Четкий план на завтра: как помочь людям с ментальными нарушениями преодолеть тревогу
В ситуации кризиса и неопределенности стресс, страх, крайнее волнение испытывает каждый, но людям с ментальными особенностями в такие моменты нельзя просто предложить «взять себя в руки». Чтобы помочь им в такие минуты, необходима помощь тех, кто находится рядом — родственников, наставников или опекунов, — и в разъяснении ситуации, и в создании эмоциональной стабильности.
Опрошенные Forbes Life сотрудники профильных НКО и родственники людей с ментальными нарушениями отмечают, что с конца февраля наблюдается резкий рост тревожных состояний среди их подопечных — новостная повестка, связанная с событиями на Украине, прямо или косвенно влияет на их эмоциональное состояние.
Это объяснимо. Например, по данным исследования Marcus Autism Center от 2020 года, «потребность следовать повседневной рутине может заставлять детей с аутизмом всегда быть начеку в ожидании изменений и тем самым укреплять чувство неопределенности. Им часто бывает сложно реагировать на социальные сигналы. Трудности в считывании социальных сигналов могут мешать социальному взаимодействию и провоцировать еще большую тревожность».
«И мы, и коллеги из других организаций наблюдаем повышенную тревожность у всех наших подопечных независимо от возраста и диагноза, — подтвердила Forbes Life Вера Никитина, сотрудница инклюзивных мастерских «Простые вещи», где работают взрослые люди с ментальными особенностями. — Они переносят такие ситуации хуже, потому что никто не объясняет им, что происходит. Родители, общество, телевизор бурно обсуждают происходящее. Как правило, в негативном ключе. Это беспокойство сильно проецируется на наших подопечных. Иногда ребята могут даже не понимать сути происходящего, но паниковать, потому что все паникуют. И даже если родственники остаются спокойными, им стоит один раз проехать в метро, чтобы это почувствовать».
Мы попросили Веру Никитину составить памятку для родственников, опекунов или наставников людей с особыми потребностями — как сохранить эмоциональную стабильность и помочь своим подопечным в ситуации экстраординарного кризиса, в котором мы все сейчас оказались.
Простыми словами рассказать, что происходит
Есть люди, которые принимают решение не говорить о том, что происходит, чтобы не травмировать своих близких с ментальными нарушениями, — в этой тактике тоже есть смысл. Все действуют по ситуации, каждая семья имеет право на такой выбор.
Но если вы решили рассказать о том, что случилось, называйте вещи своими именами, прямо и честно. Вы можете сказать: «Да, сейчас правда всем тяжело». Возможно, ваши слова вызовут слезы, и потребуется время, чтобы пережить эту новость. Сейчас всем очень сложно найти грамотные слова, но важно не акцентировать внимание на том, кто виноват и кто неправ. Не надо создавать для своих подопечных монстров и врагов — это только усилит эмоциональный фон.
Лучше отвечать на конкретные вопросы. Если человек не задает вопросов о том или ином аспекте кризиса, не нужно отягощать его лишней информацией — это тоже может повысить тревожность.
Разделять в этом разговоре людей по возрасту не стоит — со всеми нужно говорить максимально простыми словами и использовать очень доступные формулировки. Так, чтобы было понятно и детям, и взрослым, и старикам.
Создать план на завтрашний день
Единственное, что может создать ощущение стабильности для человека с любыми ментальными нарушениями (и это относится вообще ко всем людям со сложностями в восприятии мира), — четкое расписание на день. Вы честно говорите: «Да, я не знаю, когда закончится кризис, но у нас есть следующий день, и давай придумаем, как мы его проживем».
Сядьте вечером и составьте подробное расписание на завтра: в девять утра мы позавтракаем, потом мы чистим зубы, потом мы идем в школу/в мастерские и так далее. Чтобы у человека хотя бы на завтрашний день появилась какая-то стабильность. Важно следовать плану и расписанию. Если сказать в такой ситуации человеку: «Подожди месяц, все разрешится», — он придет к вам через месяц с вопросами, на которые у вас может не быть ответов. Никто из нас не знает, как будут развиваться события, но мы можем оставаться более спокойными, если знаем, что у нас спланирован завтрашний день.
Лучше включать в план только самое необходимое, а еще приятное и радостное: если сейчас нет сил, например, на занятия —это нормально, и не стоит себя за это ругать.
Придумывать способы отвлечься
Во-первых, в такие дни важно делать то, что приносит удовольствие и способствует успокоению. Можно делать что-то руками — лепить из глины, клеить, рисовать, делать бусы. В этой работе тоже важны последовательность и монотонность: описывайте ваши действия, фиксируйте их очередность. Планируйте занятия на следующий день: сегодня мы делали из шариков бусы, а завтра будем их раскрашивать.
Во-вторых, началась весна — и можно удлинить прогулки на улице. Выходите хотя бы на 20 минут в день. Во время прогулок важно фиксировать изменения природы — если человек может писать или читать, можно вести дневник наблюдений: «Сегодня я вышел на улицу, видел, как набухли почки и пролетали птицы». Монотонность, последовательность и способность зафиксировать позитивные изменения — все это дает стабильность.
Наконец, важно разбавлять «информационный рацион» позитивными новостями.
Оставаться максимально спокойным самому
Родственники и опекуны людей с ментальными особенностями с годами привыкают, что часть страшной информации до их подопечных не доносится. Они учатся надевать «маску», которая создает иллюзию спокойствия. Потому что иначе можно оказаться в замкнутом круге: вы нервничаете, ваш подопечный нервничает, а последствия его тревоги отражаются на вас. И так до бесконечности и по нарастающей.
Поэтому эмоции переживать нужно, но не в присутствии подопечного. Если хочется заплакать, лучше уйти в другую комнату. Не слушать в его присутствии новости и не обсуждать свои страхи. Если вы решили рассказать человеку о происходящем, можно выделить какое-то время в день, когда вы вместе читаете или смотрите информацию о текущей ситуации — а затем обсуждаете.
Важно, что все перечисленные в этой памятке пункты помогают и самим родственникам, и опекунам людей с ментальными нарушениями.
Говорить о чувствах
Очень важно (особенно для людей с РАС) проговаривать их эмоции и чувства. Для людей с особенностями развития не всегда может быть понятно, что они испытывают в данный момент. Можно рассказать о том, что вам помогает в ситуации, когда вам грустно или страшно, и спросить, что из этих способов подходит вашему подопечному: кому-то помогают слезы, с другими нужно рисовать или слушать музыку. Главное — найти вместе с человеком способы выплеснуть свои эмоции и тревогу, потому что сам он может не понять, как это сделать.
Замечать «красные флажки»
В зависимости от того, находится человек на терапии или нет, вы можете обсудить эту ситуацию со специалистом, который подскажет, какие проявления будут говорить о необходимости врачебного вмешательства.
Обычно родственники таких людей знают и видят проявления ухудшения их состояния — это может быть монотонное повторение слов, бурчание под нос, заламывание рук или выламывание пальцев. У всех это проявляется по-разному, но если такие проявления становятся все более частыми и волнуют вас, то надо обратиться к специалисту. Возможно, он пропишет препараты, которые помогут на время стабилизировать состояние.