От Виктории до Елизаветы II: королевы Великобритании — музы и коллекционеры
Издательство «Слово» в серии «Великие музеи мира» выпустило альбом «Королевская коллекция. Великобритания». На его страницах представлены более 220 шедевров живописи, графики и миниатюры из королевской коллекции — собрания произведений искусства, принадлежащего Британской короне и Елизавете II. С разрешения издательства Forbes Life публикует фрагмент книги
Активное формирование королевского собрания продолжилось в период правления королевы Виктории (1819–1901), которая сама была художником-любителем и с юных лет обучалась рисованию и живописи; в Королевской коллекции хранится более 4000 ее рисунков, акварелей, гравюр и литографий. Как и Георг III, она считала своим долгом поощрять развитие национального искусства и оказывать всевозможную поддержку лондонской Королевской академии художеств, несмотря на то, что официально это учреждение объявило о финансовой независимости. Тем не менее именно в этот период академия обрела новое пристанище — Берлингтон-хаус, куда она переехала в 1867 году. Здание, официально находящееся в собственности правительства Британии, было передано академии в номинальную аренду на 999 лет, что само по себе стало существенной субсидией со стороны правительства.
Королева регулярно посещала выставки академии и нередко приобретала картины или делала заказы отдельным художникам, руководствуясь как собственными симпатиями, так и политическими соображениями. Таким образом произведения, достойно иллюстрирующие и важные исторические события, и повседневную жизнь британского народа, имели высокие шансы попасть в королевское собрание. Не будучи столь тщеславной, как Георг IV, Виктория тем не менее прекрасно осознавала свою роль главы мощной империи, однако воспринимала искусство не только как инструмент для поддержания монархической власти, но и как возможность пропагандировать определенные моральные устои и жизненные ценности, важные для нее самой. Именно поэтому, наряду с пышными парадными портретами, подчеркивающими ее королевский статус, на протяжении всего правления королевы Виктории было исполнено множество изображений, где она предстает любящей женой, заботливой матерью и добродетельной христианкой. Викторианские художники впервые получили возможность изображать королевских особ в формате жанровой живописи, что также способствовало увеличению заказов и значительному росту численности картин, посвященных Виктории и ее семье.
Следует отметить, что подобный подход к современной живописи практически лишал королеву возможности познакомиться с художниками, не выставлявшимися в академии или не работавшими в «официальных», одобряемых ею жанрах.
По этой причине в Королевской коллекции не так много произ ведений прерафаэлитов, представителей британского эстетизма и импрессионизма.
Не исключено, что художественные предпочтения королевы могли бы остаться в рамках британской школы, если бы не ее муж — принц Альберт (1819–1861), оказавшийся глубоким знатоком и страстным любителем искусства. Как и королева Виктория, принц Альберт был талантливым художником-любителем, увлекался дизайном, нередко лично принимал участие в оформлении интерьеров дворцов, принадлежавших королевской чете, а также сыграл ключевую роль в истории создания Южнокенсингтонского музея, сегодня известного как Музей Виктории и Альберта.
Принц Альберт также инициировал реорганизацию и более систематическую каталогизацию Королевской коллекции и оборудовал Кабинет графики в Виндзорском замке. Увлеченный новыми возможностями фотографии, он начал масштабный проект по репродуцированию графических работ Рафаэля, который позволил изучить последовательность развития замыслов художника: от наброска к конечному воплощению.
Еще до женитьбы Альберт совершил путешествие в Италию, которое оказало решающее влияние на формирование его художественного вкуса. Помимо шедевров классического искусства он открыл для себя творчество мастеров Проторе-нессанса и Раннего Возрождения в тот период, когда они были мало известны в Европе. Кроме того, принц никогда не забывал о своих немецких корнях, что нашло отражение в его увлечении живописью Северного Возрождения. Зная вкусы мужа, королева нередко преподносила ему в дар те или иные произведения искусства, которые в конце концов пополнили фонды Королевской коллекции.
