Итоги Года науки и технологий в России: пиар-акция или толчок для отрасли
О том, что 2021 год станет Годом науки и технологий, Владимир Путин объявил на заседании попечительского совета МГУ им. Ломоносова 24 декабря 2020-го, а уже 25 декабря был подписан соответствующий указ. «Глава государства поручил своей администрации сформировать оргкомитет по проведению Года науки и технологий. Его сопредседателями будут вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник президента Андрей Фурсенко. План основных мероприятий будет разрабатывать и утверждать правительство РФ», — передавал ТАСС. Сформировать оргкомитет и разработать план мероприятий за шесть предновогодних дней — задача со звездочкой, практически не решаемая. Поэтому в январе сложилась ситуация, когда календарный год уже начался, а Год науки — как будто нет. Ряд «церемоний открытия» Года прошел в нескольких российских городах 8 февраля, в День российской науки.
В этот же день, 8 февраля, обычно проходит флагманская премия по популяризации науки «За верность науке», которую проводит Министерство науки и высшего образования. Победители получают денежные призы, финансовую часть формирует фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Премия была учреждена в 2015-м, во времена министерства Дмитрия Ливанова, ее получали важнейшие популяризаторы и научно-популярные проекты: биолог Александр Марков, астрофизик Сергей Попов, филолог Андрей Зализняк, издания «N+1», «Наука и жизнь» и др.
По логике премия могла дать старт Году науки и технологий, но в этот раз ее перенесли на осень. Перенос премии на неопределенный срок болезненно восприняли в сообществе. «Премия стала традицией, ее ждали. Перенос на осень — это что-то беспрецедентное, особенно в Год науки, — говорит главный редактор портала Naked Science, член оргкомитета первой премии «За верность науке» Егор Быковский. — А сейчас происходит что-то непонятное. Заявки собраны, конкурс вроде бы идет, но на сайте нет ни тайминга, ни даты церемонии, а до конца года осталось два месяца». В плане мероприятий Года науки и технологий, который правительство утвердило 13 марта, вручение премии назначено на ноябрь. В конце марта замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина сообщала, что церемония награждения запланирована на 10 ноября, Всемирный день науки (это материал из декабрьского выпуска журнала, церемония вручения премии «За верность науке» прошла уже после выхода номера в печать, 28 ноября — Forbes Life).
Грамотное целеполагание
Оператором Года науки и технологий назначили АНО «Национальные приоритеты» — организация должна была обеспечивать информационное, организационное и экспертное сопровождение, в том числе, вести сайт «годнауки.рф». На этом сайте опубликованы главные цели: привлечь в сферу талантливую молодежь, повысить вовлеченность профессионального сообщества в реализацию стратегии научно-технологического развития РФ (СНТР) и сформировать комплексное представление граждан страны о реализуемых государством и бизнесом инициативах и достижениях в области науки и технологий. Судя по формулировкам, задачи у Года науки и технологий коммуникационные. В рамках первой цели — про привлечение молодежи — ставилась задача сделать образ ученого более привлекательным, показать перспективы профессии и ее востребованность. Вторая цель — фактически «популяризация» среди научных работников принятой пять лет назад СНТР. Третья цель — классическая популяризация науки. Как пояснили в пресс-службе «Национальных приоритетов», еще одной важной задачей было показать, что российская наука развивается по всей стране, а не только в столицах.
«Мероприятия были ориентированы на все аудитории: научное сообщество, потенциальных будущих ученых, общество в целом, — подтверждает председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Никита Марченков. — Для профессионального сообщества были запущены новые объекты исследовательской инфраструктуры, например исследовательский реактор ПИК и токамак в Курчатовском институте». Речь идет о флагманских проектах НИЦ «Курчатовский институт», президентом которого является близкий к властям член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, активно продвигающий тему развития установок класса «мегасайенс». Реактор ПИК находится в присоединенном к «Курчатнику» Петербургском институте ядерной физики и строится с 1976 года, это один из самых известных научных долгостроев. А «Токамак Т-15», который находится в основном комплексе института, — это модернизация советского проекта для изучения термоядерного синтеза.
«На студентов и школьников были ориентированы экскурсии в лаборатории, посещение учеными школ, — продолжает Марченков. — На широкую аудиторию — научно-популярные передачи, лекции, фестиваль науки NAUKA 0+. Он традиционно прошел с большим размахом в Москве и регионах». Марченков уверен, что с повышением статуса и популяризацией науки Год справился. По его словам, сегодня более 60% родителей готовы поддержать выбор ребенка связать свою жизнь с наукой: «Такого позитивного образа науки не было даже в советское время».
