Сколько ABBA заработали за свою карьеру и как новый альбом сделает группу еще богаче
Слухи о воссоединении
«Никакие деньги не смогут изменить наше решение — так в 2014 году солистка ABBA Анни-Фрид Лингстад отвечала ирландской телерадиокомпании RTÉ на вопрос о воссоединении группы. — Может, иногда мы и говорим, что было бы неплохо записать вместе песню, только записать, и все. Но я не знаю, случится ли это». Предположения, что участники группы сойдутся снова, регулярно циркулировали в медиа, хотя в 2000 году музыканты утверждали, что отказались воссоединиться даже за миллиард долларов, которые им предложил некий британско-американский конгломерат за выступления на 250 шоу.
В разговоре с RTÉ Анни-Фрид признавалась, что бывшие участники ABBA встречались в январе 2014-го, чтобы обсудить, хотели бы они сделать нечто особое к 40-летию победы песни Waterloo на «Евровидении», открывшей им путь к мировой славе. Через два года после этого, в июле 2016 года, шведский квартет впервые за 30 с лишним лет собрался на одной сцене во время исполнения песни Me And I с альбома Super Trouper, хотя тогда музыканты снова опровергли слухи о воссоединении (британские издания утверждали, что даже за это небольшое выступление предложили около $27 млн).
Money, money, money
Участники ABBA относятся к числу самых богатых исполнителей в поп-музыке. С момента основания группы по всему миру продано около 400 млн ее альбомов. Кроме этого, Ульвеус и Андерсон — авторы трех успешных мюзиклов («Шахматы», «Кристина из Дувемола» и Mamma Mia!), а еще продюсеры фильма Mamma Mia! и его продолжения. Одноименный мюзикл посмотрели более 65 млн человек, за все время на сцене Mamma Mia! собрал кассу больше чем $4 млрд. Mamma Mia! и его первая экранизация к 2016 году принесли Ульвеусу и Андерсону $60 млн, сколько они получили за следующие годы, публично не раскрывалось. Оба участника мужской части ABBA к тому же постоянно пишут музыку для кино и сериалов. Ульвеус, кроме этого, решил и дальше тиражировать успех Mamma Mia! и открыл одноименный ресторан.
Ульвеус и Андерсон написали большинство песен для ABBA, и хотя разница в выплатах роялти не сильно сказалась на доходах участников группы, из-за денежных отчислений музыканты поссорились со своим бывшим агентом и соавтором многих хитов Стигом Андерсоном. Участники ABBA утверждали, что Стиг заключил с ними контракт, который позволил ему незаконно завладеть семью миллионами долларов, принадлежавших квартету. Дело решилось без суда, а Анни-Фрид Лингстад оказалась единственной из квартета, кто решил продать свою долю в компании и не требовать старых роялти, ставших причиной конфликта. При этом ее активы все равно оцениваются в $300 млн, часть из них, впрочем, — наследство, доставшееся после смерти мужа принца Генриха Руццо Рёйсс фон Плауэна в 1999 году.
Виртуальная ABBA
Участникам ABBA не нужно возвращаться на музыкальную арену и давать концерты, чтобы заработать себе на жизнь. К тому же за время многочисленных турне как минимум у Агнеты Фельтског развилась фобия, из-за которой ей трудно выходить на сцену и выдерживать перелет. Но будущий тур шведского квартета, который с успехом — в этом можно не сомневаться — пройдет в следующем году, это не классические гастроли и не совсем концерт той ABBA, к которой мы привыкли. Все концерты будут идти на специально построенной площадке в Лондоне, а вместо живых музыкантов группы на сцене появятся их оцифрованные копии — аббатары, на сцене им будет аккомпанировать ансамбль из десяти живых музыкантов.
В интервью Guardian Ульвеус и Андерсон (Лингстад и Фельтског согласились на воссоединение, в том числе при условии, что не будут общаться с прессой) уточнили, что речь идет не про голограммы, хотя аббатары задуманы как двухмерная проекция на экран. Танцы для цифровых копий музыкантов поставил знаменитый хореограф Уэйн Макгрегор, а голоса ABBA для озвучки аббатаров записывались специально для шоу, судя по тому, что музыканты рассказали The Guardian. Но, скорее всего, то, как звучат голоса аббатаров, станет известно только в мае 2022 года, когда начнутся первые концерты.
