К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кем ты будешь, когда вырастешь: чем молодые предприниматели могут помочь подросткам

Фото Артема Дергунова / ТАСС
Фото Артема Дергунова / ТАСС
Зачем десятки известных предпринимателей и общественников проводят встречи со школьниками по всей России и чем грозит нехватка примеров для подражания у детей? Об этом Forbes Life рассказали молодые предприниматели, объединившиеся в сообщество «Вдохновители», где делятся опытом с подростками и помогают им найти себя
Михаил Палей

«Важно говорить, что пробовать и ошибаться — правильно»

Михаил Палей, сооснователь Всероссийского движения «Вдохновители»

Проблема хорошего примера для подражания у детей была всегда. Подростки могли подражать героям книг, но очень редко существующему человеку, с которым у них могло бы сложиться живое общение. На текущий момент у российских детей практически нет любимого героя внутри страны, которому они могли бы прямо задать интересующие их вопросы.

И это не выдумки, а данные опроса более 1000 подростков, который мы провели совместно с образовательной компанией MAXIMUM Education. 40% опрошенных нами ребят не имеют примера для подражания, а остальные в качестве ориентира называют недосягаемые фигуры: Илон Маск, Павел Дуров, Константин Хабенский, Олег Тиньков. У общества есть огромный запрос на то, чтобы появились современные супергерои, с которыми дети смогут общаться и равняться на них.

 

Но не стоит забывать, что наличие у ребенка героя не является самоцелью. Скорее это возможность ускорить процесс развития и повысить вероятность того, что ребенок выберет именно тот путь, который олицетворяет его герой. 

Всего лишь 23% подростков мечтают не о новом телефоне или путешествии в другую страну, а о самореализации

Безусловно, если у российских подростков нет ориентира перед глазами в стране, то чаще всего эти ориентиры возникают за рубежом. Создается ощущение, что там есть великие и крутые люди, которые меняют мир, а в России таких нет. Этот стереотип убеждает ребенка, что у него нет возможностей для развития. Но это не так, возможностей огромное количество. Проект «Вдохновители» показывает, что каждый человек, вне зависимости от того, с какой точки он начинал, может достичь ошеломительных результатов. У нас в движении есть люди, которые родились и выросли в далеких деревнях, а сейчас у них миллиардные бизнесы.

 

Наша статистика говорит, что всего лишь 23% подростков мечтают не о новом телефоне или путешествии в другую страну, а о самореализации. И это действительно большая системная проблема. Сейчас мы вместе со специалистами выстраиваем методологию, которая позволит приводить ребенка в состояние самоопределения: чем и как ему хочется заниматься.

Эти проблемы начинаются в детстве. Когда родители или педагоги говорят ребенку: «не высовывайся», «не лезь туда», «мир такой, какой есть». У подростка формируется картина мира, где в него не верят, никто ничего не хочет и помогать не будет. С возрастом все это усугубляется. Очень важно говорить, что пробовать и ошибаться — это правильно, что мир гораздо шире и разнообразнее, что каждый шаг может приблизить его к успеху. 

Мария Бородецкая

«Показать, что женщина может быть независимой и вести свой проект»

Мария Бородецкая, Co-Founder и CEO образовательной платформы «Синхронизация»

 

К участию во «Вдохновителях» меня во многом подтолкнула личная история: свою профессию я выбирала спонтанно — прочла несколько книг по маркетингу и загорелась. А о том, что могу быть предпринимателем, вообще не думала до тех пор, пока им не стала. Про бесконечный поиск себя я просто молчу, чего только стоят мои бесконечные подработки в университете: от бармена до консультанта в ZARA. Это только со стороны я выгляжу как успешная девушка, всегда четко идущая к цели.

Моим кумиром, например, вообще был Курт Кобейн. А у него с жизненной стратегией получилось как-то не очень

Было бы круто, если б в детстве рядом со мной был профессионал, который помог мне выстроить жизненную стратегию и найти свой путь быстрее и точнее. Ведь на самом деле проблем с примерами для подражания нет — в России много успешных людей. Но когда ты учишься в школе или на первых курсах университета, эти примеры не приходят тебе в голову, ты мечтаешь о чем-то далеком и недостижимом. Моим кумиром, например, вообще был Курт Кобейн. А у него с жизненной стратегией получилось как-то не очень.

Подростку примерить на себя ролевую модель музыкантов или блогеров очень просто — они каждый день мелькают перед глазами в соцсетях. А вот истории успеха реальных людей в Forbes читает не всякий старшеклассник или студент. «Вдохновители» же помогают понять, что примеров для подражания очень много. Они показывают, что успешные люди рядом и ничем не отличаются от тебя.

Мы в «Синхронизации» думали о том, чтобы предлагать талантливым студентам стажировки и приезжать к школьникам с мастер-классами, но до сих пор не успели воплотить эту идею в жизнь. А «Вдохновители» успели. Поэтому, когда мне предложили присоединиться к проекту, я сразу согласилась: когда к тебе приходит Маша, которая росла и училась в Тамбове, легче поверить, что свой бизнес можешь создать и ты. Что это может сделать обычная девчонка. А это особенно важно, потому что женщин в бизнесе гораздо меньше, чем мужчин. Показать, что женщина может быть независимой и вести свой проект, — это миссия, ради которой стоит быть «Вдохновителем».

Подростки поймут, что не страшно задавать вопросы, постигать что-то непонятное и просить поделиться опытом

Это действительно миссия, как бы пафосно это ни звучало. Предпринимательский сектор влияет на экономику, может улучшать качество жизни людей. А у молодых ребят очень много потенциала. Когда я общаюсь с ними, я понимаю, что им не хватает всего лишь уверенности в том, что они действительно могут сделать что-то свое. И важно рассказывать им, что все возможно.

 

Это, кстати, ответ на вопрос, зачем это нужно мне и, наверное, другим предпринимателям. Иногда такие простые вопросы помогают понять, что ты делаешь и зачем. Делиться опытом — важная особенность нашего движения. Поэтому даже если подростки, с которыми я общаюсь, не станут предпринимателями, они хотя бы поймут, что не страшно задавать вопросы, постигать что-то непонятное и просить поделиться опытом. Что общение — это всегда способ стать лучше. 

Елена Константинова (фото Юлии Майоровой для Forbes Life)

«Нет ничего недостижимого, даже если ты живешь в деревне без интернета»

Елена Константинова, основатель Aerospace-Agro, номинант премии Forbes Woman Mercury Award 2021 в номинации «Наука и инновации»

Я вкладываюсь в развитие подростков, потому что хочу показать им: у вас есть право делать самостоятельный выбор. Часто в 15-17 лет ты очень сильно зависишь от мнения окружающих, от рамок родителей, которые могут ограничивать, не верить в твои амбиции или считать, что какие-то мечты — это просто юношеский максимализм. Важно показать подросткам, что нет ничего недостижимого, даже если ты живешь в поселке или деревне без интернета. Необходимо говорить молодому поколению, что они реально могут воплотить свои мечты в жизнь, может быть, не сразу, но обязательно!

Для меня всегда определяющим фактором являлась уверенность в себе. Я была настолько самоуверенным подростком, который был абсолютно безразличен к мнению окружающих и взрослых, что не верила в то, что у меня может что-то не получиться. Но не у всех есть такая слепая уверенность. Иногда необходим человек, источник вдохновения, который даст мотивацию и уверенность в собственных силах. Наверное, кто-то может восторгаться и брать пример с героев из интернета, но мне кажется, что нет ничего лучше реального, успешного, добившегося своей цели вдохновителя, с которым ты можешь лично пообщаться.

 
Артем Елмуратов

«Молодость дана нам для того, чтобы искать себя»

Артем Елмуратов, сооснователь медико-генетического центра Genotek

Мое общение с подростками — это своеобразная благодарность другим предпринимателям и топ-менеджерам, которые не жалели время на общение с молодежью и вдохновляли лично меня, когда я был студентом. Надеюсь, что подобная мотивация близка не только мне.

Предприниматели знают, насколько важны не только академические знания, но и кругозор. Понимают, как важно это обрести в молодом возрасте, и осознают, что именно надо донести до подростков. В нашем детстве с практически отсутствующим интернетом мы страдали от недостатка актуальной информации, идей и способов своей реализации в обществе. Сейчас проблема зеркальная: информации много, но в ее бесконечном потоке очень сложно найти стоящие идеи. А мы можем этот поток для подростка сделать более направленным. Ну и, конечно, хорошо, когда энергия молодости, отсутствие страха и сомнений сочетаются с широким кругозором и багажом знаний. Но таких людей очень мало и их нужно готовить заранее.

