Финансовое поведение и стресс: почему позитивное мышление — плохой помощник
Взрослое и детское «я» в периоды стресса
Сложные психические процессы лучше всего объяснять в виде метафор. Представьте театральную сцену. На ней постоянно действует рациональное взрослое «я». Когда происходят стрессовые события, все рушится, и на сцене появляется незрелое детское «я», которое прежде пряталось за кулисами. В отличие от взрослого «я», которое последовательно справлялось с текущими проблемами, детское «я» непредсказуемо и бессильно. Психологи называют переход от взрослого к детскому «я» регрессией. Этот процесс у всех индивидуален и зависит от личной истории, особенно от событий, пережитых в детские годы.
Деньги — один из важнейших элементов, который гарантирует стабильность жизни. Некоторые люди выстраивают самооценку через деньги. В русском языке немало устойчивых оборотов, связанных со «стоимостью» человека (чего ты стоишь на самом деле, не стоит и мизинца и т. д.). Ассоциативно люди могут связывать ценность личностных качеств с деньгами, заработком. То есть финансовая стабильность часто является залогом психического комфорта и уверенности в завтрашнем дне. Когда такой уклад нарушается, человек начинает действовать инфантильно. Это может проявляться в крайнем пессимизме или крайнем оптимизме.
Две крайности инфантильного поведения
Если на кризисную ситуацию человек реагирует крайне позитивно и делает вид, будто ничего не произошло, он убегает от реальности. Подобное поведение базируется на инфантильной уверенности, что мир тебя любит, не позволит дать тебя в обиду, позаботится о тебе. Такое бывает, когда родители решали за ребенка все вопросы, оберегая от реальности, и он рос в изолированной от конфликтов тепличной среде. У такого человека не сформируется внутренняя сила, способность брать на себя ответственность за решение конфликтных ситуаций, он будет избегать проблем и не сможет развиваться, обретая новые смыслы. Его детское, а вместе с ним и взрослое «я» будут продолжать верить в помощь вселенной, которая сама все решит за него, как когда-то это делали родители. То есть такой человек делегирует ответственность за свои поступки вселенной, высшим силам.
Инфантильный пессимизм — другая крайность. Он может базироваться на детской истории, где мир в лице родителей был недоброжелателен. Если ребенком, что бы он ни делал, были постоянно недовольны, его детское «я» в кризисных ситуациях может побуждать взрослое «я» отказываться от решения любых проблем, так как все это не имеет смысла. Что ни делай, дальше будет только хуже. Пессимист не делегирует свою ответственность вселенной и высшим силам, он избегает активности, погружаясь в состояние абсолютной беспомощности и уязвимости.
Попасть в одну или вторую крайность означает потерять взрослую способность принимать вызовы, решать возникающие проблемы, встречаться лицом к лицу со стрессовой ситуацией и преодолевать ее. В обоих случаях избегается ситуация конфликта. Во время кризиса редко кто сохраняет свое зрелое, четкое, ясное понимание проблемы, поскольку стресс выключает в человеке взрослое «я».
Стресс как водоворот: рекомендации по спасению
Стрессовые состояния вынуждают нас действовать так, будто мы попали в сильный водоворот. Тревога заставляет человека погружаться в него все глубже: накручивать себя, запускать дела, терять деньги. В панике легко совершать иррациональные поступки, в том числе по части финансов. В итоге из-за потери сил в борьбе с водоворотом есть риск пойти на дно и упустить все шансы вынырнуть на поверхность. Люди с излишне позитивным мышлением, в свою очередь, не понимают грозящей опасности. Они расслабляются, надеясь, что мир о них позаботится, что помощь извне обязательно появится. Беспечность может погубить их еще быстрее, чем паникеров.
Стрессовые ситуации захватывают нас, как водоворот. Нужно найти в себе силы встретить ситуацию достойно и прожить кризис осознанно, обретая новую силу и открывая новые смыслы. Если вернуться к метафоре водоворота, то выбираться из него нужно следующим образом: нырнуть вглубь, уйти в сторону и вынырнуть.
