Пять камней преткновения: как оставить работу в большой компании и не навредить себе
Российский рынок фриланса, по подсчетам PwC, в 2020 году уже насчитывал 14 млн человек, отчасти его рост был обусловлен пандемией. В 2022 году история вновь совершила поворот: центр стратегических разработок (ЦСР) прогнозирует сокращение рабочих мест на 2 млн и увеличение безработицы в два раза. В этом контексте выход из корпоративной колеи для многих может стать внезапным, вынужденным и потребует быстрой адаптации к новой реальности.
Когда мы задумываемся о переходе в свободный полет, мы чаще всего думаем о его финансовой составляющей: кто за что и сколько будет готов нам платить, как на это прожить и, в идеале, не сильно потерять в уровне жизни по сравнению с корпоративным прошлым (или, наоборот, выиграть).
Гораздо меньше внимания уделяется теме психологической адаптации к новой роли и образу жизни. Однако именно способность переосмыслить себя и переизобрести свою операционную модель будет ключевым фактором, который позволит остаться в игре или подтолкнет выйти из нее при первой возможности.
Пройдя этот путь самостоятельно и наблюдая примеры в моем окружении, я сформулировала пять вопросов, которые я бы задала самой себе пять лет назад, чтобы облегчить переход. Кстати, если в свете текущих событий вы решили переехать в другую страну, эти вопросы тоже будут актуальны.
Найдите ответ на вопрос — кто вы?
Доктор философии и эксперт в области внедрения изменений Уильям Бриджес в книге «Transitions» (в разных переводах «Время перемен» или «Трансформация себя») — а до него французский этнограф Арнольд ван Геннеп в «Обрядах перехода» — заметили, что перемены как процесс начинаются с конца. С конца предыдущей реальности. Покидая корпоративный мир, вместе со стабильной зарплатой мы нередко оставляем за бортом нечто более важное: профессиональную идентичность, ответ на вопрос «кто ты».
Бриджес замечает: мы любим существительные. «Бухгалтер», «специалист», «директор по маркетингу». Существительные вызывают уважение. Особенно рядом с названием солидной организации. Но вот ты ушел с работы в надежде создать что-то свое — и с предыдущим существительным распрощался, следующее еще предстоит наработать, а при знакомстве с людьми нужно как-то представляться. Как?
Бриджес рекомендует: попробуйте глаголы. Что я делаю? Что я создаю? Кому и как я помогаю сделать что? Какую проблему я решаю? Получится не сразу, ответы будут эволюционировать, но именно из них со временем вырастет новая профессиональная идентичность.
Какой социальный круг вам нужен и как вы планируете его выстраивать?
В условиях мегаполиса, где много работают и с друзьями видятся раз в полгода, мы нередко закрываем потребности в общении за счет рабочего коллектива. А значит, с выходом в свободный полет их придется закрывать самостоятельно. Как?
- Повседневное общение
Во-первых, ежедневное общение, социализация, физическое и эмоциональное присутствие людей в нашей жизни. Те из нас, кто живет в одиночку, особенно остро это прочувствовали весной 2020 года. Каждая прогулка с собакой и поход в магазин стали восприниматься как выход в свет и повод повзаимодействовать с людьми.
- Сбор информации
Во-вторых, через общение мы собираем информацию: что происходит, что в тренде, что умные люди думают о всевозможных волнующих их материях и предметах. По сути, это информационная диета, и она может быть очень разной: разнообразной, однобокой, полезной и даже вредной. В помощь кружки по интересам, книжные клубы, сообщества при телеграм-каналах, random coffee и т. п.
- Профессиональные контакты и нетворкинг
В-третьих, круг общения — это в том числе потенциальные клиенты, партнеры, инвесторы. Социолог Марк Грановеттер в статье «Сила слабых связей» обращает внимание на то, что для бизнеса и карьеры дальние знакомые («слабые связи») полезнее ближнего круга. Именно через них возможен доступ к новым возможностям и выход на новые рынки.
Наработка и поддержание слабых связей — процесс трудозатратный. Особенно в новой теме или в новой стране. Проще это делать через сообщества— например, сообщества выпускников организаций, к которым вы имеете отношение: бизнес-школ, компаний и т. п. Плюсом таких сообществ, помимо объединяющего опыта, является разнородность: по возрасту, сфере деятельности, географии проживания и т. п. Поэтому там можно найти и клиентов, и менторов, и инвесторов, и партнеров, и сотрудников, и работодателей.
Если таких сообществ у вас нет, возможно, самое время их найти или создать.
Как вы будете оценивать собственную успешность?