Мы не выбираем будущее в какой-то определенный момент. Нет такой точки. Мы моделируем его каждую секунду

Сейчас ребята могут найти пример для подражания в любой точке мира, хотя онлайн не заменит живые встречи. Необходимо приглашать предпринимателей, ученых, общественных и культурных деятелей в регионы и проводить мероприятия с участием подростков. И наоборот — привозить ребят на предприятия и объекты, созданные бизнесменами. Необязательно в столицы — есть множество других примеров. Иногда нужно просто повнимательнее присмотреться к вашему району, области, округу — и окажется, что такие примеры есть прямо под носом. 

 

Мы не выбираем будущее в какой-то определенный момент. Нет такой точки. Мы моделируем его каждую секунду. Вот я, например: в школе, когда мне было 10 лет, на меня сильно повлияли две вещи — кружок юных математиков при МГУ «Малый мехмат» и экскурсия в главное здание университета. Казалось бы, банальная вещь, но мне очень хотелось с того момента учиться именно на механико-математическом факультете МГУ, куда я в итоге и поступил. 

Потом я узнал о генетических тестах и решил заказать один такой ДНК-тест для себя. В России подобная опция оказалась недоступна, а за рубеж по нашему законодательству биоматериалы для исследований вывозить нельзя. Такое положение дел мне показалось несправедливым, и, объединившись с ребятами с мехмата и биофака, мы начали создавать аналогичный сервис. И когда я узнал, сколько всего интересного происходит в сфере генетических исследований, то буквально заразился этой темой: это и есть то, что меняет мир здесь и сейчас.

При этом нельзя сказать, что была конкретная минута, когда я должен был определить свое будущее раз и навсегда — это ложное и деструктивное утверждение. Молодость дана нам для того, чтобы искать себя. Не надо спешить и заканчивать поиск. И не надо бояться упустить свой шанс. 

Илья Чех

«Для меня работа с подростками — возможность влиять на наше общее завтра»

Илья Чех, основатель и генеральный директор компании «Моторика»

 

На определенном жизненном этапе любой человек набирает огромный жизненный опыт. Потому что любой бизнес — это люди. И в первую очередь мы учимся не создавать продукты и технологии, а собирать команды и вдохновлять их на достижения. Поэтому, на мой взгляд, любой предприниматель уже по умолчанию является вдохновителем, осознанно он это делает или нет. И когда бизнес уже выстроен и работает, появляется желание поделиться своим опытом и знаниями с другими людьми. В первую очередь с детьми, потому что от них будет зависеть будущее. И для меня работа с подростками — это возможность влиять на наше общее завтра. Мне хочется, чтобы было как можно больше предпринимателей и изобретателей, людей, которые не боятся менять мир вокруг себя и развивать его. В будущем я бы с удовольствием инвестировал в стартапы и проекты детей, которых сам вдохновляю сегодня. 

Сейчас любой ребенок из самого маленького города имеет доступ к интернету и знаниям, которые там хранятся. И он без особых проблем может основать успешный международный стартап. Таких примеров очень много. Поэтому я не считаю, что искать примеры для вдохновения нужно именно в регионах, эта история не про локацию, а про мышление, про смелость взяться за что-то неизвестное и рискнуть спокойствием ради мечты. Для ребенка ценность вдохновителя из крупного города или другой страны будет точно такой же, как если бы это был уроженец его города. И я говорю об этом осознанно, как уроженец маленького белорусского города из семьи учителей. 

Сложно сказать, понимал ли я в детстве, чем хочу заниматься. Точно не хотел заниматься бизнесом, но сами видите, что из этого вышло. Важно то, что родители и окружение никак не ограничивали мои идеи и желание двигаться дальше. Я мог выбирать любой вуз, любую профессию, любой город или страну для жизни после школы (но, естественно, за свой счет). Я был воспитан без предрассудков о призвании, мне не закладывали в голову, что надо непременно выучиться, а потом обязательно работать, пусть даже по нелюбимой профессии. Склонность к техническим дисциплинам, увлечение фантастикой и технологиями облегчили мне поиск и выбор профессии. Но мне кажется, что определяющим фактором были свобода выбора и возможность искать себя. И это то, что теперь я передаю подросткам. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+