К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Без обучения осталось 5 млн студентов»: что ждет российский рынок онлайн-образования

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Зарубежные образовательные платформы ушли из России — вместе с ними ушла одна из возможностей не только создавать качественный контент, но и зарабатывать на нем. Раньше этому способствовал беспрецедентный размер аудитории со всего мира — только на Coursera в момент ухода было около 90 млн обучающихся. Что будет на российском рынке без них — в колонке для Forbes Life рассказывает основатель ФРОО Тарас Пустовой

Нельзя сказать, что российское онлайн-образование подошло к сегодняшнему дню неподготовленным. Вопрос зависимости от иностранных платформ вставал еще в 2014 году и был частично решен. Восемь ведущих вузов (МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО), при поддержке Министерства образования, создали российскую платформу «Открытое образование». Она работает с сентября 2015 года и обучает порядка 2 млн студентов на почти 800 курсах. Для российского бакалавриата платформа играет важную роль, появилось межвузовское взаимодействие. Но нельзя сказать, что она стала «российской курсерой», скорее она встала в один ряд с «иностранцами», которые, кроме бакалавриата, предлагали и обучение на английском языке, и ДПО, и программы магистратуры, в том числе магистерские программы онлайн. 

Часть из этих вузов сделали ставку на Coursera. Другие работали с edX. Вузы вкладывались в работу с иностранными платформами по разным причинам. Одна из них — имиджевая. Университету всегда важно показать массовость, и мировые образовательные лидеры это обеспечивали: у многих вузов было более миллиона слушателей на платформах. Сейчас весь этот охват утерян. Почти единовременно все получили письма о прекращении деятельности. На Coursera был объявлен 90-дневный срок, за который можно закончить курс, а далее новых продаж не будет. Однако  блокировка некоторых административных записей уже произошла, некоторое время назад заблокировали МИФИ, у нас в блокировке несколько «учеток». 

Каковы последствия ухода иностранных образовательных платформ? 

  • Российские вузы потеряли связь со своими студентами, которые учились онлайн через иностранные платформы, некоторые участники смогли отправить письма о сборе контактов, и какое-то количество откликов состоялось. Но речь идет о тысячах имейлов, а не миллионах, как было раньше. Аудитория утекла.
  • Репутационные потери. На платформах не осталось упоминания России и ее образовательных организаций.
  • Проблемы с контентом. Онлайн-курсы существуют как живой организм, в них постоянно вносятся улучшения и замечания. И во многих случаях именно на Coursera была выложена итоговая мастер-копия курса. После отключения не всем удалось скачать бэкапы. Это очень неприятно.
  • Цифровой образовательный след. На платформах хранились данные обо всех студентах за 7 лет. Они были крайне важны для дальнейшего развития конкретного вуза и отрасли в целом. Скорее всего, кому-то удалось выкачать данные, но, к сожалению, не всем. Собрать их снова представляется невероятным. 
  • Невозможность обучать. Некоторые российские вузы встроили Coursera и другие платформы в свой образовательный процесс: было закуплено несколько тысяч лицензий, вплоть до замены некоторых кафедр полностью курсами на иностранных платформах. Так, пострадали, например, НИУ ВШЭ и УрФУ — лицензии сохраняются, а доступа нет, вузы не могут обучать собственных студентов на своих же курсах, потому что процесс шел через платформу. И это наиболее болезненная тема — без обучения осталось около 5 млн русскоязычных студентов.
  • Утеряны вложения. Так, НИУ ВШЭ активно запускала онлайн-магистратуры на Coursera. Там учились сотни студентов. Это огромные финансовые вложения и гигантские обязательства перед людьми, которые поступили в университет и заплатили за обучение. Как будет решен этот вопрос, пока неясно. 

Как меняется работа вузов, коммерческих платформ и обучение студентов 

Уход международных образовательных платформ с открытого рынка имел много последствий. За последний месяц серьезные трансформации произошли не только в системе онлайн-образования, но и вообще во всей высшей школе, лидеры которой делали ставку в своем развитии на межвузовские контакты, взаимодействия и коллаборации.

