Фонд Тинькова оценил необходимые расходы на борьбу с лейкемией в России
Из доклада, подготовленного Фондом семьи Тиньковых, Центром стратегических разработок и НИУ ВШЭ, который есть у РБК, следует, что в 2019 году расходы на оказание помощи онкогематологическим пациентам составили почти 25 млрд рублей — это расходы как самих пациентов, так и НКО. Согласно расчетам авторов, на лечение таких пациентов (это как минимум диагностика, предтрансплантационный период, рекрутинг доноров, расходы на саму трансплантацию), государство должно тратить как минимум 97 млрд рублей ежегодно. Это и увеличение числа диагностируемых (с нынешних 46 500 до 81 000 человек в год), и увеличение числа самих трансплантаций, как следствие — увеличение расходов посттрансплантационного периода.
Кроме того, нужны деньги и для эффективного развития онкогематологической помощи: для этого требуется дополнительно около 102 млрд рублей потенциальных инвестиций. В первую очередь это создание центров трансплантации. Кроме того, необходимы инвестиции в диагностическое оборудование, образовательные программы, а также в создание единого национального регистра доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток — практика, которая успешно применяется за рубежом, однако в России пока находится на стадии становления.
Согласно докладу, в России темп прироста первичной заболеваемости раком лимфатической и кроветворной ткани вырос с 1,5% в 2018 году до 4,7% в 2019-м. В течение десяти лет — с 2009 по 2019 год — доля больных лейкозом на диспансерном учете росла ежегодно на 4,2%. По мнению авторов исследования, это может, с одной стороны, означать, что онкогематологические заболевания распространяются быстрее, чем другие виды рака. С другой — то, что такие пациенты чаще обращаются к врачам. Это также может говорить о более внимательном отношении онкологов-гематологов к больным.
Авторы исследования отмечают, что в России лимфомой и раком крови мужчины и женщины заболевают примерно с одинаковой частотой: в 2019 году их обнаружили более чем у 16 000 женщин и 14 500 мужчин. При этом смертность от онкогематологических заболеваний с 2013 по 2019 год стабильно увеличивалась — в отличие от смертности от других видов рака. В 2019 году от онкогематологических заболеваний умерли 16 400 человек, а среднегодовой прирост числа умерших за 2009-2019 годы составил 1%.
В исследовании отмечается, что среди пациентов в возрасте от 20 до 29 лет доля умерших существенно превышает регистрируемую заболеваемость: каждый третий (36%) летальный исход от злокачественного новообразования в возрасте 20–24 лет происходит из-за онкогематологии, а достигнутый в России уровень выявляемости ниже реального уровня заболеваемости. Эксперты обращают внимание на то, что регистр онкопациентов ведется не сплошным методом, не всегда заполняется добросовестно, в России много «невидимых» пациентов, и их число увеличилось из-за пандемии. При этом в стране регистрируют в полтора раза меньше случаев онкогематологии, чем в Европе.
Отсутствие централизованного регистра доноров — одна из главных проблем при лечении рака крови в России, подчеркивают эксперты. Всего в России 18 государственных и частных регистров, в них 160 000 потенциальных доноров, тогда как при населении более 146 млн человек потенциальных доноров в регистре должно быть порядка 1,5 млн. Системы перекрестного поиска между государственными и частными регистрами при этом нет.
В апреле правительство внесло в Госдуму законопроект, который предлагает создать федеральный регистр, а также компенсировать донорам расходы на проезд к месту забора костного мозга и гомеопатических стволовых клеток. Согласно документу, сведения для формирования регистра будут направлять медорганизации, также это смогут делать и профильные НКО. Законопроект, однако, пока не принят.
Среди главных проблем в исследовании отмечаются также низкий уровень диагностики, перегруженность врачей, дефицит профильных специалистов (который составляет порядка 40%) и особенности организации помощи в регионах: практически 85% всех пересадок костного мозга проводятся в Москве и Санкт-Петербурге.