О появлении «виртуальной» ABBA стало известно пять лет назад, когда продюсер Spice Girls Саймон Фуллер, инвестирующий в технологии виртуальной реальности, подписал с музыкантами контракт. Фуллер предложил музыкантам придумать новую концепцию концертов, где квартету не пришлось бы выступать лично. Продюсер хотел, чтобы ABBA сделали такой концерт для телевидения, но Ульвеусу и Андерсону не понравились эти условия. Они обратились к компании Industrial Light & Magic, которой сейчас владеет Disney, и придумали вместе с ней свою версию цифровых клонов участников ABBA. Так появились аббатары.
Конечно, всех волнует, что будут петь аббатары вместе с ансамблем из десяти человек. Выяснилось, что из-за длительного процесса оцифровки из новых песен ABBA подготовили версии только двух композиций, вышедших синглами I Still Have Faith In You и Don’t Shut Me Down, первая из них должна была появиться еще в декабре 2018 года. Что еще представят музыканты, пока секрет: известно лишь, что кроме хитов они планируют напомнить о своих менее популярных песнях.
Изначально ABBA собиралась записать всего две композиции, но в итоге свежего материала хватило на целый альбом. В Voyage девять совершенно новых песен, а еще одна завершенная композиция — Just A Notion. Вокал для нее музыканты записали еще в 1978 году, а теперь сделали современную аранжировку.
Живая история закончилась
Voyage уже разделил поклонников группы на два лагеря: если первые радуются возвращению любимой группы и ценят их решение не поддаваться современным тенденциям, то другим не хватает фирменного звука, за который отвечал звукорежиссер Майкл Третов. Тем не менее чуть больше чем за неделю Voyage возглавил хит-парады Великобритании, Ирландии, Германии, Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, Франции, Голландии и, конечно же, родной для ABBA Швеции. Лучшие показатели у них в Великобритании и Германии. В Соединенном королевстве группа побила рекорды по предзаказам — покупку альбома заранее оформили 111 000 человек. Из 204 проданных копий альбома 90% приходится на физические носители, 30 000 из них — виниловые пластинки, и это лучший результат для такого формата в XXI веке, сообщает сайт британского хит-парада. В Германии также продано более 200 000 копий Voyage, и тоже сообщается, что это больше, чем общее количество проданных копий остальных 99 участников хит-парада. Кроме прочего, альбом оказался на втором месте чарта Billboard. За 40 лет ABBA удалось покорить и американский рынок, в прошлый раз альбом The Album шведского квартета занял в рейтинге лишь 14-е место.
Критикам в целом тоже понравилась новая пластинка шведского квартета. По данным агрегатора Metacritic, который дает оценку альбому на основе положительных и отрицательных отзывов, The Voyage набрал 72 балла из 100. Но если вчитаться в рецензии, становится ясно, что тексты новых песен — не самая сильная сторона новой пластинки. Например, в одном из отзывов на сайте AllMusic композиции Bumblebee и Little Things называют неудачами, которые мешают полноценному триумфу альбома.
При этом журналистка The Guardian Джуд Роджерс в своей рецензии (один из немногих негативных обзоров) пишет, что Voyage — это не устаревшая музыка, а неотрефлексированное творческое прошлое группы. Журнал New Musical Express (NME) также отмечает: тот факт, что Voyage вообще появился на свет, — настоящее чудо в мире поп-музыки, и дальнейшее обогащение за счет новой пластинки музыкантов не интересовало. Другие критики, положительно оценившие релиз, пишут, что, несмотря на некоторые промахи музыкантов, скепсис в отношении пластинки уступает место очарованию от творчества шведского квартета. И хотя в Voyage нет ничего нового (впрочем, Ульвеус предупреждал, что ABBA не собирается соревноваться с современным поколением поп-музыкантов), уже сейчас продажи пластинки показывают, что мир с нетерпением ждал возвращения легендарной группы. Только на этом живая история шведского квартета точно закончится, ведь Voyage, как говорят музыканты, стал их последним совместным альбомом. Хотим мы того или нет, настоящей ABBA больше не будет, со следующего года у нас останутся лишь аббатары.