С другой стороны, для тех, кто уже выбрал науку делом жизни, этот год мог пройти незаметно. Ведущий научный сотрудник ИНЭОС РАН Валентин Новиков отметил, что многие мероприятия относились именно к просветительской деятельности: «Исследователь, который большую часть времени сидит в лаборатории, мог не заметить особой разницы, по крайней мере в тех областях, в которых за этот год не открывали масштабные научные установки и не финансировали глобальные новые проекты». По мнению Новикова, польза для такого ученого от Года науки может быть в том, что «теперь ему, наверное, будет проще объяснить обычным людям, чем он занимается». Алексей Иванов, заместитель директора по науке Института земной коры СО РАН, настроен более негативно: «Кроме одного-двух официозных мероприятий, по-моему, ничего не произошло».
В АНО «Национальные приоритеты» убеждены, что научное сообщество в течение года получило повышенное внимание к своей работе: «Организаторы стремились вовлечь максимальное количество представителей профессионального сообщества в проекты и мероприятия Года, в информационные материалы включались данные о конкретных исследованиях, комментарии экспертов». С официальной позицией согласен главный научный сотрудник Нового физтеха Университета ИТМО Сергей Макаров — он отметил, что в этом году значительно увеличилось число запросов на интервью, комментарии и помощь в создании материалов на научные или околонаучные темы.
Все в общий котел
Многие мероприятия в программе Года науки — это не новые инициативы, а проекты, которые успешно реализовались в прошлые годы. Например, всероссийский конкурс для школьников и студентов «Большие вызовы» от образовательного центра «Сириус» проводится с 2017 года, а международный форум технологического развития «Технопром» в Новосибирском Академгородке — с 2013-го. Упомянутый Марченковым всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+ тоже проходит с 2013 года (на базе МГУ в городском масштабе — с 2006 года), а Неделя высоких технологий и технопредпринимательства от «Роснано» — с 2011-го. На вопрос о том, какой бюджет был запланирован на реализацию мероприятий в рамках Года, в пресс-службе «Национальных приоритетов» ответили, что преимущественный формат сотрудничества был партнерским и не требовал бюджетов. Фактически это означало, что оператор предлагал организаторам различных мероприятий информационную поддержку — освещение на сайте «годнауки.рф» и включение в программу Года науки (такое предложение, адресованное оргкомитету премии «Научный журналист года», которую проводят Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки и Merck, имеется в распоряжении редакции).
Упомянутые выше токамак и реактор в Курчатовском институте тоже готовились к запуску до 2021-го. Еще одним ключевым мероприятием в программе Года значился запуск глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD на Байкале. Фактически в марте произошло торжественное открытие — сам проект планировался еще с 1990-х, подготовительная фаза закончилась в 2015 году, сейчас он работает и параллельно модернизируется. О планах «Росатома» создать национальный центр физики и математики на базе Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики в Сарове Нижегородской области (тоже значится в списке ключевых мероприятий Года) генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачев заявлял еще 8 декабря 2020-го. Другое важное открытие — Политехнического музея — пока не состоялось. Музей находится на реконструкции с 9 января 2013 года и по плану должен был заработать еще в июле 2018-го. Затем открытие перенесли на осень 2020 года, но вмешался коронавирус. В конце 2020 года в музее сменился директор, открытие обещают провести в 2021 году, но на момент подготовки материала дата не названа. Эти примеры показывают, что Год науки не стал поводом для быстрого запуска новых масштабных проектов, но включил в себя уже существующие планы, обеспечил дополнительное освещение этих событий, а также попытался дать толчок долгостроям.
Новые просветительские инициативы в рамках Года науки поддерживал бизнес. VK (ранее Mail.ru Group) стала информационным партнером образовательного проекта «На острие науки». «Яндекс» создал просветительский мультимедийный проект «100 вопросов ученому» на базе сервиса «Яндекс.Кью». Стриминговый сервис Okko показал серию научно-популярных фильмов про исследователей из разных областей науки «Россия научная. Великие имена». «Сбер», который не первый год поддерживает фестиваль NAUKA 0+, в этом году учредил собственную научную премию — победителей объявят весной 2022-го, они получат по 20 млн рублей. Как пояснили в пресс-службе «Сбера», компания много лет инвестирует в собственные прикладные исследования и научная премия стала продолжением этой логики. «Лукойл» в рамках своего конкурса социальных и культурных проектов компании вдобавок к традиционным номинациям «Спорт», «Экология» и «Духовность и культура» учредил премию «Инновация», чтобы поддерживать образовательные, научные и просветительские проекты. «В этом году в России наконец-таки закрепилась прекрасная практика: крупный бизнес стал вкладывать деньги в развитие университетов, например, на создание там центров под руководством нобелевских лауреатов», — заметил Сергей Макаров.
Наука из каждого утюга
То, что в России проходит Год науки и технологий, было сложно не заметить. В почтовых отделениях появились тематические открытки, в самолетах, поездах и на вокзалах звучали аудиосообщения, подготовленные совместно с РЖД и «Аэрофлотом», в 74 городах разместили билборды с информацией о достижениях российских ученых. По данным АНО «Национальные приоритеты», на конец октября 2021 года прошло 3732 мероприятия. Несмотря на ковидные ограничения, очно события посетили более 6,3 млн человек, онлайн-охваты достигли 274 млн.