 
  • Большой потерей стало прекращение онлайн-преподавания зарубежных специалистов в российских вузах, и физический отъезд профессоров — нельзя сказать, что всех, но многих. Закрываются очень знаковые ветви международных образовательных проектов, так из Skoltech вышел MIT (Массачусетский технологический институт). Отношения выстраивались долгие годы, вложения в них были огромны, а разрушились очень быстро.
  • Пострадало онлайн-поступление наших студентов в иностранные вузы. Некоторые компании и эксперты, специализирующиеся на помощи в организации поступления, сообщают о продолжении приема заявок. Однако отсутствие прямого авиасообщения, вопросы по визам и другие «организационные моменты» ставят и физические, и психологические преграды для этого. Боюсь, что о прежнем объеме поступлений речи уже нет.
  • Очные студенты, которые уже физически находятся в Европе, Британии, Америке, Канаде, продолжат обучение до конца семестра. Но их дальнейшие перспективы весьма неясны. И связано это не с каким-либо социальным или национальным давлением. Наоборот, знакомые профессора, например, из University of London рассказывают, что руководство вузов распространяет рекомендации, где говорят о «внимательном отношении» к студентам из России, Украины и Беларуси, — это, по сути, такая просьба «не валить их» на экзаменах. Некоторые вузы оказывают психологическую помощь и просят сообщать руководству о возможном буллинге. Основная причина локдауна в отсутствии законных способов оплаты обучения: из-за нахождения в иной стране при блокировке банковских систем отрезается возможность оплаты, все существующие на данный момент схемы проходят по «серой» границе. Де-факто законопослушные российские граждане без многотысячных счетов в иностранных банках оказались без возможности легально оплачивать и  продолжать образование.
  • Уезжают иностранные студенты. Иногда происходит это не по их собственной инициативе, а по решению стран и их представительств. Такие случаи были, например, в РУДН.
  • Дополнительное профессиональное образование без Coursera пострадало в меньшей степени — количество размещенных курсов было невелико, почти все они концентрировались на российских платформах. В этом плане понесли потери корпоративные клиенты, которые покупали доступ к иностранной платформе ради отечественных курсов, а теперь его нет. Но в области ДПО есть другие негативные изменения. Они связаны с отключением привычных каналов лидогенерации. Наиболее уязвимы сейчас те, у кого основной трафик шел из Instagram и Facebook (принадлежат Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ). Переход в VK и Яндекс.Дзен на текущий момент выглядит логичным, и он произойдет. Но на формирование нового клиентского потока уйдет время, это значит, что кассовый разрыв неизбежен и далеко не все смогут его пережить.

Какие существуют альтернативы?

Основной вопрос, который задают сейчас субъекты российского онлайн-образования: кто станет преемником Coursera и других платформ. Об экспансии индийских и китайских образовательных платформ пока не слышно. Для их входа в российское пространство нужны и адаптация, и перевод. Еще никто из игроков российского рынка не сделал значимую ставку на это направление. Логичным решением будет размещение курсов на отечественных ресурсах в рамках «одного окна доступа» на портале государственной информационной системы ФГИС СЦОС. Однако для этого они должны быть физически перенесены на какую-то из платформ онлайн-обучения. Существует три вида платформ, куда они могут попасть. 

  • Коммерческие игроки, которые к этому более или менее готовы. Я назову те, с которыми имел возможность лично пообщаться на эту тему: Stepik, Teachbase, Универсариум, GeekBrains, SkillBox внутри группы VK. 
  • Национальная платформа «Открытое образование» как ассоциация. Однако есть серьезные вопросы к возможности организации монетизации для тех игроков, для кого она была важным аспектом деятельности.
  • АНО «Университет 2035», учрежденное Агентством стратегических инициатив — это экосистемный игрок с серьезными амбициями и финансированием. 

Вероятнее всего, вузы сами будут принимать итоговые решения по размещению своего контента. Наиболее активные участники рынка, например, Stepik, SkillBox и Нетология ведут переговоры. Кто-то уже принял решение: МФТИ переходит на SkillBox и Stepik, ТГУ выбрал Stepik. К последней платформе идут, потому что туда  переносить контент с Coursera достаточно просто и удобно, включая сложные задания на программирование. ФРОО тоже сотрудничает со Stepik. С другой стороны, стоит отметить, что SkillBox предлагает работу по модели revenue sharing и, кроме переноса курса, может предложить увеличение трафика при последующем разделе прибыли. Вообще все игроки рынка ждут, что Министерство образования соберет рабочую группу с вузами и образовательными компаниями по этому вопросу. Формальная коммуникация состоялась, запросы направлены, но активная фаза каких-либо действий не наступила. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+