Как устроен Дом культуры «ГЭС-2» Леонида Михельсона: главные выставки первого сезона
Общая площадь нового культурного пространства на острове Балчуг превышает 2 га: это историческое здание ГЭС-2 1907 года постройки и здание старинного хранилища водочного магната Смирнова (теперь именуемое пространством «Своды»), специально созданная набережная канала, видовой мост под названием «Бельведер» и посаженная роща из 620 берез и 80 000 кустарников.
По задумке архитектора, дизайн здания «ГЭС-2»продолжает городское пространство. Парадный вход в здание открывается со стороны канала, как визуальное продолжение ступенек набережной, выложенной белой плиткой площади и такого же цвета пола внутри. Эту зону архитектор так и называет «Пьяцца», то есть площадь. Центральное пространство бывшей электростанции стало «Проспектом», на котором на разных уровнях, нарезанных по вертикали, ввысь, к потолку, уместились учебные аудитории, экспозиционные залы, детские мастерские и игровые пространства, книжный магазин и кафе. Сейчас проспект перегораживают четыре студии, оборудованные для проекта открытия «Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона». Исландский художник Кьяртанссон снимет на «ГЭС-2» свою, современную версию «Санта-Барбары».
Первый сезон на «ГЭС-2» продлится до 13 марта 2022 года. Он пройдет под названием «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» и призван проанализировать путь в 30 лет, что прошла постсоветская Россия после падения железного занавеса, когда страна стала объектом западной культурной экспансии.
Над содержательной частью «ГЭС-2» кураторская команда фонда V-A-C работала на протяжении шести лет — все время, пока бюро Ренцо Пьяно вело реконструкцию. Задачей обеих команд было создание демократичного пространства, развернутого, как говорили во времена «Санта-Барбары» на нашем телевидении, «лицом к москвичам». Тщательно проработанные детали интерьера нового пуристского пространства взывают к генетической памяти москвичей разных возрастов с разными стажами проживания в городе: от движущейся вешалки в гардеробе, точь-в -точь как у героини Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит», до фирменного, синего, московского цвета Малевича, которым Леонид Михельсон и Ренцо Пьяно решили покрасить трубы «ГЭС-2», и его же использовали для покраски части балок внутри «ГЭС-2» и даже туалетных кабинок. Эти же детали быта москвичей использовал и исландский художник Рагнар Кьяртанссон, главная фигура проекта открытия. Кьяртанссона, например, заинтересовала мода на проемы в стенах в виде арок, появившаяся в 1990-е, и неологизмы вроде «евроремонт».
Москвичи узнали о Кьяртанссоне осенью 2019 года, когда художник исполнил шестичасовой перформанс «Печаль победит счастье» на площадке Театра им. Маяковского. Зал, задрапированный в тепло-красные цвета, цветочные композиции из бордовых и розовых цветов, сладкие коктейли и монотонное пение мантры «Печаль победит счастье» под звуки ненавязчивого джаза, — перформанс напоминал сеанс регрессивного гипноза, возвращавшего зрителей в период неонатального развития. В этот раз, на территории Дома культуры «ГЭС-2», Кьяртанссон работает масштабнее и не так глубоко.
Отталкиваясь от факта, что «Санта-Барбара» стала первым американским телесериалом, который начали показывать в России в 1992 году, исландский художник Рагнар Кьяртанссон предлагает отмотать пленку истории назад и посмотреть, как мыльная опера сформировала культуру повседневности современной России. Помимо «Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона» в «Доме культуры» открываются еще два больших выставочных проекта. Это в «В Москву! В Москву! В Москву» о стремлении к недостижимому идеалу, который курируют Рагнар Кьяртанссон и художник Ингибьорг Сигурьонсдоттир, и «Я моторы гондолы разбираю на части», посвященный представлениям о карнавале современных российских художников.