«Основное достижение Года науки и технологий в том, что науку удалось приблизить к школьникам и студентам. Даже люди, далекие от этой сферы, смогли окунуться в научную действительность, со всеми ее сложностями, проблемами и успехами, — убеждена старший научный сотрудник Института неорганической химии им. А. В. Николаева СО РАН Елизавета Лидер. — Хотелось бы, чтобы такие акции, как «На острие науки» и «Ни дня без науки», продолжились и в следующем году. Итоговое мероприятие Года науки и технологий пройдет в декабре. Будем надеяться, что с церемонией закрытия сама наука не закроется от широкой общественности». Завершится Год конгрессом молодых ученых, который пройдет в декабре в Сочи. «В нем примут участие более 3000 исследователей, студентов, аспирантов, они обсудят темы, связанные с приоритетами и большими вызовами научно-технологического развития России», — рассказал Марченков.
Ложка дегтя
Об имидже науки в этом году действительно много заботились, но научная политика в Год науки не всегда оправдывала ожидания профессионального сообщества. Сохранилась и усугубилась проблема требований по повышению зарплат ученых без увеличения финансирования учреждений.
«В 2012 году были майские указы президента, где требовалось повысить зарплату научных сотрудников до 200% от среднего по региону, но финансирование не было увеличено. В итоге многие институты перевели сотрудников на половину ставки, выплачивая столько же, как раньше за полную ставку. В этом году вышел приказ увеличить зарплату инженерному и техническому персоналу и молодым сотрудникам, но финансирование опять оставили прежним. У институтов резко стало не хватать бюджета на исполнение обязательств», — описывает проблему Алексей Иванов.
Финансирование стало меньше на институциональном уровне. Расходы на науку в 2021 году сократились на 6,3% по сравнению с докризисным планом. В 2021 году Российский фонд фундаментальных исследований в соответствии с решением правительства РФ отменил конкурс «А» — самый массовый в России конкурс научных грантов. По решению совета попечителей закрылась стипендиальная программа Оксфордского фонда: Лаборатория социальных наук (SSL), которая финансировалась фондом, была признана иноагентом. Не стало легче и в сфере правового и финансового регулирования.
Несмотря на протесты ученых, а также деятелей культуры и некоммерческого сектора, Госдума приняла, а президент утвердил поправки в Закон об образовании, касающиеся просветительской деятельности и международного сотрудничества. Фактически эти поправки полагают, что просвещение и международное сотрудничество за рамками формальных образовательных программ могут осуществляться только по согласованию с регулятором. Хотя закон вступил в силу 1 июня, до сих пор нет подзаконных актов, в которых были бы прописаны конкретные механизмы его применения. Не решена застарелая проблема российской науки — низкая скорость снабжения реактивами и расходными материалами, связанная с работой таможни. Были в Год науки и резонансные аресты и задержания ученых. За год в СИЗО по обвинению в госизмене оказались два физика — 73-летний директор петербургского Научно-исследовательского предприятия гиперзвуковых систем Александр Куранов и профессор Центрального аэрогидродинамического института Валерий Голубкин. По делу о коррупции задержан ректор «Шанинки» Сергей Зуев.
Что будет дальше
При этом можно считать, что Год науки как пиар-акция оказался успешным. Никогда в новейшей истории тематический год не звучал так громко — ни 2020-й, Год памяти и славы (в стране прошло 55 мероприятий, 11 из них онлайн), ни 2019-й, Год театра (привлек около 6 млн зрителей), ни 2018-й, Год добровольца и волонтера. Впервые на рекламных щитах в больших городах появились лица молодых ученых, лаборатории открылись для людей, а ученые вышли из них на мероприятия с серьезным охватом. Все это сыграло большую роль в популяризации науки. Однако такой результат удовлетворил не всех ученых — многие ожидали деятельных изменений для самой науки.
Как минимум одно важное наследие для науки и образования 2021-й оставил — запустилась программа «Приоритет-2030», ставшая логичным продолжением успешной программы повышения конкурентоспособности российских университетов «Проект 5–100», которая завершилась в 2020-м и ставила своей целью попадание не менее пяти российских вузов в сотню лучших по версии авторитетных международных рейтингов. Новый «Приоритет-2030» не завязан на рейтинги, зато его бюджет предусматривает гранты от 100 млн до 1 млрд рублей лучшим университетам, а количество участников выросло до 106 вузов. «Такие долгосрочные программы крайне важны для создания стабильных и престижных рабочих мест в области науки для привлечения в Россию талантов со всего мира и ускорения развития страны», — подытожил главный научный сотрудник Университета ИТМО Сергей Макаров.