К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Колумбия сейчас — Россия в 1990-х»: как релоцироваться в Латинскую Америку

Богота, Колумбия (Фото Getty Images)
Богота, Колумбия (Фото Getty Images)
В марте 2022 года выросло число российских предпринимателей, которые хотят релоцировать свой бизнес или открыть новую компанию в другой стране. Чаще всего россияне уезжают в Грузию, Турцию, ОАЭ и Сербию. Но Павел Недостоев, основатель ивент-агентства Departament и совладелец ресторана Flâner, уехал в Колумбию. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн поговорила с Павлом о том, почему он выбрал для переезда Латинскую Америку и как планирует развивать там бизнес

Павел Недостоев — сооснователь и совладелец ивент-агентства Departament, которое занимается разработкой концепций для мероприятий и пиар-кампаний с 2007 года. В портфолио Departament крупные бренды, такие как Lamborghini, Audi, Ferrari и BMW, музей «Гараж» и Третьяковская галерея, фонд V-A-C, московский отель Four Seasons и многие другие  компании. Также Павлу принадлежат доли в ресторане Flâner и баре Fonoteca. Он является совладельцем клуба янгтаймеров (винтажные автомобили не старше 50 лет) «Ветерок» и сервис-станции по обслуживанию винтажных авто «Юность 83», организатором мероприятия ГУМ янгтаймер-ралли «Большая прогулка». 

— Почему вы решили взять и уехать — причем в Колумбию? 

— Я поехал в Колумбию учиться блокчейну, потому что здесь есть гуру, специалисты. Сейчас разрабатываю интересный проект для креативных индустрий, связанный с этой технологией. Поэтому изначально поехал поучиться и немного попутешествовать как турист — и влюбился в эту страну. Здесь комфортные погодные условия, сумасшедшее разнообразие флоры и фауны. Мое представление о Колумбии сильно изменилось, а сами города, например Богота, Медельин, — это как новый Берлин. Причем образца 2007 года, то есть здесь творческий и экономический бум, новая архитектура и смыслы. Из-за теплого климата у них нет, как я понимаю, таких требований к устойчивости, нет, например, батарей, системы отопления в зданиях. Они строят интересные, фантазийные здания с радикальным озеленением. Тут вообще очень уважают тех, кто занимается экотемой или, например, сельским хозяйством, поэтому здесь такой интересный союз природы, культуры и бизнеса. 

 
Тут встретишь настоящих индейцев, которые ходят без трусов, у которых ядовитые копья и стрелы, которые живут, как 2000 лет назад

Я в эту страну влюбился и уже начал думать о том, чтобы купить в Колумбии какое-то жилье или сделать документы. И нащупал здесь много бизнес-ниш, потому что Колумбия сейчас похожа на Россию конца 1990-х — начала 2000-х. Здесь наблюдается экономический ренессанс, рост ВВП в 2021 году — 9,7%, в полтора раза перекрывающий падение в пандемию 2020-го. Все самые успешные проекты обычно создают иностранцы в партнерстве с колумбийцами, либо колумбийцы, которые получили качественное образование за границей, вернулись в страну и делают что-то интересное.

Здесь достаточно высокий уровень жизни и у богатых, и у среднего класса. Жизнь относительно дорогая, и поэтому здесь практически нет «хиппи», как в Азии, что лично мне нравится. При этом если выехать из города на машине и пройтись пешком вглубь джунглей к берегам Амазонки, где сходятся границы Колумбии, Перу и Бразилии, то тут встретишь настоящих индейцев, которые ходят без трусов, у которых ядовитые копья и стрелы, которые живут, как 2000 лет назад. У них очень интересные культура, религия, отношение к природе. Вот это потрясает! С детства понятно, что инопланетяне не прилетят да и «звездные войны» — скорее фантазия. А вот индейцы, шаманы — это все сохранилось на самом деле. И в наши дни можно прийти и получить совершенно аутентичную эмоцию. Это разнообразие, этот контраст — высокий уровень культуры, экономики, успешные формы коллаборации локального культурного кода и современного мира, продвинутые стартапы и в то же время джунгли, где можно встретить первобытные истории, — и подкупает романтикой. 

 
Павел Недостоев

— Насколько легко сейчас легализовать свое пребывание в Колумбии, получить ВНЖ?

— В этом смысле здесь достаточно комфортно, потому что есть два пути: можно получить резидентство через инвестиции, можно получить ВНЖ через покупку недвижимости — около $170 000. За эти деньги ты покупаешь квартиру в дорогом районе, например «трешку» с тремя уборными и панорамным видом на город, — это красиво. А по стоимости жилье сравнимо с российскими регионами до кризиса. При этом даже как турист ты можешь находиться тут 90 дней, а потом еще на 90 дней продлить себе визу. То есть 180 дней ты находишься в стране легально и дальше выбираешь путь — либо придумываешь работу, либо получаешь ВНЖ.

