Пикассо из собрания Шона Коннери на торгах, а Серов снова в России: новости арт-рынка
Экспонаты российских музеев частично возвращаются из-за рубежа
Часть работ из коллекции братьев Морозовых, экспонировавшихся в парижском Фонде Louis Vuitton, уже вернулась из Франции. Об этом заявил спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, добавивший, что была разработана «такая юридическая формула, по которой все вещи, которые находятся в Европе, и не только в Европе, будут доставлены в Российскую Федерацию по завершении работы выставок». По его оценке, остальные работы из коллекции Морозовых вернутся в Россию к середине мая. Пресс-службы ГМИИ им. Пушкина и Государственного Эрмитажа сообщили Forbes, что пока работы не прибыли в музей. Пушкинский ожидает первую партию на следующей неделе.
По данным источника Forbes в музее МАГМА коллекционера и бизнесмена Вячеслава Кантора, портрет Тимофея Морозова кисти Валентина Серова, принимавший участие в парижской выставке, вернулся к своему владельцу. Ранее газета Le Monde называла эту работу как одну из двух задержанных во Франции. О судьбе автопортрета Петра Кончаловского из собрания Петра Авена, задержанного по окончании выставки в фонде Louis Vuitton, пока нет сведений.
Вместе с тем экспонаты выставки «Кандинский, Малевич и русский авангард», которая закончилась в сеульском Центре сценического искусства «Седжонг» 17 апреля, пока что не могут вернуться в Россию из-за ограниченного авиасообщения. Ранее сообщалось о том, что «Седжонг» отказался преждевременно вернуть примерно 60 произведений Екатеринбургскому музею изобразительных искусств, который попросил сделать это из-за непростой политической ситуации. Помимо произведений Кандинского и Малевича, на выставке также были представлены работы Гончаровой, Ларионова, Родченко и других художников из нижегородского, красноярского и дальневосточного музеев.
Аукционы: Пикассо из коллекции Шона Коннери на Christie’s, портреты двух королев Елизавет на Sotheby’s
В начале мая на Christie’s продадут сразу две выдающиеся частные коллекции. Про 12 работ, принадлежавших Энн Хендрикс Басс и оцененных в сумме в $250 млн мы уже писали. Собрание Дорис и Томаса Амманн, основателей легендарной цюрихской галереи Thomas Ammann Fine Art, заявлено как, возможно, самая прибыльная распродажа среди благотворительных с момента торгов коллекции Рокфеллеров (в 2018 году она собрала на Christie’s $835 млн). Среди топ-лотов собрания брата и сестры Амманн — «Простреленная шалфеевая Мэрилин» Уорхола, оцененная в $200 млн. Полотно Сая Туомбли 1988 года под названием «Венера над Гаэтой» оценено в $10-15 млн, а датированная 1961 годом работа Роберта Раймана «Без названия» — в $15-20 млн. В общей сложности на дневные и вечерние торги 9 и 10 мая выставлено порядка 100 работ из собрания основателей легендарной цюрихской галереи Thomas Ammann Fine Art.
На парижских торгах Christie’s, намеченных на 30 июня, выставлена бронзовая версия «Мыслителя» Огюста Родена, отлитая уже после смерти скульптора, в 1928 году. Оценочная стоимость лота составляет €9-14 млн. «Мыслитель», как и свыше 230 других работ на аукционе, прежде был частью интерьера парижских апартаментов на набережной Орсе авторства франко-марокканского декоратора Альберто Пинто. Из этой же коллекции на торги выставлены произведения Марка Шагала, Анри Матисса и Ива Кляйна. Как ожидается, в сумме вся эта подборка может принести €26-40 млн.
Порядка $19 млн собираются выручить наследники актера Шона Коннери за написанную в 1969 году картину Пабло Пикассо под названием «Мужской бюст в раме». Она будет продаваться 26 мая на гонконгских торгах Christie’s. Сам Коннери, как утверждают потомки актера, не особенно жаловал позднее творчество художника, считая его слишком «неряшливым». Зато Пикассо любого периода пользуется неплохим спросом в Азии. В прошлом году Sotheby’s продал в Гонконге датированный 1970 годом «Бюст матадора» за 150 млн гонконгских долларов, что сопоставимо с эстимейтом картины Коннери (в пересчете на местную валюту именно в 150 млн гонконгских долларов она и оценена).
