Итоги Берлинале-2022: женские победы и камерное кино эпохи ковида
11-дневный фестиваль, который вместе с Каннами и Венецией входит в тройку лучших киносмотров Европы, в этом году провел более короткий конкурс — за семь дней. Это сделали для того, чтобы журналисты могли как можно скорее покинуть Германию во время пика заболеваемости «омикроном». Фестиваль ввел строжайшие санитарные ограничения, но даже несмотря на это, некоторые присутствовавшие на нем кинокритики заболели коронавирусом. Не минула эта участь и звезд — Изабель Юппер не смогла лично получить своего «Золотого медведя» за вклад в кинематограф. Выдающейся французской актрисе должны были вручить почетную награду, однако приехать в Берлин ей не удалось: Юппер заразилась коронавирусом и принимала участие в торжественной церемонии по видеосвязи.
Новое пандемийное время диктует условия и для нового киноязыка. В конкурсе в основном преобладали фильмы с небольшим актерским составом и в ограниченных декорациях, что дает представление о кинематографе эпохи ковида. «Классикой карантинного кино» назвали участвовавший в программе Encounters фильм Бертрана Бонеллло «Кома». Это любовное послание дочери-подростку, которой он также посвятил одну из своих предыдущих картин «Ноктюраму». «Кома» получилась настоящим экспериментом в духе позднего Жана-Люка Годара и говорит на новаторском киноязыке о кризисе, который сейчас испытывает современный мир.
Героиня — юная девушка, которая сидит взаперти в своей спальне из-за карантина и вынуждена общаться со своими подругами только по видеосвязи. Она подписана на канал блогера по фамилии Кома, которая гипнотизирует ее мистическими идеями. Фильм поднимает проблему засилья информационного мусора и экзистенциальных страхов человечества.
Победители
В этом году на премию «Золотой медведь» претендовали 18 фильмов из 15 стран. Победителей на торжественной церемонии наградило жюри под руководством американского режиссера индийского происхождения М. Найта Шьямалана («Шестое чувство»).
Испанский режиссер Карла Симон одержала победу, получив «Золотого медведя» за свой второй полнометражный фильм «Алькаррас». Награду вручил сам Шьямалан, который в своем заявлении отметил, что приз дали за широкий актерский состав. В картине играют как дети, так и люди восьмидесятилетнего возраста, при этом все они — непрофессиональные актеры.
«Алькаррас» — семейная сага о жизни нескольких поколений в каталонской провинции. Привычный ход вещей для этой семьи меняется, когда становится известно, что их плантацию персиковых деревьев собираются отдать под вырубку для установки солнечных панелей. Режиссер создавала фильм, используя автопортрет собственной семьи, которая также выращивает персики в каталонской деревне.
Симон, ранее завоевавшая два приза на Берлинале 2017 года за свой фильм «Лето 1993», сказала: «Я считаю себя дочерью Берлинале, это действительно мой кинодом. Может, мне стоит просто переехать сюда, потому что каждый раз, когда я приезжаю, происходит что-то удивительное». Она также добавила: «Я хотела бы посвятить эту награду небольшим фермерским семьям, которые каждый день возделывают землю, чтобы их плоды попадали на наши тарелки, потому что их способ делать это, уважая природу, вероятно, сегодня является формой сопротивления».
«Серебряного медведя» получила картина «Фильм писателя» южнокорейского режиссера Хон Сан Су. Для Берлинале под руководством Карло Шатриана уже стало традицией ежегодно брать на конкурс новый фильм Хон Сан Су. И третий год подряд южнокорейский режиссер не уезжает из столицы Германии без приза. В прошлом году его картина «Вступление» получила приз за сценарий. А в 2020 году фильм «Женщина, которая убежала» также получил приз за лучшую режиссуру. Хон Сан Су, который всю свою жизнь как будто снимает один и тот же фильм, и на этот раз оказался верен себе. Его картину населяют писатели, режиссеры и актеры, которые с удовольствием гуляют, пьют и спят.
Приз за лучший сценарий вручили Лайле Штилер за фильм «Раби Курназ против Джорджа Буша» немецкого режиссера Андреаса Дрезена. Сыгравшая в картине Мельтем Каптан была удостоена «Серебряного медведя» Берлинале как лучший исполнитель главной роли. Каптан — немецкая актриса турецкого происхождения. Она проделала большой путь к своей награде, с 2003 года играя в американских театрах, позже снимаясь в ряде турецких короткометражных фильмов. Каптан стала членом труппы Английского театра в Марбурге, где впоследствии выступала и в роли режиссера. Параллельно она работала на радио как актриса и сценарист, снималась на германском телевидении.
Главная героиня фильма, награжденного за сценарий, — живущая в Германии турчанка, сын которой без какой-либо вины оказывается узником Гуантанамо. Благодаря помощи адвоката Раби Куназ удается добиться освобождения сына.
Приз российскому фильму
Картина «Трэп» российского режиссера Анастасии Вебер получила награду как лучший короткометражный фильм. Жюри подчеркнуло, что в работе Вебер мастерски переданы фрагменты жизни молодых людей, «застрявших в контролируемом и угнетающем обществе». Вебер получила награду лично. Она сняла «Трэп» в качестве дипломной работы в Санкт-Петербургской школе нового кино. По словам постановщицы, название ленты пришло к ней случайно в самом начале съемочного процесса. В фильме есть отличный хореографический момент, когда драка переходит в танец. Зная требования берлинских отборщиков к фильмам, которые считают главным условием попадания в конкурс создание нового киноязыка, можно предположить, что Вебер справилась с задачей.