Интимная история против эпичности: две премьеры «Сирано де Бержерака» в Москве
«Сирано де Бержерак» в авторском театре режиссера Юрия Погребничко «Около дома Станиславского» — любовный, чувственный, очень нежный и весь в слезах. Поставила спектакль ученица Погребничко Саша Толстошева.
Спектакль Егора Перегудова в МХТ имени Чехова совсем другой — героический, масштабный, отважный и выходит за рамки любовного треугольника. Эта постановка — не только про любовь, а в целом про судьбу поэта, про то, как сохранить достоинство человеку, думающему иначе.
В «Около» «Сирано» такой интимный, что в нем даже отсутствует знаменитый монолог героя «Благодарю!», ответ поэта графу де Гишу на предложение дружить с властью. В МХТ, напротив, эпичность замысла зашкаливает. На сцене стоит стена из старых, наполовину оборванных обоев (сценография Владимира Арефьева). Перегудов, любитель поиграть с пространствами, в течение трех часов «отрывает» обои слой за слоем, стена начинает раздвигаться и открывает проход в разные времена: XVI век, золотое время Голливуда, Первая мировая, оттепель 1960-х, заканчивается все ГУЛАГом и сегодняшним днем. Убитый на Первой мировой войне нежный мальчик Кристиан читает стихи Евтушенко «Мне снится старый друг, который стал врагом».
Есть еще одна разница в постановках: у Сирано в «Около» есть тот самый гигантский нос, который в минуты хрупкой надежды на счастье актер Максим Севриновский снимает. В МХТ спектакль идет принципиально без носа. Убрана самая главная деталь образа поэта, предмет его несчастий.
Севриновский — приглашенный актер, звезда театра им. Вахтангова, и его Сирано— это абсолютно выдающаяся роль. Севриновский играет любовь как хроническую боль. С глазами бездомной собаки, которая ждет хозяина, но знает наперед, чем все закончится. Играет тихо, застенчиво, устав от своего несчастья. Болезненно тонкий актер при глобальной мужской харизме. У Сирано складывается чувственный дуэт с Марией Погребничко, которая играет Роксану. Спектакль идет под мелодию Гии Канчели из фильма «Когда цветет миндаль», и это нежный, очень целостный спектакль про любовь.
В МХТ «Сирано де Бержерак» поставлен на двух звездах. Сирано играет Юрий Чурсин, Роксану — Паулина Андреева. Это приманка в традициях МХТ, где работают самые раскрученные звезды кино и сериалов.
В спектакле Егора Перегудова пока есть две проблемы. Желание сказать все сразу и обо всем и при этом — недостаточность чувств. И Чурсин, и Паулина для любовных чувств кажутся слишком опытными и искушенными. Зато в МХТ накрыт стол буквально для всех слоев населения и всех оттенков убеждений. Для либеральной интеллигенции здесь заготовлено смелое стихотворение Евтушенко, Сирано Чурсина не прогибается перед властью и общая героическая идея спектакля о чести и достоинстве художника станет бальзамом для просвещенной театральной публики. Молодежь потянется посмотреть на студентов Школы-студии МХАТ и Кузьму Котрелева в роли Кристиана, уже звезду молодого состава театра. Многих поманит великолепие поставки, красивые костюмы и отличные поединки.
Многие придут посмотреть на Паулину Андрееву. В «Чайке» в роли Нины Заречной она выезжала на сцену на лошади, а в спектакле Треплева про мировую душу появлялась в золотом космическом костюме Уитни Хьюстон из «Телохранителя». Ее Роксане тоже придали голливудский шик. На ней красиво сидят все костюмы, от формы фехтовальщика, белого мехового манто Мэрилин Монро и черного платья с длинной жемчужной нитью в стиле Chanel до платья new look как у Одри Хепберн в «Римских каникулах». И, конечно, Паулине придумали красивые выходы, от голой ножки из-за шторки до выезда на красной Vespa прямо на передовую Первой мировой.
Так что у москвичей, любящих театр, появился выбор. За красотой — в МХТ, за чувствами — в «Около».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора