Театр одного актера: Джейк Джилленхол устраивает драму в фильме «Виновный»
В 2018 году на кинофестивале «Сандэнс» датский режиссер Густав Меллер представил свой первый фильм — «Виновный» — с довольно популярным в Скандинавии актером Якобом Седергреном в главной роли. Кинокритики, посмотревшие фильм на YouTube, высоко оценили картину, которая даже получила приз зрительских симпатий в категории «Мировое кино — драма». Датчанам лента понравилась настолько, что страна выдвинула ее на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Картина вошла в шорт-лист, но в итоге не была номинирована на премию.
Это история Асгера Хольма — оператора службы спасения 112 в восточной части Зеландии (административная область в Дании). Раньше Хольм был полицейским, но из-за какого-то происшествия, требующего судебного разбирательства, его временно отстранили от работы в поле и отправили в кол-центр. В один из вечеров он получает звонок от женщины, которую похитили. Асгер пытается выяснить, что произошло, и понять, как можно помочь жертве, учитывая, что в его распоряжении только телефон и база данных граждан Дании.
Оригинальную — датскую — ленту «Виновный» показывали только в США, но и этого оказалось достаточно, чтобы Меллера (хотя бы косвенно) в итоге настигла мировая слава. Одним из тех, кто посмотрел в Штатах фильм, стал актер Джейк Джилленхол. Его очень впечатлила идея картины, и он захотел сделать американский ремейк «Виновного». В 2015 году актер вместе с продюсером Ривой Маркер основал продакшен-компанию Nine Stories, которая и должна была реализовать проект. Джилленхол изначально предполагал, что главную роль в картине сыграет он сам.
Меллер согласился продать права на идею Джейку и Риве, чтобы они сняли американский ремейк, но сразу заявил, что сам лично никакого участия в проекте принимать не будет, потому что хочет сосредоточиться на новых картинах. В 2020 году Джилленхол рассказал, что Ник Пиццолатто (автор и исполнительный продюсер культового сериала «Настоящий детектив») займет кресло сценариста в ремейке, а режиссером картины станет Антуан Фукуа. В сентябре 2020 года, за несколько месяцев до начала съемок фильма, Netflix приобрел права на распространение нового «Виновного» по всему миру за $30 млн. Ранее стриминговый сервис уже сотрудничал с Nine Stories. Компания Джилленхола и Маркер отвечала за производство фильма «Дьявол всегда здесь» 2020 года с Томом Холландом, Биллом Скарсгардом и Робертом Паттинсоном в главных ролях.
Символично, что именно Антуан Фукуа стал режиссером ремейка, потому что свою карьеру он начал с работы над музыкальными клипами. На протяжении нескольких лет он снимал видео для Тони Брэкстон, Принса и Стиви Уандера. А Густав Меллер когда-то увидел на YouTube простой аудиоклип, рассказывающий историю женщины, которая пытается дозвониться в службу спасения, потому что ее похитили. Никакое видео не сопровождало этот разговор, потому что похититель жертвы находился рядом с ней. В интервью изданию No Film School Меллер рассказывал, что его впечатлило, насколько живым и ярким получился этот аудиоклип без картинки. Фразы и интонации героини вызывали у него точные образы в голове, которые не требовали визуализации. И так Густав понял, что хочет снять не фильм, а длинный видеоклип — в картине «Виновный» один главный герой, который постоянно находится в одной комнате кол-центра службы спасения. Весь нарратив зритель узнает из диалогов и монологов, дополняя слова образами в собственной голове.
Сюжет американского ремейка «Виновного» ничуть не отличается от датского оригинала. Джо Бейлор (собственно, Джейк Джилленхол) работает в ночную смену в кол-центре 911, в который поступает крайне много звонков из-за лесных пожаров на Голливудских холмах. Завтра Бейлора ждет суд из-за убийства во время службы, а сегодня ему нужно спасти женщину, которую по какой-то причине похитил собственный муж, возможно, причинивший вред их детям.
На протяжении практически 1,5 часа в кадре только Джилленхол, переживающий истерику, гнев, разочарование, стыд, вину, страх и радость. Джилленхол очень хорошо напоминает зрителю о том, что он может играть значительно лучше, чем в фильме «Человек-паук: вдали от дома». Если от этой картины складывалось ощущение, что эмоции Джейка такие же натянутые и неестественные, как трико Мистерио, то в «Виновном» Джилленхолу веришь на все 100%. Этот фильм — театр одного актера, который целиком держится на Джейке и его таланте. Поэтому, чтобы удержать внимание зрителя, Джилленхолу приходится плакать, тут же мгновенно срываться в бешенстве, затем переживать паническую атаку, снова безмерно злиться — то ли на себя, то ли на системность правоохранительных органов, то ли на человека, похитившего жену.
Разобраться, что на самом деле произошло с женщиной, позвонившей в 911, герою Джейка Джилленхола мешают стереотипы. Он привык верить, что источник насилия — всегда мужчина. Он ведется на испуганный и милый женский голос. Он пытается защитить с помощью давления и угроз, потому что уверен в своем праве на насилие. При этом полицейскому Бейлору не верят даже дети, которые убеждены, что полицейские никогда не выбирают сторону пострадавшего и существуют исключительно в рамках бюрократической машины, требующей как можно быстрее закрыть как можно больше дел.
Сам Бейлор так страдает от механизмов системы, что абсолютно сломлен и раздавлен. И именно это состояние помогает герою Джилленхола разобраться в ситуации. Ему непременно нужно кого-то спасти, чтобы почувствовать себя лучше. Ближе к финалу коллега Бейлора сформулирует главную идею фильма — поломанные люди спасают поломанных людей. Даже полицейское форматирование прогибается под простыми человеческими эмоциями. И, учитывая, что мир каждый день существует в режиме пожаров, пандемии, войны, чрезвычайных происшествий и террористических актов, нужно научиться принимать свои и чужие страхи, чтобы услышать, как можно помочь себе и другим.