К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Уорхол продается за $200 млн, аукционисты ищут русские активы: новости арт-рынка

«Простреленная шалфеевая Мэрилин» Энди Уорхола (Фото EPA / TASS)
«Простреленная шалфеевая Мэрилин» Энди Уорхола (Фото EPA / TASS)
Аналитики арт-рынка строят прогнозы на будущее, шелкография Уорхола c эстимейтом в $200 млн делает заявку на новый аукционный рекорд, а коллекционеры NFT думают, как обезопасить свои вложения. Актуальные новости арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Ситуация на рынке: итоги 2021 года и тренды будущего

Портал Artprice опубликовал ежегодный отчет по итогам 2021 года. Согласно исследованию, суммарный оборот арт-рынка составил $17 млрд, демонстрируя рост на 60% по сравнению с 2020 годом. На мировых торгах было продано почти 664 000 лотов, а средняя цена одного лота составила $25 730. Существенно (с 3% в 2020-м до 20% в 2021 году) выросла доля сделок с современным искусством. В географии аукционных продаж Китай с $5,9 млрд опережает США с $5,7 млрд. Лучше всех по-прежнему продаются Пикассо, Баския, Уорхол и Рихтер. Среди актуальных трендов — увеличение китайских покупателей, акцент на NFT-искусство, благодаря которому происходит значительное «омоложение» арт-сцены, а также непрекращающийся спрос на работы авторов африканского происхождения.

Согласно экспертам Национального фонда искусств США (NEA),  за время пандемии сегмент культуры, включая арт-рынок, просел вдвое сильнее национальной экономики в целом и до сих пор полностью не восстановился.  Другими словами, прогресс есть, но до показателей 2019 года еще далеко. 

 

Влияние санкций: рынок в целом и сегмент русского искусства

Очередной материал на Artnet, посвященный влиянию санкций, носит говорящий заголовок «Российские мегаколлекционеры отрезаны от арт-рынка». В статье идет речь о том, что от введенных ограничений сам рынок мало пострадает, а вот сегменту русского искусства, как и отдельным его ценителям, придется, скорее всего, несладко. Издание приводит слова Джо Викери, которая в прошлом руководила департаментом русского искусства Sotheby’s, а теперь возглавляет собственную компанию по оказанию консультационных услуг Vickery Art и работает главным редактором ежемесячного издания о российском современном искусстве Russian Art Focus: «Рынок русского искусства, несомненно, переживет переходный период, связанный с изменениями, масштабы которых будут зависеть от того, насколько изолированной останется Россия в будущем. Влияние на рынок современного искусства будет минимальным».

 

Викери считает, что объем аукционных продаж русского искусства для рынка в целом несущественен. «Сегодня не существует российских художественных собраний [современного искусства], которые могут сравниться с принадлежащим, скажем, Франсуа Пино. Поэтому отсутствие российских коллекционеров будет ощутимым, но не критическим».

Аукционные дома готовы искать активы российских миллиардеров и ставить рекорды

Аукционные дома Sotheby’s, Christie’s и Phillips подтвердили свою готовность принять участие в международном расследовании, объектом которого станут активы находящихся под санкциями российских миллиардеров, в том числе их художественные собрания. В частности, речь идет о коллекциях Михаила Фридмана (Forbes №11), Романа Абрамовича (Forbes №12), Алишера Усманова (Forbes №7) и других. Вести расследование будет международная оперативная группа Russian Elites, Proxies, and Oligarchs (REPO), состоящая из высокопоставленных чиновников в области финансов, правовых и торговых вопросов США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии, Канады, Австралии и Еврокомиссии. Своей задачей они видят выявление и арест активов попавших под санкции физических и юридических лиц.

 

Christie’s планирует установить новый ценовой рекорд на произведение искусства ХХ века. Ставка сделана на шелкографию Энди Уорхола 1964 года «Простреленная шалфеевая Мэрилин». Оценка лота составляет порядка $200 млн. Уорхол впервые обратился к образу Монро после смерти актрисы в августе 1962 года. Выставляемая на продажу картина относится к серии из пяти разноцветных портретов, для создания которых Уорхол разработал трудоемкую технику трафаретной печати, к которой больше никогда не возвращался. «Простреленной» картину назвали после того, как в 1964 году стопку из четырех «Мэрилин» прострелила из револьвера художница Дороти Подбер. Формально она даже получила на это согласие Уорхола, который думал, что она всего лишь хочет сфотографировать работы (английский глагол  shoot переводится и как «стрелять», и как «снимать». — Forbes Life). Сложная техника, драматический провенас с обширной выставочной историей позволяет экспертам Christie’s сравнивать «Простреленную шалфеевую Мэрилин» по значимости с «Авиньонскими девицами» Пикассо и «Моной Лизой» да Винчи. Текущий аукционный рекорд на работы Уорхола держится с 2013 года, когда на Sotheby’s его «Серебряная автокатастрофа» ушла с молотка за $104,5 млн.

«Простреленная шалфеевая Мэрилин» Энди Уорхола, 1964 год

Sotheby’s провел в Париже первые тематические торги, посвященные исключительно искусству сюрреализма. Суммарная выручка составила впечатляющие $37 млн. Сенсацией стала датированная 1929 годом картина Франсиса Пикабиа «Павония». Она ушла с молотка за рекордные для произведений художника $11 млн. А четыре работы Рене Магритта в сумме принесли $7,8 млн. В начале марта на лондонских торгах Sotheby’s картина Магритта «Империя света» была продана за $79 млн (аукционный рекорд на произведения бельгийского сюрреалиста). Новым владельцем шедевра стал  коллекционер из Азии.

Британский Bonhams продолжает расширяться: он приобрел базирующийся в Массачусетсе аукционный дом Skinner. В январе этого года было объявлено о покупке шведского дома Bukowskis, которому предшествовало присоединение онлайн-платформы The Market и открытие торговой площадки в Париже. Согласно заявлениям представителя Bonhams, за последние три года оборот компании практически удвоился (по оценке The Art Newspaper, за прошлый год он составил примерно $800 млн).

NFT: как обезопасить себя и свой криптокошелек

На фоне роста числа крупных NFT-краж (совсем недавно мошенники обокрали американца Ларри Лоулитта на $2,7 млн, похитив в числе прочего несколько токенов из проекта Bored Ape Yacht Club) The Art Newspaper опубликовала материал о том, как обезопасить себя от мошенников. Эксперты рекомендуют пользоваться не «горячими», а «холодными» криптокошельками (первые постоянно подключены к сети, а вторые — нет). Всегда проверять ссылки перехода во время сделки. Ведь мошенники, например, могут высылать письма якобы от лица портала OpenSea, изменив в адресе всего лишь одну букву. Как утверждают эксперты, самое слабое звено в цепочке блокчейн-безопасности — это сам пользователь. Поэтому одно из главных правил — никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщать личные данные. К тому же риск потери криптокошелька существует и в том случае, если пользователь забыл свой пароль. Поэтому, как ни иронично это звучит, совет экспертов: учите пароли наизусть и храните, а  записи храните в надежном месте.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+