Делая корпоративную карьеру, мы привыкаем к некой системе координат, по которой оцениваем свою и чужую успешность. Туда могут входить, например, размер организации, название должности, уровень подчинения, планка по зарплате, количество людей в команде. Также мы привыкаем к обратной связи. Позитивная вдохновляет, но и негативная тоже в плюс: по крайней мере понятно, где мы, и куда нужно двигаться.
С началом свободного плавания система координат меняется. Обратную связь теперь дает рынок, и он не скажет напрямую: «Надо переделать». И не похвалит, если сделано хорошо. Доход сейчас не гарантирует доходов через месяц, зато приносит гораздо большее удовлетворение, чем фиксированная зарплата. Окружающим тоже сложнее понять, молодец вы или нет. И для части знакомых, возможно, ваш рейтинг упадет, по крайней мере вначале. Как к этому относиться — личный выбор каждого.
В ситуации неопределенности хочется найти опору. Желательно, внутреннюю. Выработать свои собственные критерии успешности и показатели эффективности, и даже дать себе право их периодически не выполнять, и все равно оставаться молодцом. Как заметил Саймон Синек в книге «Бесконечная игра», в отличие от футбола, тенниса и других игр с фиксированной продолжительностью, жизнь и бизнес — игры бесконечные. А победа — не счет на табло, а продолжение и совершенствование самой игры.
Как должна измениться ваша операционная модель?
Что будет стержнем вашего расписания — на день, неделю, месяц, год? У человека с карьерой ритм жизни во многом задает работа: начальство, совещания, цели, планы, отчеты. Когда все это остается позади, возникает соблазн сбавить темп и немножко отдохнуть. Однако, чтобы выстроить свое дело, скорость снова придется набрать. Причем уже без внешнего стимула и по каким-то своим новым правилам.
Американский бизнес-консультант Джим Коллинз в Good to Great («От хорошего к великому») сравнивает любое начинание с огромным маховиком. Сначала ты его раскручиваешь — медленно, тяжело, но с каждым оборотом потихоньку ускоряясь. Постепенно маховик разгоняется и начинает вращаться по инерции. Первые несколько оборотов — самые сложные. Усилий много, а результат приходит не сразу. Несмотря на это, нужно продолжать. С другой стороны, важно не разгоняться быстрее, чем можешь себе позволить, иначе можно выгореть — а это снова потеря скорости.
Помогает разбиение календаря на «кирпичики» и добавление рутин и якорных точек. По таким-то дням недели очные клиенты и личные встречи, а по таким-то — только звонки. Утро только мое: зарядка, кофе, лес, собака (и иногда фондовый рынок). Встречи и звонки только с 12-13. Быт максимально на аутсорсе (иначе не получается думать о делах). Спорт в щадящем режиме, он должен приносить энергию, а не забирать. У каждого этот баланс будет свой. Важно, чтобы он был, работал, задавал темп.
Чего в «супе» не хватает для полного счастья?
Порой желание выйти из корпоративной колеи возникает потому, что мы очень многого хотим от карьеры. Деньги, признание, самореализация, импакт, круг общения, интеллектуальный вызов — вот далеко не полный список возможных требований к рабочему месту. Не каждый работодатель и не каждый карьерный трек способны их удовлетворить. Возможно, путь к счастью не в поиске идеальной работы и не в уходе в никуда, а в умной компоновке портфеля проектов.
Это называется «портфельная карьера» (от английского portfolio career). Термин был популяризирован английским теоретиком менеджмента Чарльзом Хэнди и означал выбор в пользу нескольких part-time работ и источников дохода вместо полной занятости. Впрочем, некоторым удается собрать свой «портфель» даже в условиях полного рабочего дня. Помимо основной работы, там может быть, например, доля в бизнесе (если это не запрещено работодателем), преподавание, волонтерство, благотворительность, искусство (музыка, живопись, писательство), коучинговая практика. Не все сразу, конечно.
«Портфель» занимает время, требует дисциплины и приоритизации. Какие-то проекты будут флагманскими, якорными, а какие-то просто для души. Однако в сложные времена «портфель» более живуч, чем просто карьера. Велика вероятность, что хотя бы какая-то его часть удержит вас на плаву финансово и эмоционально.
В английском есть выражение: Never waste a good crisis. И еще одно, про лимоны и лимонад. Все к тому, что кризис, помимо его неприятных аспектов — время возможностей и время перемен. С одной стороны, сейчас имеет смысл особенно крепко держаться за своего работодателя. С другой — если рынок выталкивает в свободный полет, возможно, стоит попробовать поработать на себя. Опыт ценный, результат приходит не сразу. Если получится — прекрасно! Если не получится — небольшой перерыв в трудоустройстве в 2022 году вопросов не вызовет. Многим профессиональным управленцам рано или поздно хочется построить что-то свое. Есть повод начать или хотя бы задуматься о финансовой и психологической стороне перехода. Дорогу осилит идущий.