Если мы представим психику в виде моря, любой стресс ударяет по ней, как буря, порождая шторм и огромные волны. Но каким бы неспокойным ни было море на поверхности, по мере погружения в глубину оно успокаивается.
Так же и в глубине нашей психики, как и в толщах морской воды, всегда есть спокойное, свободное от водоворотов тревоги огромное пространство. Очень важно сохранять с ним контакт в любой, самый тяжелый кризис. Тогда, вновь выныривая из него на бурлящую от паники поверхность, человек будет способен на некоторое время сохранить ясность взгляда и зрелый ум. Это поможет ему решать проблемы и принимать нужные решения. Затем его снова неизбежно захватит водоворот страха и тревоги. Он вновь погрузится в спокойные глубины и вернет себе уверенность. Этот цикл в кризисе будет повторяться многократно, но с каждым разом он будет возвращаться на поверхность в более сильном состоянии.
Как найти способ погрузиться в спокойные глубины психики
Интуитивно некоторые люди начинают смотреть сериалы, заниматься искусством, спортом. Крайне важно разрешить себе получать от жизни удовольствие: занятия любовью, мечты о будущем, вкусные ужины, длительные прогулки, душевные встречи с друзьями — нужно не выживать, а полноценно жить. Выживание в водовороте приводит к потере сил, росту отчаяния, уменьшению шансов выбраться из него. Выживание — борьба с водоворотом, которая приведет к изнеможению.
Секрет в том, чтобы найти опору внутри себя и использовать любую ситуацию, которая дает возможность установить контакт с чем-то стабильным. Если успокаивает, отвлекает от состояния тревоги сериал — посмотрите сериал. Если прибавляет сил перебирание денег, как это делал бальзаковский герой Гобсек, — займитесь этим. Однако после каждого такого погружения нужно возвращаться на поверхность, не избегая реальности, а принимая собственные турбулентные чувства.
Правило 20/80 для кризисных ситуаций
Правило Парето о том, что «20% усилий дают 80% результата» можно трансформировать и для стрессовых моментов. Когда человек чем-то обеспокоен, он начинает обсуждать свою тревогу с окружающими, чаще всего с родными. Или бесконечно прокручивать ее внутри самого себя. Круглосуточно проживать свое беспокойство — не лучшая тактика. Оптимально, если обсуждению кризиса в семье или проживанию его внутри будет посвящено около 20% времени, в то время как 80% останется на разговоры о привычных, спокойных и стабильных вещах. То же касается и финансового поведения: все деньги тратить в моменты кризиса нельзя, какой бы ни была ситуация. Должен быть несгораемый запас, который не будет растрачен из-за спонтанных и необдуманных решений.
Вот универсальная формула в любой кризисной ситуации: выживанию посвящать 20% жизни и новым планам — 80%. Такой баланс необходим, поскольку тревога будет держать в тонусе и не позволит строить несоответствующие действительности планы. При этом жизнелюбие позволит двигаться вперед с уверенностью, что ситуация рано или поздно разрешится. В каждом из нас присутствует та часть, которая выживает, чувствует тревогу, уязвимость, невозможность справиться с вызовом, и та часть, которая сохраняет силы, спокойствие, мотивацию к жизни и поиску новых смыслов. Главная задача в любом кризисе — перенести его не просто ради выживания, а чтобы обрести новую силу, стать сильнее.
О финансовой грамотности во время стресса
Высокий уровень финансовой грамотности приносит пользу в состоянии взрослого «я» и бессмысленен для детского «я». Ответственное отношение к деньгам, понимание принципов инвестирования пригодятся лишь при условии стабильности: если не внешней, то хотя бы внутренней. В панике все знания затушевываются, человек начинает делать совершенно абсурдные вещи с точки зрения его взрослого «я». Но если научиться переключаться, успокаивать себя, нырять в глубь водоворота и выныривать на поверхность уже спокойным, то, прежде чем человек снова окажется в тревоге, у него будет время для взвешенных решений. Для таких временных отрезков и необходимы финансовые знания, которые можно разумно применить, улучшив ситуацию.
