Секс, наркотики и баскетбол: каким получился сериал о культовой команде «Лейкерс»
Баскетбол уже не первое десятилетие считается самым кинематографичным видом спорта, ведь сложно найти так много продуктов массовой культуры, связанных, например, с футболом или теннисом. «Лучшая игра с мячом» в этом плане представлена куда более разнообразными картинами: от комедийно-абсурдного «Космического Джема» с Майклом Джорданом до документальной эпопеи «Последний танец» про все того же Джордана.
Тема легендарного состава «Чикаго Буллз» из 1990-х уже успела себя исчерпать, а значит, приходится искать новые истории, которые в драматизме не будут уступать биографии Майкла Джордана и его партнеров. В этом контексте идея рассмотреть, как жила команда «Лос-Анджелес Лейкерс» начала 1980-х годов, выглядит довольно свежей.
После успеха «Последнего танца» (сериал Netflix о Майкле Джордане) HBO тоже решили сделать ставку на баскетбол и создали проект о культовой команде «Лейкерс», в свое время перевернувшей спортивный рынок. «Игра престолов» закончилась три года назад, «Эйфория» высокой производительностью похвастаться не может (всего два сезона за последние три года), а новый флагманский проект, который смотрели бы по всему миру, все никак не может появиться. И, кажется, у сериала «Время Побеждать: Расцвет династии Лейкерс» есть все шансы побороться за вакантное место.
«Шоутайм» (а именно так впоследствии назвали «Лейкерс» того периода) стала первой в истории НБА командой, которая сделала баскетбол частью поп-культуры. Спустя 40 лет клуб из Лос-Анджелеса ассоциируется у нас с Леброном Джеймсом, Коби Брайантом и мерчем с логотипом «Лейкерс», который можно встретить в торговых центрах по всему Земному шару. Фундамент для такой коммерчески успешной модели зародился именно на стыке 1970-х и 1980-х.
Центральными персонажами в сериале выбраны три главных творца истории «Шоутайм» — одиозный бизнесмен Джерри Басс в исполнении Джона Си Райли, а также главные звезды лиги того периода — Мэджик Джонсон, которого сыграл Куинси Исайя, и Карим Абдул-Джаббар (Соломон Хьюс). В свою очередь, на фоне развиваются истории Джерри Уэста, Пэта Райли и других творцов той легендарной команды.
Такое разнообразие персонажей в первых сериях немного сбивает с толку тех, кто с историей команды до просмотра знаком не был. Однако ближе к середине сезона к героям и их характерам начинаешь привыкать. К тому же на руку сериалу играет и то, что это именно история о клубе, а не о личной жизни конкретного персонажа (хотя сначала может показаться, что Мэджику Джонсону здесь и уделена львиная доля хронометража).
Главный герой сериала — все-таки сам клуб «Лекейрс», а также город Лос-Анджелес, праздность которого отлично показана, например, в сцене с вечеринкой в самом начале сезона. А основной посыл проекта передается во фразе, с которой начинается первый эпизод: «Две вещи заставили меня поверить в Бога — секс и баскетбол».
Лос-Анджелес здесь — мир абсолютного гедонизма, который передан через ретро-эффект VHS-камеры и пленочной съемки. Некоторые сцены и вовсе заставляют зрителя думать, что он смотрит не современный сериал, а кино прямиком из начала 1980-х. И как бы все вокруг ни говорили о том, что голливудские попытки сыграть на чувстве ностальгии уже изрядно поднадоели, здесь этот эффект работает на все сто.
Откровенность в образах героев и уникальный стиль чем-то напоминают об «Эйфории» все того же HBO. Но с поправкой на то, что после просмотра «Времени побеждать» не появляется желание лежать и депрессивно смотреть в потолок. Скорее хочется изобрести машину времени и отправиться на 40 лет назад в солнечный Лос-Анджелес.
Но главная жемчужина сериала — режиссерские фишки МакКея. Помните, как в «Игре на понижение» нам в легкой игровой форме объяснили сложные причины мирового кризиса? Здесь все то же самое режиссер проделывает с устройством спортивной индустрии. Персонажи порой обращаются к зрителю, ломают четвертую стену и в некоторых моментах создают впечатление, что мы смотрим не игровое, а документальное кино.
Маккей, к слову, снял только пилотный эпизод, но тем самым задал нужный тон, который позднее раскрывают и другие приглашенные режиссеры. Например, эпизод Джоны Хилла в чем-то напоминает «Волка с Уолл-Стрит», а сцены, в которых показана жизнь темнокожего населения Штатов, и вовсе «отдают» Спайком Ли. На выходе получается настоящая голливудская хрестоматия, в которой каждый сможет найти что-то свое.
Впрочем, несмотря на заданную тематику, от сериала не стоит ждать захватывающих баскетбольных сцен. «Время побеждать» — совсем о другом. Это сериал скорее про бизнес и человеческие отношения, нежели про саму игру. Здесь с гораздо большей вовлеченностью смакуют подготовку к драфту 1979 года и отношение общества к баскетболистам, которое было обусловлено их цветом кожи, чем результаты конкретных игр. Однако на расовом вопросе акцент не делается, так что разговоров о ксенофобии ждать не стоит. Нам просто показывают реалии времени, в котором при выборе игроков менеджеры всерьез задумывались о цвете кожи спортсменов.
Сериал не выдает оценочных суждений о героях и их поступках, чем и подкупает. Нам показывают практически задокументированную историю той команды и ее главных героев (хоть и с серьезной поправкой на то, что это вымышленная история, вдохновленная реальными событиями). Так что если после просмотра «Последнего танца» вам хотелось посмотреть нечто похожее, HBO удалось воплотить ваши мечты в реальность.