В неорусском стиле: какие предметы искусства покажет обновленная «ГЭС-2»
Фонд V-A-C, основанный в 2009 году главой «Новатэка» миллиардером Леонидом Михельсоном и итальянским арт-менеджером, куратором Терезой Мавикой, развивает современное искусство, будь то живопись, аудиоинсталляции, перформанс, драматический спектакль, современный танец или даже мыльная опера. V-A-C (директор — Тереза Мавика) демонстрирует планетарные амбиции: поддерживает Венецианскую биеннале, устраивает совместные выставки с ведущими мировыми галереями и музеями, помогает Зальцбургскому фестивалю.
В 2015 году структуры Леонида Михельсона выкупили у «Мосэнерго» здание выведенной из эксплуатации ГЭС-2 1907 года постройки за 1,7 млрд рублей, и начался процесс реконструкции и создания нового московского городского пространства на площади более 2 га. Называлась сумма инвестиций — 8 млрд рублей.
Над созданием обновленной «ГЭС-2» начало работать архитектурное бюро RPBW притцкеровского лауреата Ренцо Пьяно. Апокрифы свидетельствуют: на первой встрече Леонида Михельсона и Ренцо Пьяно в Париже бизнесмен сообщил архитектору, что ему нужно здание, которое простоит лет сто, не меньше. На что Пьяно отвечал, что он оперирует датами от 500 лет и более.
Прилетев в Москву и прогулявшись по окрестностям Балчуга, Пьяно составил внушительный список зданий вокруг ГЭС, «которые ему понадобятся».
«Чтобы снести», — со смехом уточнил Леонид Михельсон прессе осенью 2019 года. Удалив десятки построек (уцелели только хранилище «Своды» XIX века водочного магната Смирнова), Ренцо Пьяно сосредоточился на здании бывшей Центральной электрической станции городского трамвая, построенной в неорусском стиле в 1907 году архитектором Василием Башкировым при участии инженера Василия Шухова.
Концепция обновленного пространства корректировалась по мере того, как шла реконструкция и реставрация. Сохранили и восстановили фирменные шуховские сетчатые несущие конструкции, использовав ту же технологию заклепок, что и 100 лет назад, а также метлахскую плитку на полу, лестничные марши, каменные ступени и лепной декор. Архитектор углубился вниз на два этажа (для обеспечения гидроизоляции забили 1554 сваи), и там разместили подземный паркинг и хранилище для коллекций фонда. Наземное пространство тактично разделили на четыре этажа, где оборудованы сцена и концертный зал на 420 посадочных мест, библиотека, выставочные площадки, магазин и три кафе.
В ризалитах разместили шесть апартаментов для художников и ресторан на 100 посадочных мест. В соседних «Сводах» c сохраненными оригинальными потолками Монье расположены керамические, текстильные, деревообрабатывающие и камнерезные мастерские, а также пекарня и кафе. И все это в полукольце березовой рощи, опоясывающей пространство, словно висячие сады Семирамиды: по особой технологии высажено 620 берез и 80 000 кустарников. «Замок в волшебном лесу!» — восклицал в эмоциональном порыве Ренцо Пьяно.
Впрочем, замок вполне функциональный. Под рощей оборудован паркинг на 207 машино-мест и есть зарядные станции для электромобилей. На стеклянной крыше (московский свет — особый фетиш итальянского архитектора) с усиленной теплоизоляцией немецкой фирмы Gartner установлено 5500 кв. м солнечных батарей — они дают «ГЭС-2» около 10% потребляемой энергии. Четыре 70-метровые синие («цвет Малевича», — гордится Ренцо Пьяно) трубы служат для фильтрации воздуха. Системы сбора дождевой воды обеспечивают технические потребности здания.
Создав пространство полного цикла художественного производства разных медиа (отсюда название «Дом культуры»), V-A-C развернул его лицом к широкой аудитории: «ГЭС-2» способен принимать одновременно около 2000 человек.
Первым проектом, подчеркивающим стремление к демократичности, заявлена «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?». Это оммаж современного исландского художника Кьяртанссона историческому прошлому новейшей России, первому и самому длинному телесериалу, который шел на отечественном телевидении с 1992 по 2002 год.
Фонд V-A-C оперирует внушительной частной коллекцией. В ней представлены и французские импрессионисты, и русские авангардисты, и Молодые британские художники, и московские концептуалисты.
В коллекции в 2018 году, по данным фонда, было около 200 работ — «голубых фишек» современного искусства за 100 лет. Все эти работы активно участвуют в выставках, организованных фондом в Венеции в палаццо Дзаттере и в лондонской галерее White Chapel, где c 2014 года четыре британских художника выступали кураторами, выбирая из коллекции произведения, что сильнее всего, на их взгляд, резонируют со временем.
Например, Майк Нельсон создал инсталляцию из африканских масок V века до нашей эры, скульптур Альберто Джакометти, Константина Бранкузи и Павла Альтмахера, установив их на полу, перенесенном из заброшенной мастерской. То есть он представил не только новое видение работ, но и новое произведение искусства, которое тоже вошло в коллекцию фонда.
Джеймс Ричардс выбрал из всего собрания только портрет работы Фрэнсиса Бэкона и создал для него аудиоинсталляцию. Фиона Баннер выбрала Клода Моне, Ричарда Аведона, Зигмара Польке, Герхарда Рихтера, Энди Уорхола и Бриджет Райли.
Кураторские эксперименты V-A-C показывают, что, например, «Купальщицы» Аристарха Лентулова вступают в диалог с «Весной священной» Энрико Давида и «Садовой живописью» Гэри Хьюма. А ведь в собрании есть еще и Луиз Буржуа, и Анатолий Осмоловский, и Елена Ковылина, и «Синие носы», и Арсений Жиляев, и Сергей Сапожников, и Александр Бродский, и Амедео Модильяни. Коллекцию разместят в хранилище в подземелье «ГЭС-2».