Важные решения следует принимать в спокойном и ясном состоянии взрослого «я» — того, которое осознает, что оно живет в кризисное время. Это невозможно при отрицании наличия кризиса и его деструктивного воздействия на все сферы внутренней и внешней жизни. Требуется серьезная внутренняя работа, чтобы постоянно погружаться в водоворот, нырять вглубь и вновь выныривать. Финансовые знания можно с пользой для себя применять, только принимая ужас происходящего, свои страхи и тревоги и одновременно сохраняя спокойный зрелый взгляд.
Людей губят не обстоятельства, а сильный страх, что доказал французский врач Ален Бомбар, который в одиночку переплыл Атлантический океан на резиновой лодке. Он исследовал разные способы выживания и пришел к выводам, что люди, которые подверглись кораблекрушению, погибают не от голода, не от жажды, а от страха. Это еще одно состояние незрелого детского «я»: страх блокирует все ресурсы, и в итоге человек погибает.
Об «иммунитете» к кризисам
Есть мнение, что люди, которые прошли 1990-е годы, более устойчивы к переломным моментам. Это верно лишь отчасти: многие не умеют перестраиваться во время кризиса и пытаются всеми способами выживать, а не жить. Сравнение с иммунитетом здесь как нельзя кстати. Устойчивость к одному штамму не гарантирует защиты от других разновидностей вируса. Как иммунная система отреагирует на новый штамм, никто не знает. Так же и со стрессом. Один человек впадает в крайний пессимизм и считает, что его болезнь неизбежна, а ее последствия неутешительны. Другой человек, переболев один раз, заболевает повторно — и его не спасает вера во всесильность антител.
Вот что важно понять: мы уязвимы, но не беспомощны. Между все и ничего, всемогуществом и беспомощностью есть большое живое пространство развития и изменения. Если заболевание или кризис учат нас лучше заботиться о себе, чувствовать потребности организма, осознавать страхи, находить внутри ресурс для поддержки самого себя, то тогда какой бы тяжелой ни была болезнь, из нее гарантированно выходят в более сильном состоянии. При возникновении другой болезни человек сможет опереться не на иммунную систему, которая может снова не среагировать, а на внутреннюю силу и осознанность. Все это в равной степени верно и в отношении проживания кризисных периодов в жизни.
Как найти источник внутреннего спокойствия
Чтобы не пропасть в стрессовом водовороте, важно найти источник спокойствия. Здесь нет универсальных рекомендаций, у каждого это может быть что-то свое. Кризис продолжается, но моменты обращения к внутренним пластам психики, которые всегда стабильны, позволяют справляться с ним наилучшим образом.
Если рекомендовать человеку, который никогда в жизни не рисовал, сесть за мольберт, с ним вряд ли произойдут какие-то положительные изменения. Не факт, что такое занятие будет его увлекать, задействовать страстную часть его личности. Деятельность, которая наполняет внутренним спокойствием, должна захватывать сильнее всех тревог. Нужно пребывать в контакте с собой, чтоб знать пространства своей страсти, в которые можно временно убежать, чтобы спастись от безумного мира.
В источники спокойствия непросто погрузиться, но и выйти из них тоже тяжело. Поэтому необходимо заботиться о себе таким образом, чтобы чувствовать переходные состояния. Есть две крайности: неспособность погрузиться в спокойные глубины своей психики, с одной стороны, и нежелание выныривать, чтобы вновь оказаться в водовороте кризиса. Обе отдаляют человека от действительности, нужно найти баланс между турбулентностью и спокойствием и непрерывно двигаться вперед, продолжая развиваться и изменяться.
Так можно научиться выходить из кризиса с большей силой, лучше понимать ситуации, когда подступает тревога. Чтобы не дать ей поглотить себя тотально, нужно вовремя «нырять» в источник спокойствия. Это позволит быстрее и легче переключаться: сильное проявление тревоги остановить гораздо сложнее. В конце концов, жизнь — это не только состояние текущего кризиса. Рано или поздно он закончится, поэтому так важно создавать нужные условия для продолжения развития и изменения себя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.