— Вы говорите, что Колумбия сейчас — Россия 1990-х. Какие отрасли там наиболее развивающиеся? И чем вы планируете заниматься, помимо блокчейна?

 

— Блокчейн не зависит от моей локации, это международный проект. Колумбия — во многом самодостаточная страна. У Колумбии есть свои нефтегазовые запасы, добыча изумруда, золото и огромное биоразнообразие, развитое сельское хозяйство ,собирающее 4-6 урожаев в год. К сожалению, страна находилась в разных конфликтах — в основном, внутренних. Тогда Колумбия была не так привлекательна для «классических» бизнесменов, потому что была страной с высокими рисками. Но относительно недавно все более-менее стабилизировалось, и сюда хлынул огромный поток туристов, в первую очередь из Америки: лететь недалеко, здесь колоритно. Да и сама Колумбия, ее ВВП и скорость развития достаточно высоки относительно других стран Латинской Америки. 

Если говорить про меня, то сейчас мы здесь начинаем историю, связанную с электромобилями: открываем автосалон, будем завозить сюда разные бренды, продвигать эту категорию, строить необходимую инфраструктуру, организовывать фестивали, работать с GR. Второе мое основное занятие — ивент-маркетинг. Здесь очень любят музыку и мероприятия. При этом уровень, конечно, невысокий, как у нас в начале нулевых, наверное. Так что мне есть что привнести —  большие музыкальные и культурные фестивали, технологии работы со светом и так далее. 

— Насколько электромобили как рынок развиты в Колумбии? Совсем пустое поле или что-то уже появилось?

— Кое-что здесь уже есть. Здесь очень лояльное правительство. На ввоз, например, есть преференции по налогам. В поселках, за городом, где обычно живут обеспеченные люди, уже строятся зарядные станции. В плане жилья в Латинской Америке другая история: в центре городов живет нижний и средний класс, а богатые живут повыше, в своих районах. Кроме того, уже есть популярные модели автомобилей. Но в целом много чего еще нет. Наверное, как и Россия, Колумбия находится в начале этого пути.

— Будете ли вы развивать ивент-бизнес в Колумбии? 

 

— Да, я открыл две компании. Одна связана с электромобилями, другая — с организацией мероприятий. Сейчас мы в переговорах с моими друзьями, партнерами, с которыми мы делали огромные проекты и брали много международных наград, работая из России, считаем бизнес-модели. Смотрим, как заходить, на что делать акцент. Ведь у мероприятия несколько доходных статей — в основном это билеты и спонсоры. С билетами все в принципе понятно, а вот со спонсорами — это всегда такая работа по фандрайзингу, личный коннект и прочее. Требуется определенная социализация, но я перспективно смотрю на это, все же креативная индустрия достаточно открыта при наличии определенного таланта и связей.

— Что происходит с вашими бизнесами, которые остались в России? Все-таки, по вашим словам, Departament развился до оборотов в 1 млрд рублей в год. Кто сейчас этим управляет? 

— Мы прекрасно управляем с моими партнерами Юлей Сигоновой и Татьяной Нудельман, потому что еще перед пандемией придумали проект «Оазис» — новую бизнес-модель под новые вызовы экономики. Мы децентрализуем управление нашим бизнесом, отходим от модели, при которой у тебя огромный офис и сотня человек в нем. У нас работают в штате только ключевые специалисты, которые разделяют философию нашего агентства и владеют секретными технологиями организации процесса. Всех остальных людей мы набираем под проект. Мы на рынке уже 15 лет, и у нас сформировался достаточно большой пул HR, и к нынешней ситуации мы подошли с высокой степенью гибкости — мы быстро мобилизуемся и при необходимости моментально ставим на паузу направления, которые клиенты заморозили.

— Планируете ли вы возвращаться? 

 

— Я чувствую себя человеком нашей прекрасной планеты. Но современному предпринимателю с международными амбициями приходится много путешествовать, невозможно сидеть в одной точке. А может быть, возможно? Кто знает. У каждого предпринимателя свой подход и кунг-фу. Мечтаю продолжать запускать новое в России, развивать фундаментальные проекты, такие как образование и социально значимые истории. Но я благодарен Колумбии, и для меня важно с благодарностью относиться к той стране, в которой я строю бизнес. Сейчас, находясь в процессе запуска новых проектов, мой фокус внимания одновременно и здесь, и в России. Приходится много учиться, изучать новые технологии и специфику разных рынков, быть конкурентным и эффективным.

— В Колумбии вы подключаете какие-то локальные деньги, инвестиции или пока все делаете своими силами?

— На данный момент мы работаем с партнерами, используя собственные средства, и провели переговоры с несколькими местными банками по поводу предоставления кредитов. Бизнес достаточно капиталоемкий, если мы будем резко расти, закупать сотни автомобилей, то нам здесь эту историю готовы кредитовать, уверен, мы нашли общий язык с местными партнерами. 