Увлеченные друг другом супруги, Виктория и Альберт, много времени проводили вместе, увековечив свою семейную жизнь в серии из девяти акварельных альбомов, запечатлевших важные события из их жизни, от крестин детей до дипломатических балов, от идиллических пейзажей, увиденных ими во время путешествий и загородных поездок, до роскошных интерьеров Букингемского дворца и Виндзорского замка. Виктория нередко упоминала в своем дневнике о тихих, счастливых вечерах, которые они с Альбертом проводили, рассматривая свои акварели и обсуждая, какие сцены включить в тот или иной альбом и какое название следует вписать на страницу под каждой из них. К сожалению, ранняя смерть принца положила конец и дальнейшему созданию семейных альбомов, и активной закупке новых живописных произведений.
Полный драматических событий XX век в каком-то смысле отодвинул на второй план интересы монархов в области искусства. Немногие из коронованных особ занимались пополнением коллекции. Тем не менее королева Александра (1844–1925), супруга короля Эдуарда VII (1841–1910), положила начало собранию ювелирных изделий русского ювелира Карла Фаберже, которое сегодня является наиболее крупным за пределами России. Ее супруг также приобретал изделия Фаберже для нее в подарок, пополняя ее коллекцию. Супруга короля Георга V королева Мария (1867–1953), которая увлеклась искусством еще в юности, но только после замужества в 1893 году смогла себе позволить заняться коллекционированием художественных произведений, в первую очередь —предметов декоративно-прикладного искусства. Важная роль в развитии национального искусства принадлежала Елизавете (1900–2002) — супруге короля Георга VI, которая в нелегкое для страны послевоенное время поддерживала британских художников, покупая работы Огастеса Джона, Уолтера Сиккерта, Пола Нэша и Грэхема Сазерленда.
Ее дочь, королева Елизавета II (род. 1926), успешно продолжила заботиться о наследии своих предков, но одновременно сместила центр внимания с приобретения новых произведений на организацию и финансирование Королевской коллекции, которая при ней в 1987 году получила статус самостоятельной институции королевского двора (Royal Household), существующей при поддержке некоммерческого фонда, учрежденного в 1993 году. По распоряжению Елизаветы II еще в 1962 году Королевская галерея в Букингемском дворце стала доступна для публики. Кроме того, правящая королева значительно расширила доступ общественности к королевским резиденциям, включая королевские апартаменты в Виндзорском замке и, впервые, королевские апартаменты в Букингемском дворце.
Но хотя в последние десятилетия Королевская коллекция функционирует в схожем с классическим музеем духе — принимает посетителей и даже активно участвует в выставочной деятельности, коллекция не ассоциируется с каким-либо конкретным зданием, а размещается в действующих или уже бывших королевских резиденциях по всему Соединенному Королевству, большинство из которых открыты для публики. К ним относятся Виндзорский замок, Букингемский дворец, Холирудский дворец, Хэмптон-корт, Лондонский Тауэр, Осборн-хаус, Кенсингтонский дворец, замок Хиллсборо и Королевский павильон в Брайтоне, где произведения искусства предстают перед публикой в тех исторических помещениях, для которых они были первоначально заказаны или приобретены.
Значительные сокровища коллекции находятся в Букингемском дворце и примыкающей к нему Галерее королевы, хотя это здание, некогда носившее название «Букингемский дом», было приобретено лишь в 1761 году королем Георгом III для королевы Шарлотты и их 15 детей. В течение последующих десятилетий дворец был значительно перестроен и расширен, а в 1837 году, после восшествия на престол королевы Виктории, был официально объявлен главной резиденцией британских монархов. Парадные залы используются для различных придворных церемоний, приемов и официальных мероприятий, в остальное время они открыты для посещения публикой. Оформление интерьеров в торжественном стиле принадлежит архитектору Джону Нэшу, работавшему по заказу короля Георга IV. Некоторые из этих интерьеров были переделаны в дальнейшем для других монархов, например, для королевы Виктории и Эдуарда VII. И сегодня эти залы украшают выдающиеся произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства: статуи Антонио Кановы, Уильяма Тида Младшего и других мастеров классицизма начала XIX века, китайский фарфор и изделия Севрской мануфактуры, а также мебель и предметы интерьера, изготовленные королевскими мастерами разных эпох. Что касается живописных шедевров, то большая их часть находится в Галерее королевы — одном из главных парадных залов Западного крыла Букингемского дворца.
