировать — в связи со смертью или другими обстоятельствами. Итогом этого обсуждения стало единогласно принятое решение об учреждении в России именных стипендий только в том случае, если под них подложен вечный вклад — эндаумент. 14 декабря 1877 года комитет министров утвердил положение, которое называлось «О порядке присвоения особых наименований всякого рода учреждениям благотворительным и общеполезным», позволявшее жертвователям увековечить свое имя или имя близкого ему человека, в честь которого делалось пожертвование, но только если пожертвование обеспечивалось постоянным источником дохода — вечным вкладом.
До революции больше половины доходов благотворительной сферы составляли доходы от целевого капитала, объемы которого поражают воображение, подчеркивает Галина Ульянова: например, в 1902 году бюджет Министерства народного просвещения Российской империи составлял порядка 100 млн рублей, а совокупность денежных капиталов благотворительных учреждений превышала его в 2,5 раза, насчитывая более 250 млн рублей.
Была развитой практика создания небольших вечных вкладов. Только в одном из генерал-губернаторств насчитывалось 2500 именных стипендий, направленных на поддержание среднего и профессионального технического обучения. Практически в каждом регионе, городе, даже крупном селе можно найти историю, связанную с целевым капиталом, отмечает Ульянова.
Для дореволюционной филантропии очень характерна история, рассказанная победителем первого ежегодного конкурса «Вечный вклад» Егором Бутриным, главным археографом Отдела публикации и использования документов Государственного архива Ивановской области. Купец Иван Васильевич Небурчилов оставил после смерти оставил после смерти почти миллионный «неприкосновенный капитал» в пользу города Иваново, подразумевавший создание ряда образовательных стипендий имени завещателя, строительной детской и инфекционной больниц и богадельни, содержание которой обеспечивалось бы на проценты с капитала.
«Такие истории, идущие каждая от местного купца, благотворителя или донатора, вдохновляют, и благодаря им может увеличиться фандрайзинг — потому что бизнесменам и жителям городов, сел, деревень и столиц России гораздо интереснее чувствовать свою причастность к своей истории и возрождать историю благотворительности» , — заключает Ульянова.
Цель эндаумента — стабильное долгосрочное финансирование, отмечает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов, напомнив, что, в отличие от операционных процессов, вклад в эндаумент позволяет поддерживать проекты, требующие вложений в перспективе, например важные исследования в образовательной сфере. Еще одно положительное отличие эндаумента положение, которое называлось «О порядке присвоения особых наименований всякого рода учреждением благотворительным и общей полезным», отсутствие существенной зависимости от текущей экономической ситуации.
В галерее Forbes Life — учреждения дореволюционной России, созданные на базе целевого капитала. Материал подготовлен совместно с оргкомитетом премии «Вечный вклад» Национальной ассоциации эндаументов.