Аукцион Sotheby’s пытается привлечь внимание гонконгских коллекционеров масштабной скульптурой Луиз Буржуа в форме паука. Работа 1996 года под названием «Паук IV» будет выставлена на продажу 27 апреля с эстимейтом в $15—20 млн. Согласно оценке представителя аукционного дома, в регионе созрело поколение женщин-коллекционеров, способных бороться за настоящие шедевры западноевропейского искусства: «В среднем за последние пять лет почти половина женщин-коллекционеров, покупающих у нас работы на сумму более $1 млн, были из Азии».
А в честь юбилея правления Елизаветы II Sotheby’s проведет тематическую выставку и выставит на продажу произведения британского искусства. Весь май и июнь в Лондоне, в выставочных залах аукционного дома, будут показывать порядка 50 драгоценных тиар, которые в свое время носила Елизавета. Их дополнят портретами других английских королев. На выставке заявлен легендарный «Портрет Армады» из собрания аббатства Вобурн — изображение королевы Елизаветы I на фоне разгромленной испанской армады. Из новых работ — портрет Елизаветы II, созданный фотографом Крисом Левайном. Снимок впоследствии планируют продать в пользу организации торжеств по случаю платинового юбилея Елизаветы II. На 29 июня Sotheby’s заявил тематический аукцион с работами английских художников, включая Дэвида Хокни, Генри Мура и Бэнкси.
Находки: в Австралии — натюрморт Хеде, в Лондоне — пейзаж Клода Моне
В Австралии обнаружили шедевр золотого века голландской живописи, стоимость которого может составлять до $5 млн. Натюрморт неожиданно нашелся в хранилище Академии Вудфорда, расположенной в штате Новый Южный Уэльс. Он приписывается кисти Геррита Виллемса Хеде, но уже успевшие проанализировать картину эксперты утверждают, что она была написана художником в соавторстве с его знаменитым отцом, Виллемом Класом Хеде. Это существенно повышает стоимость работы, так как произведения Хеды-старшего обычно торгуются на аукционах с эстимейтами в несколько миллионов долларов. Предполагается, что в Вудфорд картина попала благодаря предпринимателю Альфреду Фэрфаксу, племяннику основателя газеты Sydney Morning Herald.
В Лондоне нашлось написанное в 1884 полотно Клода Моне «Осень в Жефоссе», о котором пишет The Art Newspaper. Это малоизвестное произведения французского импрессиониста не упоминается даже в авторитетном каталоге-резоне художника. Владельцем работы оказался британский бренд Marks & Spencer. Компания призналась во владении, анонсировав выставку в Университете Лидса. Согласно легенде, в 1937 году картину приобрел один из сооснователей сети магазинов Саймон Маркс. Попав в частную коллекцию, пейзаж экспонировался публично лишь один раз — в 1963 году в рамках выставки в лондонской галерее Тейт. Перед своей смертью вдова Маркса завещала «Осень в Жефоссе» компании. Сначала она украшала собой кабинет директора Marks & Spencer на Бейкер-стрит, но в 2017 году ее переместили в специальное хранилище. Компания не планирует продавать работу и не называет ее приблизительную стоимость. Как отмечает издание, похожий речной пейзаж в 2019 году ушел с молотка на нью-йоркских торгах Christie’s за $3,5 млн.
Музеи: в Огайо продают Сезанна, в Центре Помпиду получают в дар Бэкона
Британская галерея Тейт не получит дар из работ Фрэнсиса Бэкона. Барри Джул, близкий друг художника, в 2004 году пожертвовал музею свыше тысячи единиц хранения стоимостью в £20 млн, включая эскизы, фотографии и документы из студии Бэкона. С тех пор музей так и не удосужился показать работы публике в должном объеме. Раздосадованный Джул принял решение подарить другую, принадлежащую ему часть наследия художника (порядка 150 рисунков, 10 картин и сотни снимков) парижскому Центру Помпиду.
Американский Музей искусств Толидо из штата Огайо намеревается продать произведения Анри Матисса, Поля Сезанна и Пьера Огюста Ренуара, чтобы пополнить свое собрание работами других авторов. Суммарная стоимость работ, предназначенных для диаксации, то есть частичной распродажи музейных фондов, составляет порядка $65 млн. На майские торги Sotheby’s музей выставит созданную в 1923 году «Вазу с цветами перед портретом» Матисса ($15-20 млн), датируемую примерно 1895 годом «Поляну» Сезанна ($30-40 млн) и «Обнаженную купальщицу» Ренуара 1923 года ($3—4 млн).