У нас есть конкурентное преимущество перед инвесторами из Америки и Европы — нас не пугают риски развивающейся страны, пережившей разные потрясения

— Насколько спокойно и безопасно себя чувствует российский предприниматель в Колумбии? 

 

— Мне кажется, здесь безопаснее, чем в Тель-Авиве или условном Брянске. И здесь я, наверное, выступаю амбассадором и адвокатом Колумбии. Здесь очень много сделало правительство и народ, чтобы хорошо работали законы. Уверен, что это завоевание, которое обошлось стране недешево, не будет потеряно.  

— Вы планируете развивать бизнесы, которые связаны с PR-составляющей, с медиа. Насколько этот сегмент в Колумбии развит? Как устроено информационное пространство в этой стране?

— Без грамотного PR невозможен современный бизнес. Если ты строишь что-то новое, у тебя сильный продукт или сервис, то PR выходит на первый план. В Колумбии есть своя специфика, конечно. Свои каналы коммуникации, различные медиа и лидеры мнений. Если сравнивать с нашим рынком, то есть интересное различие. Здесь люди больше офлайн. Этому способствует климат, культура, особое значение семьи для колумбийца. У нас длинная зима и много серых дней, поэтому мы погружаемся в онлайн, соцсети или какие-то медиа — рефлексия. А здесь вечно около плюс 20 градусов, все очень ярко, насыщенно, постоянно какие-то вечеринки, тусовки, музыка, сама природа. Мне кажется, люди больше погружены в реальную жизнь, нежели в виртуальную, и это естественно.

— Вы, так или иначе, человек из тусовки, герой социальный. Насколько вам комфортно так резко сменить круг общения и остаться без большого количества знакомств и связей, которые были в Москве?

 

— Сейчас я принимаю делегации друзей и партнеров. Мы активно обсуждаем бизнесы, новую логистику, экспорт и прочее. У моих партнеров здесь бизнес — заводы по производству CBD — достаточно интересный, динамично развивающийся. Разрабатываем продукты и, возможно, откроем ретейл. Ну и блокчейн-проекты, связанные с веб 3.0 и совершенно новыми моделями бизнеса, DAO — децентрализованной автономной  организацией. Мы все уже привыкли работать на фрилансе, по всему миру. Мои сотрудники «раскиданы» по разным странам: в Армении, Грузии, Нидерландах, России, Колумбии, США и Украине. Мы синхронизировались по часовым поясам, у нас встречи, планерки. Все-таки современные технологии — онлайн, видео — позволяют быть достаточно близкими со своими партнерами, друзьями и родственниками.

— Как вы решаете вопросы с деньгами? Российские карты за рубежом не работают, валюту выводить со счетов можно в ограниченном количестве. 

— Я здесь открыл компанию. У меня это заняло месяц. У моего друга это заняло полгода, но уже есть юристы и определенные алгоритмы. Мы достаточно быстро все сделали. Есть своя специфика, я открыл счет с четвертого раза, потому что допускал какие-то ошибки, не хватало некоторых документов, о которых невозможно было сразу предупредить. Здесь, конечно, другой стиль — «на лайтах», так как это «маньяна». Мы, конечно, суперчеткие: то, что в Москве делается по щелчку пальцев, тут может занимать пару недель. Но я иностранец, у меня еще нет статуса резидента, я открыл компании здесь и могу вести деятельность — никаких проблем. По трансакциям, по финансовым трансфертам есть разные инструменты, в том числе криптовалютные, которые у нас не легализованы, но и не запрещены. Преследований нет, поэтому сейчас этим активно пользуются олигархи и бизнесмены, компании. Это все работает.

— Кому вы можете порекомендовать Колумбию в качестве страны для релокации? 

 

— Я считаю, что релокация — это большой и важный шаг и, безусловно, определенный стресс. Нужно как минимум иметь фундамент в виде заработка. То, что сейчас происходит со специалистами, все эти романтические идеи о релокации и о каком-то классном будущем разбиваются, к сожалению, о бытовые и очень простые вещи. Думаю, 50% людей, которые уехали в первой волне, вернутся в Россию, потому что все это достаточно сложно. 

Но предпринимателям, у которых есть свободный капитал, можно в Латинской Америке попробовать что-то новое, связанное с венчуром, рисковое. Если есть за спиной опыт международного бизнеса, логистики, знание испанского языка — это плюс. Почему мне нравится именно Латинская Америка? Во-первых, здесь можно открыть компанию на себя. Во-вторых, схожесть менталитета больше, чем с Азией и арабским миром. Латинская Америка нам намного ближе. В-третьих, очень динамично растет экономика, много свободных ниш, которые предприниматель сразу увидит. Он просто несколько дней побудет тут и уже для себя какие-то вещи отметит. Я думаю, у нас есть конкурентное преимущество перед инвесторами из Америки и Европы — нас не пугают риски развивающейся страны, пережившей разные потрясения. Да и в принципе жители Латинской Америки — открытые и приятные люди. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+