Когда-то на месте галереи располагался один из трех павильонов Букингемского дворца, возведенных по проекту Джона Нэша в 1831 году. Впоследствии здесь размещалась часовня королевы Виктории, которая в 1940 году сильно пострадала во время воздушного налета на Лондон. По предложению герцога Эдинбургского здание было восстановлено, и в нем в 1962 году открыли художественную галерею, которая сегодня используется как экспозиционное пространство для многочисленных временных выставок различных шедевров, хранящихся в Королевской коллекции.
Букингемский дворец стал домом для королевской семьи в середине XVIII века, а дворцовый ансамбль Хэмптон-корт, перешедший в собственность монархии еще при Генрихе VIII, перестал привлекать британских правителей как раз с середины XVIII века. В 1838 году королева Виктория открыла доступ во дворец для широкой публики — вход был бесплатным.
По сей день в залах Хэмптон-корт размещаются выдающиеся сокровища Королевской коллекции. Именно здесь находятся многие шедевры старых мастеров, приобретенные еще в эпоху Стюартов, такие как серия монументальных полотен Андреа Мантеньи «Триумфы Цезаря», расположенная в Нижней галерее дворца, великолепная подборка картин итальянских живописцев от Дуччо ди Буонинсенья до Караваджо, Артемизии Джентилески и Каналетто. Здесь же представлены произведения выдающихя иностранных художников, работавших при дворе подобно Антонису ван Дейку и Готфриду Неллеру, а также обширная группа картин, предметов интерьера и произведений ний декоративно-прикладного искусства, созданных британскими мастерами. В Хэмптон-корт хранятся многочисленные живописные произведения, самые ценные шпалеры, приобретенные Генрихом VIII, оригинальные предметы мебели XVII– XVIII столетий, коллекция изделий Делфтского и восточного фарфора, собранная Вильгельмом III и Марией II, и произведения скульптуры.
Одной из самых эффектных достопримечательностей, связанных с историей британской монархии и ее художественным собранием, является Виндзорский замок. Основанный Вильгельмом Завоевателем почти тысячу лет тому назад в долине реки Темзы в 30 километрах от Лондона Виндзорский замок на протяжении столетий много раз перестраивался в соответствии с архитектурными фантазиями многих поколений монархов с совершенно различными вкусами. Одна из важнейших реконструкций произошла в эпоху правления Карла II, когда замок, окруженный охотничьими угодьями, приобрел облик роскошного дворца. Во время недолгого правления Якова II его интерьер украсила знаменитая серия Виндзорские красавицы, исполненная голландским живописцем и придворным художником Карла II Питером Лели.
Свой современный облик Виндзорский замок приобрел в XIX веке, в эпоху правления Георга IV. Амбициозный план короля состоял в том, чтобы превратить замок из здания, в котором смешано множество стилей, в единый архитектурный ансамбль. В этот период стены замка были украшены зубцами, бойницами и стрельчатыми арками,а доминантой ансамбля стала массивная Круглая башня. Таким образом, внешний облик здания стал напоминать средневековую крепость, в то время как его интерьеры были оформлены в разных стилях — от готики до рококо. Важное место занимал так называемый Зал Ватерлоо, посвященный победе антинаполеоновской коалиции над Францией и украшенный портретами победителей в основном кисти Томаса Лоуренса. Известно, что идея создать такой зал вдохновила русского императора Александра I и он нанял Джорджа Доу, одного из ассистентов Лоуренса, для написания портретов знаменитой Военной галереи Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
В этот же период серьезно изменились и окрестности замка, которые постепенно начали приобретать черты ухоженного королевского парка. Начиная со второй половины XVIII столетия панорамный вид Виндзорского замка стал одним из излюбленных объектов для британских пейзажистов, чьи работы нередко попадали в Королевскую коллекцию.
Здесь же расположен окруженный садами Фрогмор-хаус, приобретенный королевой Шарлоттой в начале 1790-х годов.